Напоминание

Экспериментальная химия


Автор: Дзукаева Магдалина Ахсаровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: сош №1
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспериментальная химия
Раздел: среднее образование





Назад




ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ

Пояснительная записка

В российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в

Российской Федерации» и «Концепции структуры и содержания общего среднего

образования в школе» отмечается, что современная система образования способна

использовать вариативность образовательных программ, обеспечивающих

индивидуализацию образования. Для успешного выполнения обязательного минимума и

требований к уровню подготовки выпускников, которые содержит федеральный компонент

содержания общего (полного) химического образования, необходимо оптимально

использовать современные технологии обучения, практические задания, эффективный

результат дает использование элективных курсов.

Элективный курс включает в себя обязательный минимум содержания основного общего

образования по химии, материал по углублению школьного курса химии по таким темам, на

которые следует обратить особое внимание (галогены, гидролиз солей, электролиз и ОВР).

Каждый раздел включает краткий теоретический материал и систему заданий,

способствующих формированию и развитию таких умений и навыков как: работа с

учебником и дополнительной литературой, умение анализировать, сравнивать, устанавливать

причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать, делать выводы, осуществлять

самоконтроль и самооценку. Система заданий разнообразна по форме, содержанию и степени

сложности и требует от учащихся активной познавательной деятельности.

Курс рассчитан на ученика увлеченного, желающего получать знания на более высоком

уровне. Для успешной работы необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в

рамках школьной программы по химии, вычислительными навыками, алгоритмами решения

типовых задач.

Предлагаемые задачи и задания выполняются в условиях сотрудничества, которое

представляется более мощным орудием поиска оригинального решения, чем в одиночку.

Предлагаемый материал, освещает основной круг вопросов, подлежащих разбору,

устанавливает логическую последовательность изучения материала, дает возможность

унифицировать план проведения практических занятий.

Особое внимание уделено взаимосвязи строения и реакционной способности химических

веществ, окислительно-восстановительным процессам, процессам, протекающим в

растворах.

По тематическому планированию курс рассчитан на 36 недель по 1 час в неделю. Целью

практических занятий является проработка теоретического материала, привитие навыков

составления химических уравнений, решения задач (в приложении элективного курса,

приведены алгоритмы решения простейших задач). Большое число упражнений и задач дает

возможность индивидуального подхода в зависимости от их школьной подготовки.

Текущий контроль теоретической части осуществляется путем устного опроса, проверки

домашних заданий, дидактического материала, подготовленного учителем (карточки).

Практические работы проводятся параллельно с теорией и способствуют закреплению

полученных знаний. Методика проведения практических занятий должна постепенно

приучить учащихся к самостоятельной проработке материала по учебникам, конспектам, а

также подготовить школьников к обучению курсов химии в вузе, техникуме, колледже и т.д.

Данный элективный курс рассчитан на учеников 9 классов.

Продолжительность курса: 36 часов и предполагает изучение его в течение учебного года.

Ожидаемый результат:

знание основных понятий и законов химии (систематизация);

умение решать задачи и выполнять тестовые задания повышенного уровня

сложности;

успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Цели и задачи курса

Основной целью данного элективного курса является введение учащихся в

экспериментальную общую химию. Стремясь к достижению поставленной цели, мы решаем

следующие задачи:

Образовательные

углубить и расширить знания учащихся по общей химии;

раскрыть роль эксперимента в химии;

сформировать у школьников практические навыки, умение правильно

обращаться с изученными веществами, приборами, проводить несложные

химические опыты.

Развивающие

сформировать умение сравнивать, выявлять существенное,

устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать

знания;

развить познавательный интерес учащихся к химии;

развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;

развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;

совершенствовать умения работать с литературой и средствами

мультимедиа.

Воспитательные

сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины

мира;

способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию

нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду;

подготовить учащихся к сдаче экзамена, поступлению в вуз;

подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору

жизненного пути;

развить учебно-коммуникативные умения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки сформулированы в соответствии с целями и задачами

химического образования, его содержанием, а также особенностями процесса обучения.

Представленные требования по общей химии предполагают, что ученики должны:

приобрести умения применять знания – теоретические (понятия, законы и

теории химии) и фактологические (сведения о неорганических веществах и

процессах);

овладеть определенными способами деятельности (составление химических

формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов,

осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);

уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с

правилами техники безопасности.

Требования к выполнению химического эксперимента:

Уметь грамотно проводить химические эксперименты;

Наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;

Знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Требования к решению расчетных задач:

Грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее

решения;

Уметь решать расчетные задачи различных типов и уровней сложности.

Содержание учебной программы

Тема 1: Введение

Правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием в

кабинете химии. Знакомство с оборудованием, посудой. Порядок выполнения опытов и

составления отчетов.

Тема 2: Первоначальные понятия и законы

Предмет химии. Роль химии в обществе. Основные понятия химии (атом, молекула,

химический элемент, молекулярная и молярная массы, молярный объем, валентность,

степень окисления). Химическая символика, уравнения химических реакций, подбор

коэффициентов. Основные законы химии: закон постоянства состава, закон сохранения

массы, газовые законы.

Закон постоянства состава. Дальтониды и бертоллиды. Закон сохранения массы веществ и его

применение. Газовые законы (Гей-Люссака, Авогадро и его следствия). Относительная

плотность газов. Классификация химических реакций.

Уравнения химических реакций и расчеты по ним. Алгоритмы решения задач. Усложненные

задачи.

Тема 3: Термодинамика

Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Скорость химической реакции.

Понятие об энергии активации. Зависимость скорости химической реакции. Понятие о

катализе. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия при изменении

температуры, давления, концентрации. Принцип Ле-Шателье.

Тема 4: Основные классы веществ

Основные классы неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации.

Оксиды, кислоты, основания, соли. Классификация и номенклатура каждого класса. Способы

получения и химические свойства. Генетическая связь между классами неорганических

веществ.

Тема 5: Строение атома

Ядерная модель строения атома. Строение электронных оболочек атомов (постулаты Бора,

принцип Паули, правило Гунда). Строение ядра. Понятие о ядерных реакциях. Свойства

атомов (радиус, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, типы

кристаллических решеток). Типы химической связи (ионная, ковалентная, металлическая,

водородная). Периодический закон (история, значение, развитие, формулировка).

Зависимость химических свойств элементов и их соединений от строения атомов.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов

Д.И.Менделеева.

Тема 6: Теория растворов

Классификация растворов. Растворимость и ее зависимость. Процесс растворения.

Химическая теория растворов Д.И.Менделеева. Концентрация растворов и способы ее

выражения (процентная, молярная, нормальная).

Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, солей,

щелочей. Сила электролита, степень диссоциации. Понятие о рН раствора, произведение

растворимости. Условия необратимости химических реакций. Составление ионных

уравнений реакций.

Гидролиз солей. Примеры ступенчатого и необратимого гидролиза.

Тема 7: Электрохимия и ОВР

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и

растворов электролитов. Практическое значение электролиза.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Окислители, восстановители.

Классификация окислительно-восстановительных реакций, примеры. Порядок составления

уравнений ОВР и подбор коэффициентов методами электронного баланса и полуреакций.

Тема 8: Неметаллы

Строение атома водорода. Изотопы водорода, их нахождение в природе. Получение водорода

в промышленности и лабораторных условиях. Химические свойства водорода.

Восстановительные и окислительные свойства.

Общая характеристика галогенов. Строение атома и химические свойства. Хлор. Получение,

физические и химические свойства. Важнейшие соединения хлора. Хлороводород.

Элементы подгруппы халькогенов (положение в периодической системе химических

элементов, строение, аллотропия). Кислород. Получение, свойства. Горение простых и

сложных веществ. Озон. Сера. Получение, свойства. Соединения серы (сероводород, соли).

Серная кислота.

Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы периодической системы

химических элементов. Азот. Строение, получение, свойства. Аммиак и его соли. Строение,

свойства, получение, качественная реакция на катион аммония. Азотная кислота и ее соли.

Строение, свойства, получение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами в зависимости

от концентрации кислоты и активности металла. Качественная реакция на нитрат ион.

Фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение, свойства,

получение, аллотропия. Соединения фосфора (оксиды, кислоты, соли). Фосфорные

удобрения.

Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы. Строение атома,

аллотропия. Химические свойства углерода и кремния в сравнении. Оксида углерода и

кремния в сравнении. Угольная и кремневая кислоты. Качественные реакции на их соли.

Тема 9: Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов. Строение

электронных оболочек, зависимость свойств металлов от их строения. Общие способы

получения металлов. Химические свойства металлов. Щелочные и щелочноземельные

металлы. Алюминий. Способы получения и свойства (амфотерность) оксида и гидроксида

алюминия.

Хром. Железо. Строение атомов, получение, свойства, нахождение в природе. Наиболее

важные соединения. Коррозия металлов, ее виды. Способы защиты от коррозии. Сплавы.

Тема 10: Дополнительный курс

Дисперсные системы. Дисперсные фазы. Основные типы дисперсных систем. Значение

дисперсных систем.

Комплексные соединения. Комплексообразователи. Строение комплексных соединений.

Типы комплексных соединений. Номенклатура. Значение комплексных соединений.

Тема 11: Обобщение

Тестирование. Сдача проектов.

Проверка и оценка знаний по курсу химии. Выявление пробелов в знаниях.

Методы и формы обучения

Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.



В раздел образования