Автор: Дзукаева Магдалина Ахсаровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: сош №1
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспериментальная химия
Раздел: среднее образование
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ
Пояснительная записка
В российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в
Российской Федерации» и «Концепции структуры и содержания общего среднего
образования в школе» отмечается, что современная система образования способна
использовать вариативность образовательных программ, обеспечивающих
индивидуализацию образования. Для успешного выполнения обязательного минимума и
требований к уровню подготовки выпускников, которые содержит федеральный компонент
содержания общего (полного) химического образования, необходимо оптимально
использовать современные технологии обучения, практические задания, эффективный
результат дает использование элективных курсов.
Элективный курс включает в себя обязательный минимум содержания основного общего
образования по химии, материал по углублению школьного курса химии по таким темам, на
которые следует обратить особое внимание (галогены, гидролиз солей, электролиз и ОВР).
Каждый раздел включает краткий теоретический материал и систему заданий,
способствующих формированию и развитию таких умений и навыков как: работа с
учебником и дополнительной литературой, умение анализировать, сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать, делать выводы, осуществлять
самоконтроль и самооценку. Система заданий разнообразна по форме, содержанию и степени
сложности и требует от учащихся активной познавательной деятельности.
Курс рассчитан на ученика увлеченного, желающего получать знания на более высоком
уровне. Для успешной работы необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в
рамках школьной программы по химии, вычислительными навыками, алгоритмами решения
типовых задач.
Предлагаемые задачи и задания выполняются в условиях сотрудничества, которое
представляется более мощным орудием поиска оригинального решения, чем в одиночку.
Предлагаемый материал, освещает основной круг вопросов, подлежащих разбору,
устанавливает логическую последовательность изучения материала, дает возможность
унифицировать план проведения практических занятий.
Особое внимание уделено взаимосвязи строения и реакционной способности химических
веществ, окислительно-восстановительным процессам, процессам, протекающим в
растворах.
По тематическому планированию курс рассчитан на 36 недель по 1 час в неделю. Целью
практических занятий является проработка теоретического материала, привитие навыков
составления химических уравнений, решения задач (в приложении элективного курса,
приведены алгоритмы решения простейших задач). Большое число упражнений и задач дает
возможность индивидуального подхода в зависимости от их школьной подготовки.
Текущий контроль теоретической части осуществляется путем устного опроса, проверки
домашних заданий, дидактического материала, подготовленного учителем (карточки).
Практические работы проводятся параллельно с теорией и способствуют закреплению
полученных знаний. Методика проведения практических занятий должна постепенно
приучить учащихся к самостоятельной проработке материала по учебникам, конспектам, а
также подготовить школьников к обучению курсов химии в вузе, техникуме, колледже и т.д.
Данный элективный курс рассчитан на учеников 9 классов.
Продолжительность курса: 36 часов и предполагает изучение его в течение учебного года.
Ожидаемый результат:
знание основных понятий и законов химии (систематизация);
умение решать задачи и выполнять тестовые задания повышенного уровня
сложности;
успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
Цели и задачи курса
Основной целью данного элективного курса является введение учащихся в
экспериментальную общую химию. Стремясь к достижению поставленной цели, мы решаем
следующие задачи:
•
Образовательные
•
углубить и расширить знания учащихся по общей химии;
•
раскрыть роль эксперимента в химии;
•
сформировать у школьников практические навыки, умение правильно
обращаться с изученными веществами, приборами, проводить несложные
химические опыты.
•
Развивающие
•
сформировать умение сравнивать, выявлять существенное,
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать
знания;
•
развить познавательный интерес учащихся к химии;
•
развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;
•
развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;
•
совершенствовать умения работать с литературой и средствами
мультимедиа.
•
Воспитательные
•
сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины
мира;
•
способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию
нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду;
•
подготовить учащихся к сдаче экзамена, поступлению в вуз;
•
подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору
жизненного пути;
•
развить учебно-коммуникативные умения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки сформулированы в соответствии с целями и задачами
химического образования, его содержанием, а также особенностями процесса обучения.
Представленные требования по общей химии предполагают, что ученики должны:
•
приобрести умения применять знания – теоретические (понятия, законы и
теории химии) и фактологические (сведения о неорганических веществах и
процессах);
•
овладеть определенными способами деятельности (составление химических
формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов,
осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);
•
уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с
правилами техники безопасности.
Требования к выполнению химического эксперимента:
•
Уметь грамотно проводить химические эксперименты;
•
Наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;
•
Знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Требования к решению расчетных задач:
•
Грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее
решения;
•
Уметь решать расчетные задачи различных типов и уровней сложности.
Содержание учебной программы
Тема 1: Введение
Правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием в
кабинете химии. Знакомство с оборудованием, посудой. Порядок выполнения опытов и
составления отчетов.
Тема 2: Первоначальные понятия и законы
Предмет химии. Роль химии в обществе. Основные понятия химии (атом, молекула,
химический элемент, молекулярная и молярная массы, молярный объем, валентность,
степень окисления). Химическая символика, уравнения химических реакций, подбор
коэффициентов. Основные законы химии: закон постоянства состава, закон сохранения
массы, газовые законы.
Закон постоянства состава. Дальтониды и бертоллиды. Закон сохранения массы веществ и его
применение. Газовые законы (Гей-Люссака, Авогадро и его следствия). Относительная
плотность газов. Классификация химических реакций.
Уравнения химических реакций и расчеты по ним. Алгоритмы решения задач. Усложненные
задачи.
Тема 3: Термодинамика
Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Скорость химической реакции.
Понятие об энергии активации. Зависимость скорости химической реакции. Понятие о
катализе. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия при изменении
температуры, давления, концентрации. Принцип Ле-Шателье.
Тема 4: Основные классы веществ
Основные классы неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации.
Оксиды, кислоты, основания, соли. Классификация и номенклатура каждого класса. Способы
получения и химические свойства. Генетическая связь между классами неорганических
веществ.
Тема 5: Строение атома
Ядерная модель строения атома. Строение электронных оболочек атомов (постулаты Бора,
принцип Паули, правило Гунда). Строение ядра. Понятие о ядерных реакциях. Свойства
атомов (радиус, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, типы
кристаллических решеток). Типы химической связи (ионная, ковалентная, металлическая,
водородная). Периодический закон (история, значение, развитие, формулировка).
Зависимость химических свойств элементов и их соединений от строения атомов.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева.
Тема 6: Теория растворов
Классификация растворов. Растворимость и ее зависимость. Процесс растворения.
Химическая теория растворов Д.И.Менделеева. Концентрация растворов и способы ее
выражения (процентная, молярная, нормальная).
Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, солей,
щелочей. Сила электролита, степень диссоциации. Понятие о рН раствора, произведение
растворимости. Условия необратимости химических реакций. Составление ионных
уравнений реакций.
Гидролиз солей. Примеры ступенчатого и необратимого гидролиза.
Тема 7: Электрохимия и ОВР
Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и
растворов электролитов. Практическое значение электролиза.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Окислители, восстановители.
Классификация окислительно-восстановительных реакций, примеры. Порядок составления
уравнений ОВР и подбор коэффициентов методами электронного баланса и полуреакций.
Тема 8: Неметаллы
Строение атома водорода. Изотопы водорода, их нахождение в природе. Получение водорода
в промышленности и лабораторных условиях. Химические свойства водорода.
Восстановительные и окислительные свойства.
Общая характеристика галогенов. Строение атома и химические свойства. Хлор. Получение,
физические и химические свойства. Важнейшие соединения хлора. Хлороводород.
Элементы подгруппы халькогенов (положение в периодической системе химических
элементов, строение, аллотропия). Кислород. Получение, свойства. Горение простых и
сложных веществ. Озон. Сера. Получение, свойства. Соединения серы (сероводород, соли).
Серная кислота.
Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы периодической системы
химических элементов. Азот. Строение, получение, свойства. Аммиак и его соли. Строение,
свойства, получение, качественная реакция на катион аммония. Азотная кислота и ее соли.
Строение, свойства, получение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами в зависимости
от концентрации кислоты и активности металла. Качественная реакция на нитрат ион.
Фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение, свойства,
получение, аллотропия. Соединения фосфора (оксиды, кислоты, соли). Фосфорные
удобрения.
Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы. Строение атома,
аллотропия. Химические свойства углерода и кремния в сравнении. Оксида углерода и
кремния в сравнении. Угольная и кремневая кислоты. Качественные реакции на их соли.
Тема 9: Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Строение
электронных оболочек, зависимость свойств металлов от их строения. Общие способы
получения металлов. Химические свойства металлов. Щелочные и щелочноземельные
металлы. Алюминий. Способы получения и свойства (амфотерность) оксида и гидроксида
алюминия.
Хром. Железо. Строение атомов, получение, свойства, нахождение в природе. Наиболее
важные соединения. Коррозия металлов, ее виды. Способы защиты от коррозии. Сплавы.
Тема 10: Дополнительный курс
Дисперсные системы. Дисперсные фазы. Основные типы дисперсных систем. Значение
дисперсных систем.
Комплексные соединения. Комплексообразователи. Строение комплексных соединений.
Типы комплексных соединений. Номенклатура. Значение комплексных соединений.
Тема 11: Обобщение
Тестирование. Сдача проектов.
Проверка и оценка знаний по курсу химии. Выявление пробелов в знаниях.
Методы и формы обучения
Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.