Напоминание

Сказкотерапия как метод развития речи у дошкольников


Автор: Диляра Адгамовна Узбекова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С "Гнездышко" ЯНАО г.Новый Уренгой
Населённый пункт: НОВЫЙ УРЕНГОЙ,Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Сказкотерапия как метод развития речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Cказкотерапия как один из методов

преодоления школьной дезадаптации

.

В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!”.

Жили были … Или в некотором царстве в тридесятом

государстве… Каждый ребенок слушает эти слова с удовольствием,

теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки

рассказывают мамы, бабушки и воспитатели. Дети выбирают

удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или мягким,

пушистым игрушкам и слушают сказки. Оказываясь под

воздействием сказки, маленькому ребенку хорошо и комфортно.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается

с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром

литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем

окружающим миром в целом. Сопереживая сказочным героям, дети

обращаются к своим чувствам, осознают причины своих волнений

через сказочные образы. У детей появляются новые представления

о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях

окружающего мира Но наступает момент, когда ребенок становится

школьником и сталкивается с первыми трудностями. Начало учебы

– действительно трудное время для ребенка, как в социально-

психологическом, так и в физиологическом плане. У

первоклассников в первые дни посещения школы снижается

сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит,

повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Все это признаки школьной дезадаптации.

Я считаю, что проблема школьной дезадаптации может быть

решена с помощью сказкотерапевтических занятий.

Сказкотерапия – метод достаточно известный в

педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно

используемый. Сказкотерапия – это, прежде всего, язык, на

котором можно вести беседы с душой человека. Метод этот

появился сравнительно недавно, и у разных специалистов он

порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это

лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для

третьих - средство передачи основных знаний о мире. Сказку

используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист

находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его

профессиональные задачи. Сегодня психологи бьют тревогу –

уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного

и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги,

агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже

сказать вплотную идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким

образом, задачей психолога, учителей в этих условиях становится

максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие

агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение

души, повышение уровня осознанности событий, приобретение

знаний о законах жизни и способах социального проявления

созидательной творческой силы. Сказкотерапия - терапия

жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в

которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере

сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и

мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус

тайны. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать

сокровища его души. Сказка помогает найти общий язык с

ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые

трудности. Часто ведь получается так, что напрямую выяснить, что

тревожит ребенка, не получается. И часто, когда взрослые заводят

разговоры о страхах и проблемах ребенка, дети замыкаются и

всячески стараются уйти от ответов. В этом случае на помощь

приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том,

что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного

героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии

является выявление актуальных проблем ребенка и

психологическая помощь .Бывает и так, что ребенок и рад бы

рассказать, что его тревожит, но не может, потому что сам не

понимает, в чем же заключается причина его тревог и

беспокойства. Процесс сказкотерапии позволяет осознать и увидеть

свои проблемы, актуализировав их. И это очень важно! Ведь всегда

больше пугает то, что мы не понимаем, а при помощи сказки страх

приобретает реальные черты и тем самым дает действенное оружие

против себя.

Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы

отношений ребенка с миром и самим собой, те формы

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут

определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а

самое главное – успешность его социализации. Будет ли тяжелый

период адаптации ребенка к новым, непонятным школьным

условиям менее болезненным, во многом зависит от

профессиональной и личностной зрелости родителей и педагогов.

Ребенку дошкольного возраста более доступна и близка сказка.

Именно в сказке и через восприятие сказочного мира можно

создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы

дошкольника, обогатить образами и представлениями,

формирующими воображение. Преимущества данного метода

является его простота в применении. Посредством сказкотерапии

можно развивать у ребенка все высшие психические

функции..Создание педагогических и социально – психологических

условий, позволяющих младшим школьникам успешно

адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – вот

основная цель нашей работы . Ведь, многие дети с трепетом,

волнением, тревогой переступают порог школы. А с помощью

сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить

многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни,

значительно расширить способы взаимодействия с другими

людьми, т.е. адаптироваться в социуме. Сказки помогают учащимся

задуматься о нравственных качествах, отличать хорошее от

плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту.

Уверена, что при правильной работе над сказкой, робкий ребенок,

возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный –

добрым, несобранный – аккуратным, а ребенок с низкой

самооценкой – поверит в свои способности. Большинство детей

младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании

своих переживаний. Для них более естественно выражать их в

игровой деятельности, изобразительной и других формах

творческой активности, опираясь на образное мышление. Ребенок,

испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно

учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и

тот кому успешное обучение или общение дается за счет высоких

психологических затрат.С огромным желанием и интересом

готовятся младшие школьники к показам и выступлениям перед

одноклассниками и родителями, для которых ребята раскрываются

по – новому. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что

работа с использованием сказкотерапии является мощным

фактором профилактики школьной дезадаптации, помогает

оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка,

развития души, повышения уровня осознанности событий,

приобретения знаний о законах жизни и способах социального

проявления созидательной творческой силы.

Напоследок отмечу: лечение сказкой – занятие очень интересное,

увлекательное и веселое, оно еще и непростое. Сказкотерапия и

для нас, взрослых, и для детей особенно, является самой настоящей

работой. Работой хоть и очень занимательной, но требующей

времени и кропотливости. Результатов от сказкотерапии не стоит

ждать сразу, но они точно будут – это несомненно. Ведь труд,

терпение и доброта, как и в любой сказке, будут вознаграждены.

Ну ,а сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вам окунуться в мир

сказки и отгадать загадки.

1 загадка: Сказка о том, что нельзя ничего брать у незнакомых

людей, и тем более сразу есть это немытыми руками…(Сказка о

семи богатырях).

2 загадка; сказка о том, что последняя капля не обязательно самая

большая….( Репка).

3 загадка: сказка о том, что если уж придумываешь пароль, то

следи за тем, чтобы никто его не узнал….

( Волк и семеро козлят).

4 загадка: сказка о том, как наказать человека за то, что целился на

твое место?

Надо сделать ему хорошо, а потом быстренько вернуть, как было…

( Сказка о рыбаке и рыбке).

5 загадка: сказка о том, что если уж творишь беспредел, не забудь

смыться с места происшествия. ( Три медведя).

6 загадка: сказка о том, что как бы жизнь не обернулась, а если есть

царские замашки, они все равно никуда не денутся….( Принцесса

на горошине).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что должен знать и уметь ребенок

6-7 лет подготовительной к школе

группы»

Ребенок должен знать:

Фамилию, имя, отчество.

Дату своего рождения.

Домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их

профессии.

В какой стране живет. Иметь знания о флаге, гербе и гимне России.

Иметь представление о школе, библиотеке, музее.

Соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности,

знать некоторые дорожные знаки и их назначение.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему

первокласснику необходимо:

знать все звуки гласные и согласные, отличать их друг от друга чётко

произносить все звуки речи.

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово,

только 4-е слово и т. д. ;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это

животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На

детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать

жанры

художественной

литературы (сказка,

рассказ,

стихотворение, басня);

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

Для того чтобы развить в ребенке эти умения, советуем совместно читать

сказки и рассказы, и просить ребенка пересказать услышанное, вместе

рисовать и придумывать небольшие рассказы по картинке. Также будет

уместным придумать игру, где вы сможете увеличить кругозор и словарный

запас ребенка (Например: вы говорите горячий, а ваш ребенок должен

назвать антоним — холодный, или же Вы говорите: Мороз, а ребенок

называет синоним — холод и т.д.). Все эти занятия способствуют развитию

вашего малыша, начинайте практиковать занятия в виде игр с самого раннего

возраста.

Также для успешного начала учебы в школе требуется подготовить

детей к письму. В подготовительной группе этому уделяется особое

внимание. Подготовка к письму предполагает развитие у детей мелкой

моторики пальцев рук. Ребенок должен уметь:

правильно держать ручку и карандаш в руке;

проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

уметь

рисовать

по

клеточкам

и

точкам;

уметь

дорисовать

отсутствующую

половину симметричного рисунка;

копировать с образца геометрические фигуры;

уметь продолжить штриховку рисунка;

уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры. Подготовка

детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу.

«Правила работы с рабочими тетрадями дома»

1.

Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен горбиться,

наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и т.д.

2.

Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет – падать слева.

3.

Следите за тем, как ребенок держит ручку или карандаш. Часто бывает,

что ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой»

или сжав руку в кулак.

4.

Кисть и локоть не должны зависать над столом.

5.

Ребенок не должен нажимать на карандаш слишком сильно или

слишком слабо.

6.

Время работы с тетрадями не должно превышать 7-10 минут.

Как правило к началу обучения в школе у ребёнка должны быть

развиты элементы математического представления:

уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в

котором пропущены некоторые числа;

выполнять

счетные

операции

в

пределах

десяти,

увеличивать/уменьшать

количество предметов «на один», «на два»;

знать понятия «больше-меньше-поровну»;

знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации

из

геометрических фигур;

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

решать и составлять простые арифметические задачки;

уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части;

знать состав чисел

знать цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

знать математические знаки: +, -, больше, меньше, =, уметь ими

пользоваться.

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

В

области

представлений

об

окружающем

мире

будущему

первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в

нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух,

ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова,

заяц, коза);

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей,

сорока);

иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень

– жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор

урожая);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

По художественно-эстетическому развитию детям необходимо:

различать виды изобразительного искусства: живопись, графика,

скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство;

создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и

сюжетные композиции на темы окружающей жизни;

использовать в рисовании разные материалы;

лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и

движения; создавать сюжетные композиции;

расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства;

создавать

изображения

различных

предметов,

используя

бумагу

различной фактуры и способы вырезания и обрывания;

сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины);

создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по

рисунку и словесной инструкции;

В игровой деятельности нужно уметь:

самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты

игр;

придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место

для импровизации;

находить новую трактовку роли и исполнять ее;

моделировать предметно-игровую среду;

в дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности

ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными

партнерами;

в театрализованных играх понимать образный строй спектакля:

оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление

постановки;

владеть

навыками

театральной

культуры:

знать

театральные

профессии, правила поведения в театре;

Также

немало

важно

воспитать

в

детях

самостоятельность

и

трудолюбие.

«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»

1.

Постоянно обогащать знания и умения детей.

2.

Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать

имеющиеся знания и навыки.

3.

Воспитывать

интерес

к

самостоятельным

действиям,

регулярно

предлагая новые задания.

4.

Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от

прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет,

напоминание).

5.

Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до

конца.

6.

Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.

7.

Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать

перед ним новые возможности, показывать рост его достижений,

связывать

растущую

самостоятельность

с

задачами

будущего

школьного обучения.

Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные

успешные действия.

Памятка для родителей

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И

УМЕТЬ

ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ

К КОНЦУ

УЧЕБНОГО ГОДА»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Уметь использовать речь, как средство общения.

Уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными

впечатлениями.

Использовать в речи разнообразные формы выражения вежливости

(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент и пр.)

Правильно и четко произносить звуки родного языка.

Различать на слух и отчетливо произносить сходные по звучанию согласные

звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.

Различать гласные и согласные звуки.

Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Уметь согласовывать слова в предложениях: существительные с

числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с

существительными (белый, мягкий снег).

Уметь поддержать беседу.

Уметь связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие

сказки, рассказы.

Уметь составлять по плану и образцу рассказы о предмете, содержании

сюжетной картины, серии последовательных картин.

ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Проявлять интерес к художественной литературе, внимательно и

заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать

загадки, считалки, скороговорки.

Проявлять эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ФЭМП

-Уметь создавать множества (группы предметов) из разных по качеству

элементов (по цвету, размеру, форме и т.п.), разбивать множества на части и

складывать их.

- Уметь считать до 10, называть цифрыот 0 до 9. Сравнивать рядом стоящие

числа в пределах 10 (6 больше 5 на 1 и т.д.)

- Иметь представление о составе чисел в пределах 10 (на наглядной основе).

- Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному

числу (в пределах 10).

- Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.

- Иметь представление о порядковом счете в пределах 10, уметь отвечать на

вопросы «Сколько?», «Который?».

- Уметь устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами и

сравнивать их по величине (по длине, ширине, толщине, высоте, по размеру,

форме).

- Знать и называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник,

прямоугольник, квадрат), знаком с объемными геометрическими фигурами.

- Умеет моделировать геометрические фигуры, составлять из них разные

тематические композиции.

- Различает и называет части суток, их последовательность.

- Уметь ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги,

понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, далеко-близко,

справа-слева и т.д.).

- Имеет элементарные представления о времени (части суток, раньше-позже,

вчера-сегодня-завтра).

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов

окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов,

перцептивных действий.

- Умеет действовать в соответствие с заданным алгоритмом.

- Уметь подчиняться правилам в групповых играх, самостоятельно выбирать

дидактическую игру и играть

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

- Имеет представление о предметах, облегчающих труд человека в быту

(кофемолка, миксер и пр.)

- Классифицировать предметы по свойствам (посуда – фарфоровая,

стеклянная, пластиковая и т.п.).

-Определяет свойства (прочность, твёрдость, мягкость) разных материалов

(дерево, бумага, ткань, глина, стекло, пластмасса, резина, кожа и пр.).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

- Имеет представления об учебных учреждениях (детский сад, школа,

колледж, вуз), различных профессиях и специальностях.

- Имеет представление о сферах человеческой деятельности (наука,

искусство, производство, сельское хозяйство и пр.)

- Проявляет уважение к труду взрослых и детей.

- Имеет представление о родном крае, стране, государственных символах и

праздниках, героях нашей страны (традиции, культура,

достопримечательности).

- Имеет элементарные представления об истории человечества (Древний мир,

Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями

искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ

-Имеет представления о животном и растительном мире.

- Знает и называет овощи, фрукты, ягоды, грибы, некоторые комнатные,

лекарственные, садовые и луговые растения, деревья, кустарники.

- Имеет представления о явлениях и объектах живой и неживой природы,

умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными

явлениями.

- Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей,

животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.).

- Знает и называет времена года, признаки и изменения в природе.

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

- Знает свои ФИО, возраст, домашний адрес, ФИО родителей, телефоны

спецслужб.

- Проявляет уважительные и дружеские отношения к взрослым и

сверстникам, заботу о младших, сочувствие, отзывчивость, справедливость,

скромность

- Имеет представление о гендерном развитии, о временной перспективе

личности, об изменении позиции человека с возрастом.

- Старается оценивать свои поступки и поступки сверстников.

- Проявляет желание трудиться, участвовать в совместной трудовой

деятельности, объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг

другу помощь.

-Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах.

-Умеет самостоятельно быстро одеваться и раздеваться; следить за чистотой

своей одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем

виде.

- Умеет содержать в порядке свое рабочее место.

- Знает и соблюдает основы безопасного поведения в природе, быту, на

дорогах.

Уважаемые, коллеги! Я хочу предложить вам на выбор известные

сказки.

Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше

всего.

Русалочка

Золотой ключик

Дикие лебеди

Маугли

Гуси – лебеди

Снежная королева

По щучьему велению

Царевна – лягушка

Конёк – горбунок

Спящая красавица

Золушка

Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА.

1.

Если вы выбрали сказки

:

Русалочка

Дикие лебеди

Снежная королева

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ваш тип:

В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не

ожидаете помощи

со стороны (чудес), так как привыкли самостоятельно

добиваться своих целей.

Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради

близких Вам людей.

4.Если вы выбрали сказки:

Золотой ключик

По щучьему велению

Конёк – горбунок

Ваш тип:

Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают

выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании

небывалого везения, либо какого – то невероятного события.

Такие люди верят в исключительность своей судьбы.

3.Если вы выбрали сказки:

Золушка

Царевна – лягушка

Спящая красавица

Ваш тип:

Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили.

Вы считаете,

что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши

поступки

направлены на то, чтобы доказать, кому – то (или всему миру),

что Вы

достойны лучшего.

4.

Если вы выбрали сказки:

Маугли

Гуси – лебеди

Ваш тип:

Вы относитесь к таким людям, которые борются за

справедливость. Нередко Выотстаиваете интересы других

людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбы вы готовы

выяснять истину и добиваться справедливости.



В раздел образования