Автор: Олеся Сергеевна Ладыгина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: «Инновационные формы работы при организации конструктивно – модельной деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения»
Раздел: дошкольное образование
Выступление «Инновационные формы работы при организации
конструктивно – модельной деятельности в средней группе»
Подготовила: воспитатель Ладыгина О.С.
Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста является
важнейшим направлением реабилитации слабовидящих детей. Дети с
нарушением зрения (в случае отсутствия нарушений цветового зрения)
меньше трудностей испытывают при овладении эталонами «цвета», больше –
при овладении эталонами «формы», «пространства». Поэтому одним из
направлений специальной работы по развитию зрительного восприятия
является коррекция и развитие представлений о сенсорных эталонах как
средстве осуществления перцептивных процессов, формирование у детей
системы сенсорных эталонов; обучение навыкам использования этих
эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира;
развитие сенсорных обследовательских действий. Это позволяет расширить и
корректировать предметные представления детей при познании
окружающего мира. Глубокое восприятие формы предполагает умение
выделить в предмете отдельные элементы, соответствующие тем или иным
геометрическим образцам. Поэтому большое значение на занятиях по
развитию зрительного восприятия детей уделяется умению зрительно
расчленять форму предмета на составные части, а также воссоздавать форму
предмета из геометрических фигур. И этому способствует конструктивно –
модельная деятельность.
Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое? Это
практическая деятельность, направленная на получение определенного,
заранее задуманного реального продукта, соответствующего его
функциональному назначению.
Виды конструктивно – модельной деятельности:
Техническая (из готовых форм: стройматериалов, разных видов
конструкторов, коробок).
Художественная (из бумаги, картона, природного и бросового
материала).
В технической конструктивно – модельной деятельности дети в
основном отображают реально существующие объекты, а также свои
ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют
основные структурные и функциональные признаки объектов и образов:
здание с крышей, окнами, дверью; корабль с кормой, палубой, штурвалом.
В художественной конструктивно – модельной деятельности дети,
создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое
отношение к ним: передают их характер, пользуясь цветом, фактурой,
формой, что приводит к формированию эмоциональных образов. Дети с
удовольствием занимаются конструктивно – модельной деятельностью на
прогулке, используя, как природный материал, так и всевозможные
упаковки.
Формы организации конструирования:
•
Конструирование по образцу (детям предлагают образец постройки,
выполненный из деталей строительного материала и конструкторов. Педагог
осуществляет прямую передачу готовых знаний детям. Как правило,
творчество на этих занятиях не развивается. Почему эти виды занятий
важны: дети узнают о свойствах деталей строительного материала,
овладевают способом анализа постройки, учатся соединять детали). Для
данной формы конструирования используются наборы деревянного
конструктора, все виды пластмассового конструктора. На индивидуальных
занятиях можно использовать плоскостной конструктор.
•
Конструирование по модели (в качестве образца используется модель,
в которой очертания отдельных элементов скрыто ребенку в этом случае
предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Ребенок
должен самостоятельно вычленить все составляющие модели. Это форма
конструирования в детском саду не прижилась и дается крайне редко.
Почему? (т.к. нет готовых объемных моделей)).
•
Конструирование по условиям (Детям не дается образец постройки, а
лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать.
Данная форма организации наиболее способствует развитию творческого
воображения. Эта форма может применяться к другим видам
конструирования! Не, только к конструированию из строительного
материала).
•
Конструирование по чертежам и схемам (Дети, как правило, не умеют
выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел, поэтому в
детском саду пользуемся специально разработанными шаблонами)
Например, к данной форме относятся игры, как Танграм, - палочки Кью
кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», конструктор Лего, различные
дидактические игры, имеющие образцы построек через рисунки,
иллюстрации, фотографии.
•
Конструирование по замыслу (Большая возможность для творчества –
дети сами выбирают, что и как будут конструировать. Чтобы дети моли
соорудить постройку у них должны быть сформированы умения действовать
по образцу и условию)
Для данной формы конструирования используются
наборы деревянного конструктора, все виды пластмассового конструктора,
плоскостной конструктор, палочки, а также бумага, бросовый материал.
•
Конструирование по теме (детям дается всем одна тема, а они создают
замыслы. Близка к конструированию по замыслу)
•
Каркасное конструирование (дети знакомятся с центральным звеном
постройки – каркасом, осваивают принцип построения каркаса, учатся
выделять особенности конструкции)
Развитию конструктивных навыков способствуют игры, беседы,
наблюдения. В своей работе я использую НООД с персонажем, для
обыгрывания построек,
трафареты для зарисовок схем, обводилки, рисование
по точкам, а также дидактические игры, сделанные своими руками:
«Архитектор», «Лего пазлы» «Конструирование из геометрических фигур»,
«Фигуры из счетных палочек».
Очевидные трудности в конструктивной деятельности детей с
косоглазием и амблиопией должны быть преодолены по мере возможности
до их поступления в школу, т.к. в дальнейшем они могут отрицательно
сказываться на общем развитии, и в частности, на развитии предметно-
практической деятельности.
Модельно – конструктивная деятельность создает условия для
организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на
развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе этой деятельности
осуществляется физическое совершенствование ребенка. Опыт, получаемый
ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности, незаменим в
плане формирования умений и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников
конструированию играет большую роль при подготовке к школе.
Таким образом, конструктивно – модельная деятельность играет
огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности
дошкольника.