Напоминание

«Инновационные формы работы при организации конструктивно – модельной деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения»


Автор: Олеся Сергеевна Ладыгина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Детский сад № 276 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: «Инновационные формы работы при организации конструктивно – модельной деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление «Инновационные формы работы при организации

конструктивно – модельной деятельности в средней группе»

Подготовила: воспитатель Ладыгина О.С.

Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста является

важнейшим направлением реабилитации слабовидящих детей. Дети с

нарушением зрения (в случае отсутствия нарушений цветового зрения)

меньше трудностей испытывают при овладении эталонами «цвета», больше –

при овладении эталонами «формы», «пространства». Поэтому одним из

направлений специальной работы по развитию зрительного восприятия

является коррекция и развитие представлений о сенсорных эталонах как

средстве осуществления перцептивных процессов, формирование у детей

системы сенсорных эталонов; обучение навыкам использования этих

эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира;

развитие сенсорных обследовательских действий. Это позволяет расширить и

корректировать предметные представления детей при познании

окружающего мира. Глубокое восприятие формы предполагает умение

выделить в предмете отдельные элементы, соответствующие тем или иным

геометрическим образцам. Поэтому большое значение на занятиях по

развитию зрительного восприятия детей уделяется умению зрительно

расчленять форму предмета на составные части, а также воссоздавать форму

предмета из геометрических фигур. И этому способствует конструктивно –

модельная деятельность.

Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое? Это

практическая деятельность, направленная на получение определенного,

заранее задуманного реального продукта, соответствующего его

функциональному назначению.

Виды конструктивно – модельной деятельности:

Техническая (из готовых форм: стройматериалов, разных видов

конструкторов, коробок).

Художественная (из бумаги, картона, природного и бросового

материала).

В технической конструктивно – модельной деятельности дети в

основном отображают реально существующие объекты, а также свои

ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют

основные структурные и функциональные признаки объектов и образов:

здание с крышей, окнами, дверью; корабль с кормой, палубой, штурвалом.

В художественной конструктивно – модельной деятельности дети,

создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое

отношение к ним: передают их характер, пользуясь цветом, фактурой,

формой, что приводит к формированию эмоциональных образов. Дети с

удовольствием занимаются конструктивно – модельной деятельностью на

прогулке, используя, как природный материал, так и всевозможные

упаковки.

Формы организации конструирования:

Конструирование по образцу (детям предлагают образец постройки,

выполненный из деталей строительного материала и конструкторов. Педагог

осуществляет прямую передачу готовых знаний детям. Как правило,

творчество на этих занятиях не развивается. Почему эти виды занятий

важны: дети узнают о свойствах деталей строительного материала,

овладевают способом анализа постройки, учатся соединять детали). Для

данной формы конструирования используются наборы деревянного

конструктора, все виды пластмассового конструктора. На индивидуальных

занятиях можно использовать плоскостной конструктор.

Конструирование по модели (в качестве образца используется модель,

в которой очертания отдельных элементов скрыто ребенку в этом случае

предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Ребенок

должен самостоятельно вычленить все составляющие модели. Это форма

конструирования в детском саду не прижилась и дается крайне редко.

Почему? (т.к. нет готовых объемных моделей)).

Конструирование по условиям (Детям не дается образец постройки, а

лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать.

Данная форма организации наиболее способствует развитию творческого

воображения. Эта форма может применяться к другим видам

конструирования! Не, только к конструированию из строительного

материала).

Конструирование по чертежам и схемам (Дети, как правило, не умеют

выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел, поэтому в

детском саду пользуемся специально разработанными шаблонами)

Например, к данной форме относятся игры, как Танграм, - палочки Кью

кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», конструктор Лего, различные

дидактические игры, имеющие образцы построек через рисунки,

иллюстрации, фотографии.

Конструирование по замыслу (Большая возможность для творчества –

дети сами выбирают, что и как будут конструировать. Чтобы дети моли

соорудить постройку у них должны быть сформированы умения действовать

по образцу и условию)

Для данной формы конструирования используются

наборы деревянного конструктора, все виды пластмассового конструктора,

плоскостной конструктор, палочки, а также бумага, бросовый материал.

Конструирование по теме (детям дается всем одна тема, а они создают

замыслы. Близка к конструированию по замыслу)

Каркасное конструирование (дети знакомятся с центральным звеном

постройки – каркасом, осваивают принцип построения каркаса, учатся

выделять особенности конструкции)

Развитию конструктивных навыков способствуют игры, беседы,

наблюдения. В своей работе я использую НООД с персонажем, для

обыгрывания построек,

трафареты для зарисовок схем, обводилки, рисование

по точкам, а также дидактические игры, сделанные своими руками:

«Архитектор», «Лего пазлы» «Конструирование из геометрических фигур»,

«Фигуры из счетных палочек».

Очевидные трудности в конструктивной деятельности детей с

косоглазием и амблиопией должны быть преодолены по мере возможности

до их поступления в школу, т.к. в дальнейшем они могут отрицательно

сказываться на общем развитии, и в частности, на развитии предметно-

практической деятельности.

Модельно – конструктивная деятельность создает условия для

организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на

развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе этой деятельности

осуществляется физическое совершенствование ребенка. Опыт, получаемый

ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности, незаменим в

плане формирования умений и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников

конструированию играет большую роль при подготовке к школе.

Таким образом, конструктивно – модельная деятельность играет

огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности

дошкольника.



В раздел образования