Напоминание

"Жила-была пуговица"


Автор: Антуфьева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Умка"
Населённый пункт: г.Вельск, Архангельская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Жила-была пуговица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Жила-была пуговица».

Антуфьева Светлана Викторовна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Умка» г. Вельск, Архангельская область.

Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.

Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.

Э.М. Ремарк

Аннотация проекта

:

данный проект представляется элементом работы по

образовательным областям развития дошкольников посредством деятельности

воспитателей группы детей компенсирующей направленности с тяжёлыми

нарушениями речи, родителей, воспитанников, позволяющий сделать реальные

шаги к обновлению содержания образования и воспитания в детском саду в

соответствии с ФГОС ДО.

Актуальность проекта.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это

неоднократно

подчеркивается

педагогами,

психологами

и

другими

специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена

возрастными

психологическими

и

физиологическими

особенностями:

в

дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного

мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не

может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в

основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного

восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их

расположении в пространстве.

Развитие мелкой моторики рук повышает:

- работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие центральной

нервной системы и готовит руку к письму;

-

у

детей

развивается

внимательность

и

способность

сосредоточиться,

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом.

Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию

движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию

творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные

математические

представления

(форма,

цвет,

размер,

счет),

улучшают

эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок

испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров

речи.

Таким образом, во время игр с пуговицами развиваются важнейшие

компоненты, составляющие основу психического здоровья и благополучия

детей.

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С

каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих

своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и

расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не

обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль,

ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много

интересного.

Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость создания и

реализации проекта «Жила-была пуговица», где дети будут развивать мелкую

моторику,

расширять

кругозор,

речь

посредством

организованной

познавательной и творческой деятельности.

Под руководством воспитателей в детском саду в группе компенсирующей

направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи был реализован

долгосрочный проект «Жила-была пуговица», как инновационная форма

организации образования всех участников образовательного процесса.

Информационная характеристика проекта

Проект образовательный, групповой

По ведущему методу – исследовательский, творческий, информационный

По содержанию – «Ребёнок и рукотворный мир»

База реализации проекта:

МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка

Авторы проекта:

Антуфьева Светлана Викторовна, воспитатель,

высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 32 года;

Ждановская Елена Юрьевна, воспитатель,

высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 21 год;

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Цель

проекта:

развитие

речевой

активности,

мышления

и

творческих

способностей

детей

через

исследовательско-творческую

деятельность

с пуговицами.

Задачи проекта:

расширить знания детей об окружающем мире;

познакомить детей

с историей пуговицы, её видами и классификацией;

способствовать обогащению сенсорного опыта детей, словарного запаса,

представлений о природном и рукотворном мире;

формировать и развивать коммуникативные и графические навыки,

мелкую моторику рук детей, пространственную ориентацию;

развивать диалогическую речь, мышление, речевое творчество;

развивать

познавательную

активность;

творческие

способности;

воображение, фантазию через игры с пуговицами;

воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе;

прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам;

повысить уровень проектной культуры родителей; привлечь родителей к

совместной, продуктивной деятельности с детьми.

Предполагаемые результаты:

расширить знания детей о пуговицах;

раскрыть

возможности

и

творческие

способности

детей

через

разнообразные виды деятельности;

оформить выставку совместных творческих детско-родительских работ

«Вот так чудо-пуговица!»;

создать в группе мини-музей «Пуговка»;

создать банк игр с пуговицами;

укрепить семейные связи.

Этапы работы над проектом

1 этап -

подготовительный

1.Изучение и анализ педагогической литературы.

2.Изучение

и

анализ

инновационного

опыта

педагогов.

3.

Определение цели и задач.

4.Составление перспективного плана мероприятий

проекта.

5.Систематизация

материалов

программно-

методического обеспечения, создание условий для

реализации проекта.

2 этап - основной

Реализация плана мероприятий проекта.

3 этап - заключительный

Итоговое мероприятие-выставка «Вот так чудо –

пуговица!» с презентацией проекта для родителей;

создание мини-музея «Пуговка».

План мероприятий по реализации проекта:

Направления работы,

задачи

Мероприятия

Работа с детьми

Расширить

знания

детей

об

окружающем

мире;

познакомить детей

с историей пуговицы, её

видами и классификацией;

способствовать

обогащению

сенсорного

опыта детей,

словарного

запаса,

представлений

о

природном и рукотворном

мире;

формировать

и

развивать

коммуникативные

и

графические

навыки,

мелкую

моторику

рук

детей,

пространственную

ориентацию;

развивать

диалогическую

речь,

мышление,

речевое

творчество;

развивать познавательную

активность;

творческие

способности; воображение,

фантазию

через

игры

с

пуговицами.

дидактические игры:

- «Найди пару»;

- «Какая лишняя?»;

- «Выложи узор»;

- «Подбери по форме»;

- «Сортировка»;

- «На что похожа пуговица?»;

- «Чудесный мешочек»;

- «Сосчитай-ка»;

- «Составь картинку»;

- «

Запомни и повтори»;

- «Пуговичная мозаика»;

- «Логические задачки»;

- «Посмотри-укрась»;

- «Пришей пуговицу»;

- «Цветик-семицветик»;

- «Метание пуговиц»;

- «Посади клумбу»;

- «Счётная панель»;

- «Наводим порядок»;

- «Геометрические фигуры»;

сюжетно – ролевые игры:

-

«Мы дизайнеры»;

- «Семья»;

- «Ателье».

продуктивная деятельность

(рисование

):

-

«Нарисуем пуговицу»;

- «Печатаем узор»;

- «Придумай и нарисуй свою пуговицу»;

- «Пуговичные узоры»;

продуктивная деятельность

(лепка

):

- «Придумай и вылепи пуговицу»;

- «Мозаичные изображения на пластилине»

(составление из пуговиц узоров и изображений):

- «Дом»;

- «Мебель»;

- «Посуда»;

- «Продукты питания»;

- «Наряжаем ёлочку»;

- «Новогодние картинки».

продуктивная деятельность

(конструирование,

ручной труд

):

-

создание объемных конструкций из пуговиц с

использованием лески, проволоки, пластилина,

палочек для коктейля и др.;

- выкладывание пуговичных картинок: «Весёлые

цифры»,

«Браслет

для

мамы»,

«Весёлые

человечки», «Гусеница», «Пуговичные узоры»,

«Дерево

из

ниток

и

пуговиц»,

«Домик»,

«Пирамидка», «Веселые человечки», «Горшочек с

цветком»,

«Бусы»,

«Сердечко

для

мамы»,

«Подставка под горячее, «Украшение для кухни»,

«Кольцо», «Тарелка».

экспериментально-поисковая деятельность:

- рассматривание пуговиц под лупой;

- знакомство со свойствами и качествами

материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет,

форма, величина, прозрачность, прочность, вес,

фактура) - «Что из чего?».

речевая деятельность:

- чтение авторских произведений о пуговицах;

- презентация «История возникновения пуговиц»;

- сбор материала, о том, какая была пуговица в

разные периоды истории «Путешествие на машине

времени»;

- беседа по экскурсии в магазин «Бусинка»;

-

составление

описательных

рассказов

о

пуговицах;

-

речевые

упражнения

«Какая

пуговица?»,

«Подбери и расскажи»;

- заучивание пословиц и поговорок о пуговицах;

-

отгадывание

загадок

о

пуговицах

и

придумывание своих.

3.Работа с родителями.

- Беседы с родителями о важности данного

проекта;

- стендовая информация «Игры с пуговицами как

средство развития познавательных процессов и

мелкой

моторики

рук

у

детей

дошкольного

возраста»;

- стендовая информация «Немного об истории

пуговиц»;

- пополнение коллекции пуговиц;

- участие в выставке «Вот так чудо – пуговица!»;

- придумывание сказок про пуговицу «Сказочная

страна»;

- изготовление книжек-малышек с зарисовкой

«чудо-пуговицы».

-участие в создании мини-музея «Пуговка».

Заключение

По мере развития проекта мотивация к изучению материала, погружению в

его содержание возрастала у детей, педагогов и родителей, вызывала у всех

участников мощный подъём творческих сил и возможностей. Проекты очень

продуктивны и в плане творческого роста педагогов, поскольку позволяют

повысить уровень их компетентности по той или иной проблеме, наладить

партнёрские отношения с воспитанниками и их родителями.

Список литературы

1.Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.

2.Дыбина О. В. «Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов». – М.,

2001.

3.Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности

дошкольного

учреждения.

Пособие

для

руководителей

и практических

работников ДОУ». – М., 2003.

4.Музей в детском саду / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011.

5.Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.

6.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования. М., 2013.

Приложение №1

Пословицы и поговорки о пуговицах.

«Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут

наперекосяк».

«Застегнут на все пуговицы».

«Прост, как пуговица».

На чужой рот пуговицы не нашить».

«Пуговички золоченые, а три дня не евши».

Умная умница, что светлая пуговица».

«Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано».

Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе –

медная пуговица».

Загадки.

Предметы, необходимые для работы с пуговицами и требующие

осторожного обращения.

Я - одинокая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как

паутину я тяну. (Иголка).

Очень любят обрезать, разрезать и надрезать. Что это? - (Ножницы).

Два конца, два кольца, а в середине гвоздик. Что это? - (Ножницы).

Я - иголкина подружка, только нет у меня ушка. (Булавка)

Приложение №2

Материал для бесед с родителями

Возьмите руку ребенка с пуговицей и покажите, как ею пользоваться!

Любая, самая обыкновенная вещь может рассказать многое о человеке!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский.

Игры с пуговицами имеют большие преимущества:

манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии;

пуговицами нельзя порезаться, уколоться;

пуговицы легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые

игрушки.

Уважаемые взрослые!

Поддерживайте и развивайте интерес ребенка к играм с пуговицами!

Пуговицы помогают запомнить свойства:

ЦВЕТ – выделять, запоминать, сравнивать;

ФОРМА – круглая, овальная, квадратная, прямоугольная;

СТРУКТУРА – дерево, пластмасса, металл, стекло.

Позволяют закреплять знания:

о геометрических фигурах;

знакомить с понятием «величина»;

усваивать тему «Количество»;

понять расположение предметов (далеко, близко, рядом, справа, слева,

вверху, внизу).

Пуговицы используются:

в дидактических играх;

как пуговичный массаж, активизирующий сенсомоторную функцию;

как развитие тактильных ощущений при ощупывании пуговиц пальцами,

ладонями рук;

как развитие моторных центров речи;

все упражнения с пуговицами развивают УСИДЧИВОСТЬ.

Из истории пуговиц

История возникновения пуговиц насчитывает много веков. Археологические

раскопки свидетельствуют о том, что еще в 3 тысячелетии до н.э. древние люди

использовали шипы растений, косточки, палочки, чтобы соединять части

одежды. Кто именно изобрел первую пуговицу? Истории - это неизвестно.

Ученые склоняются к тому, что это были древние греки или римляне. Другие

исследователи предполагают, что пуговица родом из Азии. В старину пуговицы

считались большой редкостью, их дарили на счастье, как магический оберег или

использовали как талисман. Слово «пуговица» происходит от слова «пугать».

Существует

целая

наука

по

изучению

пуговиц,

которая

называется

«филобутанистика».

Итак, пуговицы многофункциональны:

пуговица как застежка (утилитарная);

пуговица как украшение (декоративная);

пуговица как магический оберег;

пуговица как отпугиватель враждебных человеку сил;

пуговица как талисман;

пуговица как фурнитура;

пуговица как часть одежды;

пуговица как опознавательный знак (информативная).

Изготавливают пуговицы из различных материалов:

по структуре они бывают

деревянные, металлические пластмассовые, стеклянные.

Из пуговиц можно изготовить массу прекрасных вещей: браслеты, бусы, ободки

для волос, украсить сумку, сделать цветы, панно и многое другое, проявив

фантазию и дизайн.

По форме пуговицы бывают: квадратные, треугольные, цилиндрические,

шарообразные и неправильной формы.

Пуговица как часть одежды, как вещь может много рассказать о его хозяине. По

отношению человека к вещам судят о нем самом, о его характере, увлечении, о

желании быть аккуратным или бережливом, о трудолюбии и лени.

Откройте для себя по-новому мир вещей!

Как пришить пуговицу?

Пришить пуговицу несложно, однако при этом следует соблюдать основные

правила. Прежде всего необходимо наметить мелом место, где будет пришита

пуговица. Если на месте старой пуговицы остались нитки, то их нужно

аккуратно удалить. На верхней одежде пуговицы не должны прилегать к ткани.

Их нужно пришивать на «ножке». Для этого между тканью и пуговицей надо

положить спичку и только после этого пришивать пуговицу. Затем спичку нужно

вынуть, а ниткой несколько раз обмотать стежки. После этого нитку следует

закреплять с изнаночной стороны. Чтобы пуговица лучше держалась, с изнанки

можно пришить вместе с основной еще одну, маленькую, благодаря чему ткань

не порвется. На легких тканях вместо маленькой пуговицы можно подложить

квадратный лоскуток ткани.

Советы:

пуговицы на одежде с отворотами или с застежками до верха одежды

следует пришивать только за один слой ткани.

пуговицы нужно пришить нитками, совпадающими по цвету с самой

пуговицей или тканью.;

к тонкой легкой ткани пуговицу следует пришивать тонкой легкой ниткой,

при этом следить, чтобы нить не стягивала ткань;

пуговицы с четырьмя отверстиями к женской и мужской одежде

пришивают по-разному: к женской — по диагонали, к мужской — через

два соседних отверстия с одной и с другой стороны.

Приложение № 3

Дидактическая игра к началу проекта

Долгое время личностное развитие ребенка в педагогике было делом

второстепенным.

В

настоящее

время

произошла

смена

приоритетов.

Современное общество нацелено на изучение внутреннего мира личности

дошкольника.

Игра «Чудесные пуговицы»

Задачи:

Вызвать положительные эмоции детей во время игры и желание

фантазировать.

Развивать коммуникативные навыки, используя различные средства

общения: вербальные и невербальные.

Оборудование:

коробочка с разными пуговицами, пустая шкатулка.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям при ответе на каждые вопрос опускать пуговицу

в шкатулку.

1. «Больше всего я люблю... (ребенок продолжает фразу).

2. «Я очень не люблю...»

3. «Когда я вырасту, я стану...»

4 «Лучше всего я умею...»

5. «У меня пока не получается...».

6. «Я очень хочу научиться...»

Открывается шкатулка. Воспитатель обращает внимание на то, что все

пуговицы разные.

- Какие бывают еще пуговицы? (ответы детей: по форме: круглые, квадратные. С

дырочками, на «ножке»).

Действительно, также, как все люди отличаются друг от друга своими

желаниями, способностями и чувствами, так и пуговицы изготовлены из разного

материала, бывают разные по форме, цвету.



В раздел образования