Напоминание

"Моя педагогическая философия"


Автор: Колесникова Галина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кетовский детско-юношеский центр"
Населённый пункт: с.Кетово, Курганская область
Наименование материала: ЭССЕ
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Кетовский детско-юношеские центр»

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

Педагог дополнительного образования

Колесникова Галина Викторовна

с. Кетово, 2022 г.

Два мира есть у человека,

Один- который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют

внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Психологами доказано, что

задатки творческих способностей присущи любому человеку,' любом ребенку.

Психолого-педагогическая наука утверждает, что творческие способности надо

развивать с раннего возраста. Педагогикой тоже определены пути развития

творческих способностей. Общим для них является включение учащихся в

творческую деятельность.

К творческим способностям относятся зоркость в поиске, гибкость мышления в

действиях, быстрота мышления, оригинальность идей, чувствительность к

неоднозначным вещам и к противоречиям, богатое воображение, способность к

доработке идеи, восприятие тонких различий и сходства.

Творческий потенциал определяется в первую очередь наличием у человека

черт

творческой

личности,

таких

как

смелость

(способность

к

риску),

оригинальность

(нестандартность

идей

и

поступков),

чувство

юмора,

эстетическое чутье использование жизненных кризисов для выработки нового

подхода и видения своей проблемы, сохранение детской способности к игре,

самопринятие, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация

(создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние

критерии и оценки), настойчивость в решении своей проблемы, склонность к

самоанализу.

Все мы знаем, что в развитии творческого потенциала большую роль играют

родители и педагоги. Творческий взрослый, уважающий личность и интересы

ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества,

показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным

особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам

может стать главным внешним факторам в становлении творческой личности.

Творчески

активная

деятельность

в

процессе

занятий

в

творческих

объединениях системы дополнительного образования формирует у учащихся ряд

качеств, которые, в конечном итоге, положительно скажутся на характере

личности будущего рабочего, инженера, ученого.

Сегодня детей окружает материальная среда, в которой преобладают машины,

приборы,

игрушки,

выполненные

из

пластика

и

других

синтетических

материалов, сотворенных холодными машинами и автоматами большим тиражом.

Я думаю, что материальная среда, окружающая ребенка, должна быть

«согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую

энергию несут в себе предметы и вещи, сотворенные своими руками. Необходимо

взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному и к Доброму, только тогда

у ребенка появится желание и самому создавать Красоту своими руками и

преумножать энергию Добра. М.И. Глинка говорил: «Чтобы красоту создать, надо

самому быть чистым душой». Учить мастерству и совершенствовать душу

растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу

творчества. Ребенок творящий своими руками и окруженный добром, чутким и

уважительным

отношением,

основанным

на

вере

в

его

потенциальные

возможности, создавая атмосферу творческого успеха, крепнет умом и богатеет

душей, а значить, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом

состоит педагогическое значение приобщения детей к занятию прикладным

творчеством.

Особенности организации деятельности детского коллектива требуют от

педагога создание таких условий и эмоционально - насыщенной среды, в которых

каждый ребенок найдет успешный «вектор» творческого развития и получит

удовлетворение от яркой, продуктивной деятельности и от общения со

сверстниками и педагогом.

В работе по развитию творческого потенциала ребенка я ставлю перед собой

следующие задачи:

Познакомить с историей и современными направлениями развития

декоративно - прикладного творчества.

Дать

детям

начальные

знания

о

различных

техниках

работы

с

разнообразным материалом.

Развивать художественно - творческие способности.

Формировать

и

развивать

коммуникативные

навыки,

чувство

самоконтроля, взаимопомощи.

Моя педагогическая идея звучит так: создание атмосферы творческого успеха у

каждого ребёнка

«… Зачатки творческой силы существуют почти у всех… надо лишь

создать для проявления ее подходящие условия» С.Т.Шацкий.

Образно работу по реализации творческого успеха я представляю в виде

спирали где:

- в центре – рождение ИДЕИ, создание эскиза, мыслительный образ будущего

изделия;

- далее ТВОРЧЕСТВО, выраженное в создании выкройки, подбора материала;

- уровень технического исполнения определяется МАСТЕРСТВОМ автора;

- на вершине спирали ГАРМОНИЯ, как завершающий этап художественного

оформления изделия.

Каждый виток в отдельности по своей продолжительности зависит от многих

факторов: возраста, года обучения, индивидуальных творческих и физических

особенностей ребенка, от уровня сложности поставленной творческой задачи.

Витки ТВОРЧЕСТВА и МАСТЕРОСТВА могут проявляется и проходить путь от

ИДЕИ до ГАРМОНИИ, от задуманного образа до конечного результата.

Конечный результат – это представление своих работ на выставках разного

уровня, где обучающиеся растут в своих глазах и в глазах окружающих. А если их

отмечают, то у ребят повышается самооценка и желание творить с удвоенным

рвением.

А это, по моему убеждению, находит отражение в душе каждого ребенка,

пробуждает в нем желание созидать красоту из обыденного и простого, учит

ценить истинные духовные ценности.

В заключении хотелось бы сказать. Что занятия декоративно-прикладного

творчества – это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе

которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной

деятельности, это сотворчество, создающие наиболее благоприятные условия для

формирования художественной культуры и успеха ребенка. В этом плане мудрое

высказывание М.М. Пришвина - «хочу не учить, а душевно беседовать,

размышлять сообща и догадываться» - представляется мне бесценной формулой

педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в

наилучшем результате и достижении успешности в творчестве.

Ребенок XXI века, как никто другой, нуждается в духовном попечительстве,

внимании и заботе взрослых. Создание условий для развития творческого успеха

даёт обучающимся возможность реализовать свои творческие способности.

Родители заинтересованы, чтобы их дети занимались творчеством, ребятам

нравится создавать «ЧУДЕСА», а значит дарить добро всем окружающим.

Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы

уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что

ребенку необходимо помогать добиваться успеха в творчестве. А для этого нужно

создавать ситуации успеха.



В раздел образования