Автор: Колесникова Галина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кетовский детско-юношеский центр"
Населённый пункт: с.Кетово, Курганская область
Наименование материала: ЭССЕ
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Кетовский детско-юношеские центр»
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
Педагог дополнительного образования
Колесникова Галина Викторовна
с. Кетово, 2022 г.
Два мира есть у человека,
Один- который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют
внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Психологами доказано, что
задатки творческих способностей присущи любому человеку,' любом ребенку.
Психолого-педагогическая наука утверждает, что творческие способности надо
развивать с раннего возраста. Педагогикой тоже определены пути развития
творческих способностей. Общим для них является включение учащихся в
творческую деятельность.
К творческим способностям относятся зоркость в поиске, гибкость мышления в
действиях, быстрота мышления, оригинальность идей, чувствительность к
неоднозначным вещам и к противоречиям, богатое воображение, способность к
доработке идеи, восприятие тонких различий и сходства.
Творческий потенциал определяется в первую очередь наличием у человека
черт
творческой
личности,
таких
как
смелость
(способность
к
риску),
оригинальность
(нестандартность
идей
и
поступков),
чувство
юмора,
эстетическое чутье использование жизненных кризисов для выработки нового
подхода и видения своей проблемы, сохранение детской способности к игре,
самопринятие, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация
(создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние
критерии и оценки), настойчивость в решении своей проблемы, склонность к
самоанализу.
Все мы знаем, что в развитии творческого потенциала большую роль играют
родители и педагоги. Творческий взрослый, уважающий личность и интересы
ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества,
показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным
особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам
может стать главным внешним факторам в становлении творческой личности.
Творчески
активная
деятельность
в
процессе
занятий
в
творческих
объединениях системы дополнительного образования формирует у учащихся ряд
качеств, которые, в конечном итоге, положительно скажутся на характере
личности будущего рабочего, инженера, ученого.
Сегодня детей окружает материальная среда, в которой преобладают машины,
приборы,
игрушки,
выполненные
из
пластика
и
других
синтетических
материалов, сотворенных холодными машинами и автоматами большим тиражом.
Я думаю, что материальная среда, окружающая ребенка, должна быть
«согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую
энергию несут в себе предметы и вещи, сотворенные своими руками. Необходимо
взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному и к Доброму, только тогда
у ребенка появится желание и самому создавать Красоту своими руками и
преумножать энергию Добра. М.И. Глинка говорил: «Чтобы красоту создать, надо
самому быть чистым душой». Учить мастерству и совершенствовать душу
растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу
творчества. Ребенок творящий своими руками и окруженный добром, чутким и
уважительным
отношением,
основанным
на
вере
в
его
потенциальные
возможности, создавая атмосферу творческого успеха, крепнет умом и богатеет
душей, а значить, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом
состоит педагогическое значение приобщения детей к занятию прикладным
творчеством.
Особенности организации деятельности детского коллектива требуют от
педагога создание таких условий и эмоционально - насыщенной среды, в которых
каждый ребенок найдет успешный «вектор» творческого развития и получит
удовлетворение от яркой, продуктивной деятельности и от общения со
сверстниками и педагогом.
В работе по развитию творческого потенциала ребенка я ставлю перед собой
следующие задачи:
Познакомить с историей и современными направлениями развития
декоративно - прикладного творчества.
Дать
детям
начальные
знания
о
различных
техниках
работы
с
разнообразным материалом.
Развивать художественно - творческие способности.
Формировать
и
развивать
коммуникативные
навыки,
чувство
самоконтроля, взаимопомощи.
Моя педагогическая идея звучит так: создание атмосферы творческого успеха у
каждого ребёнка
«… Зачатки творческой силы существуют почти у всех… надо лишь
создать для проявления ее подходящие условия» С.Т.Шацкий.
Образно работу по реализации творческого успеха я представляю в виде
спирали где:
- в центре – рождение ИДЕИ, создание эскиза, мыслительный образ будущего
изделия;
- далее ТВОРЧЕСТВО, выраженное в создании выкройки, подбора материала;
- уровень технического исполнения определяется МАСТЕРСТВОМ автора;
- на вершине спирали ГАРМОНИЯ, как завершающий этап художественного
оформления изделия.
Каждый виток в отдельности по своей продолжительности зависит от многих
факторов: возраста, года обучения, индивидуальных творческих и физических
особенностей ребенка, от уровня сложности поставленной творческой задачи.
Витки ТВОРЧЕСТВА и МАСТЕРОСТВА могут проявляется и проходить путь от
ИДЕИ до ГАРМОНИИ, от задуманного образа до конечного результата.
Конечный результат – это представление своих работ на выставках разного
уровня, где обучающиеся растут в своих глазах и в глазах окружающих. А если их
отмечают, то у ребят повышается самооценка и желание творить с удвоенным
рвением.
А это, по моему убеждению, находит отражение в душе каждого ребенка,
пробуждает в нем желание созидать красоту из обыденного и простого, учит
ценить истинные духовные ценности.
В заключении хотелось бы сказать. Что занятия декоративно-прикладного
творчества – это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе
которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной
деятельности, это сотворчество, создающие наиболее благоприятные условия для
формирования художественной культуры и успеха ребенка. В этом плане мудрое
высказывание М.М. Пришвина - «хочу не учить, а душевно беседовать,
размышлять сообща и догадываться» - представляется мне бесценной формулой
педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в
наилучшем результате и достижении успешности в творчестве.
Ребенок XXI века, как никто другой, нуждается в духовном попечительстве,
внимании и заботе взрослых. Создание условий для развития творческого успеха
даёт обучающимся возможность реализовать свои творческие способности.
Родители заинтересованы, чтобы их дети занимались творчеством, ребятам
нравится создавать «ЧУДЕСА», а значит дарить добро всем окружающим.
Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы
уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что
ребенку необходимо помогать добиваться успеха в творчестве. А для этого нужно
создавать ситуации успеха.