Напоминание

Импрессионисты. Клод Моне и Огюст Ренуар


Автор: Грац Екатерина Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Черноисточинская ДШИ" - филиал Горноуральская ДШИ
Населённый пункт: пос. Горноуральский
Наименование материала: Статья
Тема: Импрессионисты. Клод Моне и Огюст Ренуар
Раздел: дополнительное образование





Назад




Импрессионисты. Клод Моне и Огюст Ренуар.

Грац Е.М., преподаватель МБУ ДО «Черноисточинская ДШИ» -

Филиал Горноуральская детская школа искусств,

Свердловская обл., Пригородный р-он, п. Горноуральский

Термин импрессионизм сегодня употребляется часто и по совершенно

разным поводам. На самом деле импрессионизм – это совершенно

определённый этап истории французской живописи: 60-80-е годы XIX века,

восемь выставок и несколько наиболее значительных художников – Эдуард

Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Эжгар Дега, Альфред

Сислей, Гюстав Кайботт, Берта Моризо.

Импрессионизм характеризуется совершенно новой системой видения и

интерпретации действительности на хосте.

В основе – живопись на открытом воздухе, пленэр.

Работы, написанные на пленэре, не дописывались в мастерской. Поэтому и

размеры их невелики, особенно с громадными полотнами мастеров первой

половины столетия. Импрессионисты не писали картины в классическом

смысле слова, то есть с детальной проработкой замысла, сюжета, эскизами

композиции. Любая их работа – это большой этюд, выполненный с большей

или меньшей степенью завершённости. Для импрессиониста написанный за

несколько часов этюд – это и есть окончательный итог.

В основе такого отношения к искусству лежит изменение мироощущения

человека во второй половине XIX века.

Уже для Эдуарда Мане был важен и ценен каждый миг жизни. Но Мане

изображал по большей части человека. В пейзаже это стремление остановить

мгновение получило дальнейшее развитие. Поскольку солнце постоянно

движется по небу, освещение всех природных объектов непрестанно

изменяется. Меняется и интенсивность света, его цвет, форма и цвет теней.

Одна из главных целей импрессионистов – стремление остановить мгновение

жизни природы, сохранив живое ощущение её переменчивости. На это были

направлены и все технические, живописные приёмы этих художников. Во

главу угла они ставили свойство взаимодополнительных цветов. Для

импрессиониста нет голубого без оранжевого и нет красного без зелёного.

Цветовые мазки, расположенные рядом, усиливают звучание друг друга.

Тени импрессионисты писали, не затемняя цвета: они стремились найти их

собственный цвет. Поэтому тени у них голубые, сиреневые, зеленоватые и

даже холодно-красные, но никогда не чёрные, не тёмно-серые. Если они

писали чёрный предмет, то составляли цвет на основе других красок,

пользуясь свойствами дополнительности цветов. Зачастую импрессионисты

не смешивали краски на палитре, они писали пятнами и мазками чистых

цветов, которые смешивались, согласно оптическим законам, уже в глазу

зрителя при восприятии произведения.

Поэтому большинство полотен импрессионистов воспринимаются только с

определённого расстояния: вблизи они покажутся цветной мозаикой.

Огромную роль в появлении импрессионизма сыграла такая новинка, как

промышленный выпуск красок в тюбиках. До этого выход художника на

пленэр был сродни подвигу: требовалось взять с собой сухие пигменты в

банках или коробках, связующие, разбавители и т.д. Теперь же, сложив в

ящик (который получит название этюдник) несколько тюбиков краски,

пузырёк разбавителя, взяв кисти и небольшой холст, художник был уже

полностью снаряжён для работы на природе.

Импрессионизм – парижанин. И все импрессионисты парижане, если не по

рождению, то по воспитанию, привычкам, образу жизни. В середине XIX

века настало «время Парижа». Если раньше, на протяжении трёх с половиной

столетий столицей европейского искусства был Рим, то теперь роль столицы

перешла к Парижу. Этот город интенсивно развивался, менялся и становился

современным. При жизни импрессионистов в нём появилась железная

дорога, электрическое освещение, фотография, кинематогроф.

Наибольшую известность среди импрессионистов выпала на долю Клода

Моне. Его иногда прямо ассоциируют с этим направление.

Клод Моне – один из самых последовательных сторонников пленэра. В

тёплое время года мастерской ему служила лодка, в которой он, вместе с

женой Камиллой, плавал вдоль берегов Сены. Часто Моне писал окрестности

Аржантея, небольшой деревни на берегу Сены. Ещё одним из излюбленным

местом

стала

Лягушатня

группа

небольших

островков

на

Сене,

превращенное в место отдыха горожан.

Купальщицы в Ла-Гренуйере, Клод Оскар Моне

Моне – живописец и поэт воды, её широкой, чуть вибрирующей глади; он

сильно и точно соотносит её с небом. Вода написана горизонтальными

густыми мазками. Часто это мазки чистых красок, которые смешиваются,

усложняют и дополняют друг друга при восприятии картины. Рядом с Моне

этот мотив не раз писал Ренуар. Однако работы их различны.

Само

слово

импрессионизм

впервые

было

брошено

журналистом

сатирической газеты как насмешка над тем, что ему пришлось увидеть на

выставке. Одна из картин Клода Моне называлась «Впечатление. Восход

солнца». Первое слово по-французски звучит как «Impression». На картине

солнце поднимается над поверхностью воды, которая показалась журналисту

особенно небрежно написанной. Однако слово импрессионизм, впервые

произнесённое с насмешкой, скоро стало названием нового направления и

искусствоведческим термином. И оно действительно удачно: вся живопись

импрессионистов – это изображение впечатления.

Скоро Клод Моне начал писать картины сериями, словно одной точки

зрения. Первая из серий «Вокзалы» - не знает себе равных в истории

живописи. «Вокзалы» воспринимаются не последовательно, а в единстве

разных точек зрения, разных масштабов: от фрагментов вокзальной суеты,

данных крупным планом – до просторных монументальных пейзажей.

Роднит их поразительная «сила мгновенности», растворённость предметов в

световоздушной среде.

Вокзал Сен-Лазар,

Клод Оскар Моне

Моне выставил серию «Вокзалов» на Третьей выставке импрессионистов,

которая стала для художников звёздным часом, хотя настоящее призвание

ещё не пришло. Эта выставка – галерея шедевров. Посетителей было много:

публика начала понемногу привыкать к импрессионистам, интересоваться

ими.

Год Третьей выставки для художника – очень тяжёлое время. Родился третий

сын, Камилла смертельно больна. В этой смерти Моне винил себя до конца

жизни. Он мечется в поисках покупателей, одалживает деньги у друзей,

впадает в отчаяние. И в эту же пору пишет одну из самых ликующих своих

картин – «Поле маков близ Вётея». 4 Голубоватая панорама рощ с лёгкими

пираминдальными тополями, высокое небо в густо написанных облаках,

россыпь маков, обозначенных сильными точечными ударами кисти; бледно-

красная с изумрудным цветовая гамма станет характерной для Моне.

Поле маков вблиз Вётея, Клод Оскар Моне

Клод Моне прожил долгую жизнь, дожил до славы, материального

благополучия и покупки собственного дома. В поздние годы жизни он

работал преимущественно сериями. Самые известные из них «Стога» и

«Соборы».

Все дни художника были посвящены не просто живописи, но стремлению

остановить самое мимолётное – мгновение жизни цвета и света.

Ещё один выдающийся представитель импрессионизма Огюст Ренуар

происходил

из

многодетной

семьи

небогатого

портного.

Ренуары

перебрались в Париж, когда Огюсту было пять лет; скоро он сам начал

зарабатывать себе на жизнь. Мальчик пел в церковном хоре (у него оказались

прекрасные голос и слух), потом поступил в мастерскую по росписи

фарфора, позже расписывал веера и шторы. Получить образование Ренуару

так и не пришлось. Зато он был самым оптимистичным и жизнелюбивым из

импрессионистов.

Даже

в

старости,

измученный

сильнейшими

ревматическими болями, он не уставал повторять: «Что ни говорите, а я

счастливчик!».

Главной темой полотен Ренуара была женщина.

На первой выставке он показал картину «Ложа», редкую по живописной

сложности. Напудренное лицо женщины и окутанное тёплой полутенью лицо

мужчины венчают конструкцию из чёрных и белых полос и пятен. Однако

чёрный и белый составлены из огромного количества цветов: здесь и

голубоватые, и розовые, и дымчато-серые мазки.

Ложа, Огюст Ренуар

Актрисе Жанне Самари довелось ярко воплотить тип ренуаровской

женщины. Художник написал несколько её портретов, лучший находится в

Москве, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Ренуар писал

молодую актрису со страстью, он начинал сеанс, забыв даже поздороваться,

был влюблён в её кожу, взгляд и форму рук. Фразу Ренуара: «Что за кожа!

Право, она освещает всё вокруг… Настоящий солнечный луч» - цитируют и

авторы романов и учёные. Живописная плотность холста и проступающее из

неё сквозь радужную дымку лицо едины. Ренуар – импрессионист, он пишет

впечатление от модели: не глаза, а взгляд, не губы, а улыбку, не лицо, а его

выражение.

Самая знаменитая работа Ренуара – «Бал в Мулен де ла Галетт» - писалась

весело

и

трудно.

Париж

того

времени

обрастал

увеселительными

заведениями

для

людей

с

невысоким

доходом.

Девушки-модистки,

белошвейки,

шляпные

мастерицы,

проводя

шесть

дней

недели

за

кропотливым трудом, в воскресенье позволяли себе отдых по собственному

вкусу. Эта атмосфера тепла и короткого праздника пронизывает картину.

Художник наслаждался улыбками, движениями, игрой света и тени на лицах,

руках и одежде. Но случайность выбранного момента и расположения фигур

только кажущаяся. Композиция картины чётко выстроена и чрезвычайно

сложна. Золотистая река света делит картину по диагонали, выделяя группу

переднего плана; узор тёмных пятен на первом плане находит отклик в

чёрной пульсирующей горизонтали в глубине.

Бал в Мулен де ла Галетт, Огюст Ренуар

Позже у Ренуара появилась иная, «энгровская», как её называли, манера:

сквозь обычный радужный флёр его живописи начал проступать строгий

линейный рисунок. Это заметно уже в «Девушка с веером» и ещё усилится в

«Зонтиках». В картине «Зонтики» царят два, со множеством нюансов, цвета:

холодный охристый и серо-синий. Точный ритм светло-коричневых линий

(речек зонтов, обруча, корзины) создаёт нарядный узор на сложном, иссиня-

сером фоне. Фигуры превращаются в цветовые пятна, картина предвещает

появление абстрактной живописи.

Зонтики, Огюст Ренуар

Импрессионистам, особенну Клоду Моне, Огюсту Ренуару и Эдгару Дега,

суждена была долгая человеческая жизнь. Все они перешагнули вновый, XX

век, пережили художников следующего поколения – постимпрессионистов –

стали свидетелями таких направлений как фовизм, кубизм, абстракционизм.

Но и утратив животрепещущую новизну, импрессионизм по-прежнему

освобождал художника, помогал ему остаться наедине с живописью, не

думать о сюжете, идеях, а только писать и радоваться этой способности.

Список литературы

1.

Импрессионисты. Избранные письма с эскизами и набросками.

Переводчик Мелкова П.В., АСТ 2020 г.

2.

Пьер-Огюст Ренуар. Валерий Роньшин. Белый город 2006 г.

3.

Огюст Ренуар. Художник в 100 картинах. Снытко Н.А. 2015 г.



В раздел образования