Напоминание

Значение использования речи на занятиях в ДОУ инструктором по физической культуре


Автор: Березовская Вероника Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОАУ №11 "Тополек"
Населённый пункт: г. Новокубанска Краснодарского Края
Наименование материала: Статья
Тема: Значение использования речи на занятиях в ДОУ инструктором по физической культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том,

чтобы,

удовлетворяя

естественную

биологическую

потребность

дошкольников

в

движении,

добиться

хорошего

уровня

здоровья

и

всестороннего

физического развития

детей.

Следовательно,

помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд,

уделять

внимание

и

такой

важной

образовательной

области,

как

речевое развитие.

С

каждым

годом

число

поздно

говорящих

детей

возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться

мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и

просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям

овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей

за умственное развитие и развитие речи.

Формы

и

методы,

способствующие развитию речевой

активности

дошкольников на занятиях физической культуры :

1. Речь инструктора (воспитателя)

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению

взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно,

если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагют свои

мысли,

ребёнок

будет

неосознанно

стремиться

делать

также. Особое

внимание следует уделить правильности произношения слов: например:

звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга

ребёнка,

стимулирующая

его развитие.

Многие

исследователи,

занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста,

указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и

речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием

тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.

Примеры пальчиковых игр:

«Муха»

На паркете восемь мух

Польку танцевали,

(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали!

(роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепёшки»

Тошки-тошки-тошки!

Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то

другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают

пальцами,сжимают и разжимают кулачки)

Тошки-тошки-тошки!

Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).

3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие

стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером,

предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или

для

привлечения

к

игре.

Считалки

и

зазывалки

способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного

возраста.

Примеры считалок:

Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу, он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет, он украл там сто конфет.

Привезли его домой, оказался он живой.

***

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

***

Ёжик нёс на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе водить опять!

Примеры зазывалок:

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем-

За уши поднимем!

Речёвка-небольшой

ритмически

организованный

текст

различного

содержания, исполняемый группой детей.

Девиз-

короткая

и

ёмкая

фраза,

заменяющая

приветствие

и

характеризующая ту или иную деятельность участников.

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или

организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о

правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в

последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры

способствует развитию

логичности,

чёткости речи,

повышению

самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить

сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с

нормами и правилами русского языка.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом,

скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом,

интерактивные игры.

Игры с мячом.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч

отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает

полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят

игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать

следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и

отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:

Игра «Брось-добавь!»

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение:

первый

слог

называет

инструктор

и

бросает

мяч,

ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.

Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук».

Цель:

закрепление

навыков

ловли

и

бросания

мяча, развитие фонематического

восприятия,

быстроты

реакции,

закрепление знания гласных звуков.

Игра «Скачет мячик»

Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием

ритмического рисунка

Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.

Игра «Мяч в обруч».

Цель:

тренировать

умение

попадать

в

вертикальную

цель

с

проговариванием ритмического рисунка.

Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа).

Цель:

закрепление

дифференциации

гласных

и

согласных

звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный

звук, синего-согласный.

Игра «Брось-назови!»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих

слов. Умение различать родовые и видовые понятия.

Пояснение:

Фрукты: апельсин, киви, манго….

Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….

Города: Таллин, Москва, Рига…

Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и

др.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии

речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и

проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать

свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала и ни капли не устала,

Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!

Подвижные коллективные и интерактивные игры.

Подвижная игра «Ковбой»

Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.

Дети-«лошадки» дразнят ковбоя:

Ковбой, ковбой! Не спи под горой!

Ты нас накорми, ты нас напои!

С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!

Подвижная игра «Вышли зайцы погулять»

Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-волк, остальные зайцы встают вокруг

волка, проговаривают текст, сопровождая его движениями:

Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.

Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка.

Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал:

«Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.)

Русская народная игра «Заря».

Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей,

воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих-

заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова:

Заря-зареница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые-за водой пошла!

С последними словами водящий

незаметно кладёт ленту на плечо

одному из играющих, который,

заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу.

Тот, кто остается без места, становится зарёй.

Игры с цветом (для детей первой и второй младшей группы).

Игра средней подвижности «В бассейн ныряй, цвет называй!»

Цель: тренировать умение энергично отталкиваться

двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн;

формировать умение четко и правильно

называть цвета.

Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой

бассейн, выбирают два шарика разного цвета

и называют их.

Таким

образом

считаю,

что

интеграция

физического

и

речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в

становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических,

так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и

увлекательными.

С Уважением

Инструктор по ФК

Березовская В.А



В раздел образования