Автор: Березовская Вероника Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОАУ №11 "Тополек"
Населённый пункт: г. Новокубанска Краснодарского Края
Наименование материала: Статья
Тема: Значение использования речи на занятиях в ДОУ инструктором по физической культуре
Раздел: дошкольное образование
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том,
чтобы,
удовлетворяя
естественную
биологическую
потребность
дошкольников
в
движении,
добиться
хорошего
уровня
здоровья
и
всестороннего
физического развития
детей.
Следовательно,
помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд,
уделять
внимание
и
такой
важной
образовательной
области,
как
речевое развитие.
С
каждым
годом
число
поздно
говорящих
детей
возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться
мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и
просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям
овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей
за умственное развитие и развитие речи.
Формы
и
методы,
способствующие развитию речевой
активности
дошкольников на занятиях физической культуры :
1. Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению
взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно,
если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагют свои
мысли,
ребёнок
будет
неосознанно
стремиться
делать
также. Особое
внимание следует уделить правильности произношения слов: например:
звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга
ребёнка,
стимулирующая
его развитие.
Многие
исследователи,
занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста,
указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и
речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием
тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
Примеры пальчиковых игр:
«Муха»
На паркете восемь мух
Польку танцевали,
(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидали паука – в обморок упали!
(роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепёшки»
Тошки-тошки-тошки!
Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то
другая)
Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)
И парное молоко,
Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают
пальцами,сжимают и разжимают кулачки)
Тошки-тошки-тошки!
Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).
3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие
стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером,
предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или
для
привлечения
к
игре.
Считалки
и
зазывалки
способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного
возраста.
Примеры считалок:
Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу, он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет, он украл там сто конфет.
Привезли его домой, оказался он живой.
***
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
***
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Примеры зазывалок:
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю!
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем-
За уши поднимем!
Речёвка-небольшой
ритмически
организованный
текст
различного
содержания, исполняемый группой детей.
Девиз-
короткая
и
ёмкая
фраза,
заменяющая
приветствие
и
характеризующая ту или иную деятельность участников.
4. Объяснение правила игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или
организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о
правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в
последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры
способствует развитию
логичности,
чёткости речи,
повышению
самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить
сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с
нормами и правилами русского языка.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом,
скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом,
интерактивные игры.
Игры с мячом.
Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч
отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает
полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят
игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать
следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и
отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:
Игра «Брось-добавь!»
Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.
Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.
Пояснение:
первый
слог
называет
инструктор
и
бросает
мяч,
ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.
Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук».
Цель:
закрепление
навыков
ловли
и
бросания
мяча, развитие фонематического
восприятия,
быстроты
реакции,
закрепление знания гласных звуков.
Игра «Скачет мячик»
Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием
ритмического рисунка
Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.
Игра «Мяч в обруч».
Цель:
тренировать
умение
попадать
в
вертикальную
цель
с
проговариванием ритмического рисунка.
Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа).
Цель:
закрепление
дифференциации
гласных
и
согласных
звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный
звук, синего-согласный.
Игра «Брось-назови!»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих
слов. Умение различать родовые и видовые понятия.
Пояснение:
Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Города: Таллин, Москва, Рига…
Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и
др.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии
речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и
проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать
свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
Подвижные коллективные и интерактивные игры.
Подвижная игра «Ковбой»
Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.
Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.
Дети-«лошадки» дразнят ковбоя:
Ковбой, ковбой! Не спи под горой!
Ты нас накорми, ты нас напои!
С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!
Подвижная игра «Вышли зайцы погулять»
Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.
Ход игры: выбирается водящий-волк, остальные зайцы встают вокруг
волка, проговаривают текст, сопровождая его движениями:
Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.
Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка.
Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал:
«Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.)
Русская народная игра «Заря».
Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей,
воспитывать интерес к народному творчеству.
Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих-
заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова:
Заря-зареница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые-за водой пошла!
С последними словами водящий
незаметно кладёт ленту на плечо
одному из играющих, который,
заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу.
Тот, кто остается без места, становится зарёй.
Игры с цветом (для детей первой и второй младшей группы).
Игра средней подвижности «В бассейн ныряй, цвет называй!»
Цель: тренировать умение энергично отталкиваться
двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн;
формировать умение четко и правильно
называть цвета.
Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой
бассейн, выбирают два шарика разного цвета
и называют их.
Таким
образом
считаю,
что
интеграция
физического
и
речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в
становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических,
так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и
увлекательными.
С Уважением
Инструктор по ФК
Березовская В.А