Напоминание

Маленькие герои большой войны


Автор: Сайфуллина Венера Габдулхаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 МР Учалинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: г.Учалы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Маленькие герои большой войны
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый классный час к школьному педсовету по теме

« Маленькие герои Большой войны»

« В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной»

Цель:

1. Воспитание эмоционально - ценностного, патриотического отношения к

своей Родине.

2. Р

азвивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма,

вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения,

используемые в сценарии;

3.В

оспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к

Родине, своему народу

.

Задачи:

формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;

развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей;

воспитание любви к Родине.

Оборудование: презентация, видеоматериал

Ход классного часа:

Показать видеоматериал

Сопровождение презентации классного часа.

1 чтец

.

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить.

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Учитель: 22 июня 1941 – воскресный день, разгар каникул, счастливое время для

детворы… В этот день дети потеряли самое дорогое в своей жизни – беззаботное

детство.

Наш классный час посвящен детям, которым выпала тяжелая доля пережить

войну с оружием в руках, стоя за станком на заводе, в поле вспахивая землю своими

силами… Это ваши ровесники, им было столько же лет как вам сегодня…

2

чтец.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы войну не играли –

Мы просто дышали войно

й.

Учитель:

Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не

бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это

когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. Вот

воспоминания о своем военном детстве…

Мальчик. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В

первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали

медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор

крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на

крышах и тушили зажигательные бомбы.

Девочка. И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды,

бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была

узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, за

слезы матерей, детей. Я испытала и страх и ужас, в плену прошла моя юность.

Учитель:

.

Многим из них пришлось наравне со взрослыми становиться за станки на

заводе, работать в поле, чтобы прокормить семью. Многие дети войны – настоящие

герои. Они помогали военным, ходили в разведку, собирали орудия на поле боя,

заботились о раненых. Огромную роль в победе в Великой Отечественной войне 1941-

1945 г.г. принадлежит именно малышам и подросткам, которые не щадили своих

жизней. На нашем классном часу мы познакомимся с историями некоторых из них.

5.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей.

Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди

Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь

нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд

ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский

штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941

года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а

когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на

мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной

водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой,

гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её,

парализованную и почти слепую, местные жители.

6.

Марат Казей

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда

он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался

во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы,

склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам

наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос

вражеские эшелоны.

В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны

были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался

до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов

поближе и выдернул чеку…

7.

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы

к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина

вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей

в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием,

смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она

партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал

предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила

у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили

и вскоре казнили.

8.

Валя Котик

Это самый юный герой Советского Союза. Когда началась война – Валентину

было 11 лет и он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал

бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу

полевой жандармерии, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. Сначала

был связным подпольной организации, затем участвовал в боях, был дважды

ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель,

который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в

Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести

железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре,

заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он

поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был

смертельно ранен и на следующий день умер на следующий день… Ему было

всего 14 лет.

В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

9.

Аркадий Каманин

Самый молодой лётчик Второй мировой войны. Сын известного авиационного деятеля

Н. П. Каманина. Прозвище «Летунок».В летние каникулы работал на аэродроме, затем

несколько месяцев 1941 года — механиком на авиационном заводе в Москве.Когда

началась война, мальчик пришёл работать на аэродром.Он пользовался любым случаем,

чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего,

доверяли ему вести самолёт. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было

разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию

управление самолётом, и мальчик сумел довести и посадить самолёт на свой аэродром.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами!

Учитель: Множество испытаний выпало на долю малышей и подростков тех лет, порой

даже смерть родителей на их глазах. Вставали плечом к плечу маленькие защитники и

на фронте. Рядом с опытными солдатами сражались и дети.

Сыны полка…

Голодных и

промерзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их

горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего

мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова

появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война

отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых

солдат сдавались, нарушая инструкции. ( слайд 10)

Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали

сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу

помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и

коров доили, и сеяли, и сено косили.

3 чтец :

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки с Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих завода,

А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию –банку варенья –

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в лесу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним.

Как будто бы не было больше на свете войны.

Учитель: Сейчас дети, жившие в то время и дожившие до наших дней, вспоминают,

прежде всего, голод, уставшую мать, работавшую за двоих на заводе и дома, школы, где

в одном классе учились дети разных возрастов, а писать приходилось на обрывках газет

.

Какими вы увидели маленьких герое Большой войны? Почему они так поступали? Как

называется любовь к Родине? Были они патриотами? Чему учит нас , молодых людей ,

живущих в 21 веке, их жизнь, их подвиг? Почему нужно помнить это?

Ответы учащихся.

4 чтец: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

5 чтец : Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

– минута молчания

Учитель: На этой минуте закончим наш классный час. Мы еще ни раз будем вспоминать

маленьких героев Большой войны на уроках истории , классных часах. Всем спасибо за

внимание!



В раздел образования