Автор: Викторова Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ООШ им. Ю. М. Смирнова
Населённый пункт: д. Горки
Наименование материала: Классный час
Тема: "Берегите цветы"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа имени Смирнова
Юрия Михайловича д. Горки»
Классный час «Берегите цветы»
Возраст (класс) учащихся 9-10 лет, 3-4 классы,
Автор: Викторова Наталия Николаевна,
учитель начальных классов
Берегите цветы!
Всех нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Мы радуемся тенистому лесу
и красочному ковру цветущего луга, наслаждаемся яркими красками и ароматами цветов.
Этот мир не только красив, а сколько в нём интересного, неожиданного, подчас даже
-загадочного и у каждого растения свои секреты.
-Ребята, кто мне скажет, что это за секреты у растений?
А вот я ребята подметила такие секреты: у одного «стреляющие» плоды, у другого цветки,
меняющие свою
окраску, точно хамелеоны, у третьего необычайно твёрдый стебель,
царапающий сталь.
Многие из вас бывают в природе и притом в различное время года - когда лежит снег и
когда цветёт черёмуха, когда косят луга и когда опадают листья с деревьев. И если вам
небезразличен растительный мир, вы всегда сможете увидеть много интересного.
Сейчас, ребята, мы
с вами совершим путешествие в весенний цветущий лес. Я вам
расскажу о «интересных» растениях. После моего рассказа вы должны ответить на два
вопроса:
-Как называется растение?
-Когда оно цветёт?
Ну, а теперь в путь.
Все вы наблюдали и знаете, что если роза распустилась красной ,то такой она останется до
конца цветения. Колокольчики всё время, пока цветут, остаются синими, а фиалки – то
весной в дубравах и некоторых других лесах можно встретить интересное растение.
Поднимаются от земли короткие крепкие стебли с небольшими листьями, а на них – яркие
красивые цветки разной окраски. Смотришь и удивляешься - на одном и том же растении
некоторые цветки розовато – малиновые, а другие васильково - синие. Если понаблюдать
за одним цветком несколько дней, то увидим, что сначала розовый цветок со временем
делается
синим.
Молодые
цветки
розовые,
а
старые
-
синие.
Благодаря
цветочному
контрасту цветки становятся лучше заметны для насекомых.
-Кто знает, о каком растении я рассказала? - Правильно, это медуница.
-Сейчас
послушайте
о
растении,
которого
в
народе
называют
белым
северным
подснежником. Это растение небольшое и хрупкое и нежное .Над землёй возвышается
тонкий, стебель на конце которого три разрезных листа, расходящиеся в разные стороны
из
одной
точки.
Отсюда
же
поднимается
и
тонкая
веточка-цветоножка,
которая
заканчивается белым цветком. Высота растения от земли до цветка - не больше карандаша.
Сам цветок точно маленькая немахровая розочка с распростёртыми во все стороны –
белыми лепестками, их бывает от 6 до 8.
--Что это за растение?
-Правильно, это ветреница.
В средней полосе нашей страны встречается три вида ветрениц: дубравная, лютичная и
лесная. Её стебель с листьями и цветком вырастает от корневища, находящегося в почве.
Корневище похоже на тонкий узловатый сучок коричневого цвета и лежит у самой почвы,
оно очень плохо закреплено в земле. Захочешь сорвать цветок, потянешь посильнее за
стебель
-
вытаскиваешь
с
ним
корневище
.Если
так
случилось,
растение.
конечно
,погибло .Оно обычно погибает даже тогда .когда удалось оторвать только цветоносный
стебель
с
листьями.
Таковы
уж
особенности
развития
ветреницы:
если
корневище
осталось весной без надземной части, оно не может дальше существовать само по себе,
погибает.
Нетрудно догадаться, к чему приводит массовый сбор цветков ветреницы: ведь каждый
сорванный цветок - погубленное целое растение. Поэтому,
перед тем, как срывать
красивый белоснежный цветок, задумайтесь: рвать цветущую ветреницу или нет? Может
лучше оставить?
Но не всякие весенние цветы легко сорвать. Вот, например, эти …Вы их, вероятно, не раз
видели на очень влажных лугах. В мокрых низинах. Часто они растут прямо среди воды.
Посмотришь в солнечный день - торчат над голубой поверхностью отдельные пучки ярко-
желтых
цветов,
словно
красивые
жёлтые
букетики,
расставленные
тут
и
там
самой
природой. Когда она цветёт, чем-то напоминает некоторые лютики.
-Догадались, что это за растение?
-Правильно! Это калужница. Название калужница - народное, оно происходит от слова
«калуга», что в некоторых местностях означает «грязь», «болото». Почему дано такое
название растению, понять не трудно ,зная, в каких условиях оно обитает. Цветёт с конца
апреля
до
июня.
Нередко
можно
встретить
целые
картинки,
сплошь
заросшие
этим
растением.
Калужница и все ветреницы - ядовитые растения. Особенно опасны для скота. Наше
путешествие
подходит
к
концу.
Мы
увидели
много
цветов,
о
некоторых,
самых
интересных
побеседовали.
Путешествуя,
мы
устали,
давайте
отдохнём
на
поляне,
полюбуемся золотистыми лютиками, белыми ромашками, темно-розовыми гвоздиками;
иловыми колокольчиками. Вблизи поляны болото - на нём- целые россыпи ярко-жёлтых
шариков купальницы-цветов с нежным ароматом. Мы наблюдали за цветами, но не рвали
их, мы только любовались их окраской.
Некоторые ребята во время прогулок набирают полные охапки полевых цветов и пока
несут
их
домой,
почти
все
цветы
завянут,
и
малопривлекательные
букеты
будут
выброшены. Зачем же лишать красоты лесные опушки и поляны?
Не
нужно
жадничать!
Вполне
достаточно
сорвать
5-7
цветков,
их
легче
сохранить,
принести домой, красивы они в вазе. Ребята! Помните, что судьба многих полевых цветов
зависит от каждого из вас.
В Красной книге включены все дикорастущие растения нашей страны, которым грозит
исчезновение. В нашей области среди исчезающих растений – ландыш, белая кувшинка,
гладиолус болотный и другие растения.
Дети читают стихотворения о цветах.
1.
Купальница.
Смотрят из канавки
Жёлтые купавки.
У них на самом донышке
Горит кусочек солнышка. (Л.Куклин)
2.
Медуница.
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет медуница. (В.Кожевников)
3.
Ландыш.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется – его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем. А вдруг
Услышим – я и ты?
4.
Кувшинка белая.
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда – привязан плот,
Он никуда не поплывёт.
5.
Гвоздика травянка.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это дикая гвоздика
Новый празднует денёк.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернёт цветок:
До утра! До новой встречи!
И погаснет огонёк. (Е.Серова)
Вот вы послушали стихи о цветах – эти цветы надо охранять, потому что в
Новгородской области их осталось немного.
Список использованных источников:
В.В.Петров. Из жизни лесного мира.
В.Н.Серова. Наша новгородская земля.
И.И.Гром. Защищай, береги, умножай.
М.Д.Шупинская. Дары природы.
И.С.Матрусов. Школа и охрана природы.