Автор: Пряникова Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 4 Детский сад "Жар - птица"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного
возраста в процессе экспериментирования
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в настоящее
время экспериментирование недостаточно внедрено в практику ДОО. Чаще всего
в работе используется форма прямого обучения. Такое обучение можно назвать
пассивным. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить
высокий познавательный интерес.
Цель
исследования:
изучить особенности развития познавательных
интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной
деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научную литературу по теме развития
познавательных интересов в процессе экспериментальной деятельности.
- Выявить особенности развития познавательных интересов у детей
старшего дошкольного возраста.
- Провести исследование по определению уровня развития познавательных
интересов у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
- Разработать и апробировать комплекс занятий по экспериментальной и
познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного
возраста.
Объектом
исследования являются условия развития познавательных
интересов в старшем дошкольном возрасте.
Предмет
исследования: процесс
организации
и
проведения
экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста.
В
1990годы
профессор,
академик
Академии
творческой
педагогики
Российской академии образования Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив
свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного
образования, сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим
видом
деятельности
является
не
игра,
как
это
принято
считать,
а
экспериментирование.
Его многолетние исследования данной деятельности дали основания для
формулировки следующих основных положений.
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой
деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования,
процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе
самодвижения, саморазвития дошкольников.
2.
В
детском
экспериментировании
наиболее
мощно
проявляется
собственная активность детей, направленная на получение новых сведений,
новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение
продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п.
(продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса
детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют
психические
процессы
дифференцировании
и
интеграции
при
общем
доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и
универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском
саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные
процессы;
- развивается речь ребенка;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения;
-
детское
экспериментирование
важно
и
для
формирования
самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо
предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная
сфера
ребенка,
творческие
способности,
формируются
трудовые
навыки,
укрепляется
здоровье
за
счет
повышения
общего
уровня
двигательной
активности.
Детское экспериментирование проходит в несколько этапов.
•
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного
варианта проблемной ситуации
•
2. Прогнозирование результата
•
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования
•
4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих,
капитанов
•
5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)
•
6. Наблюдение результатов эксперимента
•
7. Фиксирование результатов эксперимента
•
8. Формулировка выводов
Для изучения уровня сформированности познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики:
для диагностики образно-логического мышления: «Раздели на группы».
Для диагностики развития речи: «Расскажи по картинке», «Назови слова».
Данные методики взяты из учебника Р.С. Рогова «Психология», книга 3
«Психодиагностика»
Методика «раздели на группы»
Ребенку была показана картинка, и предложено задание внимательно
посмотреть на картинку и разделить представленные на ней фигуры на как можно
больше число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры,
выделяемые по одному общему для них признаку.
Результаты анализа образно-логического мышления соответствуют 10
баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла –
низкий; 0-1 балл – очень низкий.
Как видно из диаграммы высокий уровень выявлен у пяти детей (25%),
средний уровень у пятнадцати детей (75%). Таким образом, можно сделать вывод,
о том, что уровень развития образно-логического мышления у детей данной
группы находится на среднем уровне.
Методика «Назови слова»
Ребёнку было названо некоторое слово из соответствующей группы. Ему
необходимо самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же
группе.
Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов –
высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.
Как видно из диаграммы очень высокий уровень развития речи имеют двое
детей, что составляет (10%) от общего количества испытуемых, высокий уровень
развития имеют восемь детей (40%), средний уровень имеют десять детей(50%).
Методика «Расскажи по картинке»
Ребёнку дают внимательно рассмотреть картинки. После того, как
рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагается рассказать о том, что он
видел в ней.
На основании ответов детей делаются выводы об уровне развития: 10
баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла –
низкий; 0-1 балл – очень низкий.
Результат исследования представлен в диаграмме и имеет следующие
показатели: высокий уровень составил семь детей(35%), средний уровень
составил тринадцать детей(65%).
С целью развития познавательных интересов была подобрана серия
экспериментов с объектами неживой природы, которая использовалась работе с
детьми старшего дошкольного возраста.
Занятия с использованием экспериментирования были разделены на четыре
блока, в зависимости от сложности.
* Первый блок: Экспериментирование с песком.
* Второй блок: Экспериментирование с воздухом.
* Третий блок: Экспериментирование с водой.
* Четвертый блок: Эксперименты с тенью.
1 блок занятий: экспериментирование с песком.
Целью
эксперимента
было
познакомить
детей
со свойствами
песка,
развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать
объекты,
умение
подмечать
малозаметные
компоненты;
развивать
наблюдательность
детей,
умение
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
устанавливать
причинно-следственные
зависимости
и делать
выводы.
Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
В первый блок вошли такие эксперименты как:
-Эксперимент 1. «Песочный конус»
Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»
Эксперимент 3. «Сравнение частичек песка и глины»
Эксперимент 4. «Волшебный материал»
Эксперимент 5 где вода?
Эксперимент 6. «Ветер»
2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.
Целью данного экспериментирования было развивать познавательную
активность
детей,
инициативность;
развивать
способность
устанавливать
причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать
выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух — это не «невидимка»,
а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости
воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил
безопасности при проведении экспериментов
Во второй блок вошли такие эксперименты как:
Эксперимент 1. «Поиск воздуха»
Эксперимент 2 живая змейка
Эксперимент 3. «Реактивный шарик»
Эксперимент 4 подводная лодка
Эксперимент 5. «Сухой из воды»
Эксперимент 6 свеча в банке
3 блок занятий: экспериментирование с водой.
Эксперимент 1.Способность воды отражать окружающие предметы.
Эксперимент 2 прозрачность воды
Эксперимент 3. Круговорот воды в природе.
Эксперимент 4 эффект радуги
Эксперимент 5. Текучесть воды.
Эксперимент 6 таяние льда в воде
Эксперимент 7. Разноцветные растения.
4 блок занятий экспериментирование с тенью.
Эксперимент 1 . «День и ночь».
Эксперимент 2. свет движется по прямой
Эксперимент 3. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы.
Эксперимент 4. образование теней
Большое значение в развитии познавательных интересов дошкольников
отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует
двусторонняя связь между познавательным интересом и игрой. С одной стороны,
познавательный интерес развивается и активизируется в игре, а с другой – сама
игра
развивается
под
влиянием
развития
познания.
Вовлечь
ребёнка
в
деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён
и играет. Именно по этой причине было принято решение оформить игры и
дидактический материал в виде лэпбука.
Цель: создание
условий
для
развития
познавательной
активности,
интеллектуально-творческого
потенциала
личности
ребенка
путем
совершенствования
его
исследовательских
способностей
в
ходе
экспериментальной деятельности дошкольников.
Результаты
проведенной
работы
показали,
что
применение
экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения
и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать
проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и
связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать
средства
и
материалы
для
самостоятельной
деятельности,
осуществлять
эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными
терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы
на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания,
умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,
согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные
исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать
информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно
анализируют полученные результаты.
Таким образом, если систематически и последовательно использовать
экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающей
природе.