Напоминание

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования


Автор: Пряникова Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 4 Детский сад "Жар - птица"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного

возраста в процессе экспериментирования

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в настоящее

время экспериментирование недостаточно внедрено в практику ДОО. Чаще всего

в работе используется форма прямого обучения. Такое обучение можно назвать

пассивным. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить

высокий познавательный интерес.

Цель

исследования:

изучить особенности развития познавательных

интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной

деятельности.

Задачи исследования:

- Изучить и проанализировать научную литературу по теме развития

познавательных интересов в процессе экспериментальной деятельности.

- Выявить особенности развития познавательных интересов у детей

старшего дошкольного возраста.

- Провести исследование по определению уровня развития познавательных

интересов у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

- Разработать и апробировать комплекс занятий по экспериментальной и

познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного

возраста.

Объектом

исследования являются условия развития познавательных

интересов в старшем дошкольном возрасте.

Предмет

исследования: процесс

организации

и

проведения

экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного

интереса детей старшего дошкольного возраста.

В

1990годы

профессор,

академик

Академии

творческой

педагогики

Российской академии образования Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив

свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного

образования, сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим

видом

деятельности

является

не

игра,

как

это

принято

считать,

а

экспериментирование.

Его многолетние исследования данной деятельности дали основания для

формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой

деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования,

процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе

самодвижения, саморазвития дошкольников.

2.

В

детском

экспериментировании

наиболее

мощно

проявляется

собственная активность детей, направленная на получение новых сведений,

новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение

продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п.

(продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса

детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют

психические

процессы

дифференцировании

и

интеграции

при

общем

доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и

универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском

саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные

процессы;

- развивается речь ребенка;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

-

детское

экспериментирование

важно

и

для

формирования

самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо

предметы и явления для достижения определенного результата;

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная

сфера

ребенка,

творческие

способности,

формируются

трудовые

навыки,

укрепляется

здоровье

за

счет

повышения

общего

уровня

двигательной

активности.

Детское экспериментирование проходит в несколько этапов.

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного

варианта проблемной ситуации

2. Прогнозирование результата

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

осуществления экспериментирования

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих,

капитанов

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

8. Формулировка выводов

Для изучения уровня сформированности познавательного интереса у детей

старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики:

для диагностики образно-логического мышления: «Раздели на группы».

Для диагностики развития речи: «Расскажи по картинке», «Назови слова».

Данные методики взяты из учебника Р.С. Рогова «Психология», книга 3

«Психодиагностика»

Методика «раздели на группы»

Ребенку была показана картинка, и предложено задание внимательно

посмотреть на картинку и разделить представленные на ней фигуры на как можно

больше число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры,

выделяемые по одному общему для них признаку.

Результаты анализа образно-логического мышления соответствуют 10

баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла –

низкий; 0-1 балл – очень низкий.

Как видно из диаграммы высокий уровень выявлен у пяти детей (25%),

средний уровень у пятнадцати детей (75%). Таким образом, можно сделать вывод,

о том, что уровень развития образно-логического мышления у детей данной

группы находится на среднем уровне.

Методика «Назови слова»

Ребёнку было названо некоторое слово из соответствующей группы. Ему

необходимо самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же

группе.

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов –

высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

Как видно из диаграммы очень высокий уровень развития речи имеют двое

детей, что составляет (10%) от общего количества испытуемых, высокий уровень

развития имеют восемь детей (40%), средний уровень имеют десять детей(50%).

Методика «Расскажи по картинке»

Ребёнку дают внимательно рассмотреть картинки. После того, как

рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагается рассказать о том, что он

видел в ней.

На основании ответов детей делаются выводы об уровне развития: 10

баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла –

низкий; 0-1 балл – очень низкий.

Результат исследования представлен в диаграмме и имеет следующие

показатели: высокий уровень составил семь детей(35%), средний уровень

составил тринадцать детей(65%).

С целью развития познавательных интересов была подобрана серия

экспериментов с объектами неживой природы, которая использовалась работе с

детьми старшего дошкольного возраста.

Занятия с использованием экспериментирования были разделены на четыре

блока, в зависимости от сложности.

* Первый блок: Экспериментирование с песком.

* Второй блок: Экспериментирование с воздухом.

* Третий блок: Экспериментирование с водой.

* Четвертый блок: Эксперименты с тенью.

1 блок занятий: экспериментирование с песком.

Целью

эксперимента

было

познакомить

детей

со свойствами

песка,

развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать

объекты,

умение

подмечать

малозаметные

компоненты;

развивать

наблюдательность

детей,

умение

сравнивать,

анализировать,

обобщать,

устанавливать

причинно-следственные

зависимости

и делать

выводы.

Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

В первый блок вошли такие эксперименты как:

-Эксперимент 1. «Песочный конус»

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Эксперимент 3. «Сравнение частичек песка и глины»

Эксперимент 4. «Волшебный материал»

Эксперимент 5 где вода?

Эксперимент 6. «Ветер»

2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.

Целью данного экспериментирования было развивать познавательную

активность

детей,

инициативность;

развивать

способность

устанавливать

причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать

выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух — это не «невидимка»,

а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости

воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил

безопасности при проведении экспериментов

Во второй блок вошли такие эксперименты как:

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Эксперимент 2 живая змейка

Эксперимент 3. «Реактивный шарик»

Эксперимент 4 подводная лодка

Эксперимент 5. «Сухой из воды»

Эксперимент 6 свеча в банке

3 блок занятий: экспериментирование с водой.

Эксперимент 1.Способность воды отражать окружающие предметы.

Эксперимент 2 прозрачность воды

Эксперимент 3. Круговорот воды в природе.

Эксперимент 4 эффект радуги

Эксперимент 5. Текучесть воды.

Эксперимент 6 таяние льда в воде

Эксперимент 7. Разноцветные растения.

4 блок занятий экспериментирование с тенью.

Эксперимент 1 . «День и ночь».

Эксперимент 2. свет движется по прямой

Эксперимент 3. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы.

Эксперимент 4. образование теней

Большое значение в развитии познавательных интересов дошкольников

отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует

двусторонняя связь между познавательным интересом и игрой. С одной стороны,

познавательный интерес развивается и активизируется в игре, а с другой – сама

игра

развивается

под

влиянием

развития

познания.

Вовлечь

ребёнка

в

деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён

и играет. Именно по этой причине было принято решение оформить игры и

дидактический материал в виде лэпбука.

Цель: создание

условий

для

развития

познавательной

активности,

интеллектуально-творческого

потенциала

личности

ребенка

путем

совершенствования

его

исследовательских

способностей

в

ходе

экспериментальной деятельности дошкольников.

Результаты

проведенной

работы

показали,

что

применение

экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения

и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать

проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и

связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать

средства

и

материалы

для

самостоятельной

деятельности,

осуществлять

эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными

терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы

на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания,

умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,

умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,

согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные

исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать

информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно

анализируют полученные результаты.

Таким образом, если систематически и последовательно использовать

экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению

познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающей

природе.



В раздел образования