Напоминание

Обучение грамоте. Звуки [х], [х"]. Буква Х.


Автор: Иванова Алла Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Обучение грамоте. Звуки [х], [х"]. Буква Х.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Обучение грамоте. Звук [х] - [х*]. Буква Х.

Составила воспитатель: Иванова А.А.

Цель: Закрепление знаний о звуках [х]- [х’], знакомство с буквой Х.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепление знаний о звуках [х] — [х’] , знакомство с буквой Х;

-Закрепление умения соотносить звук с буквой;

- Закрепление зрительного образа буквы;

Развивающие:

- Закрепление понятия: согласный, глухой;

- Упражнять в определении места звука в словах;

- Продолжать развивать фонематическое восприятие;

- Развитие внимания, мышления, памяти.

- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от

буквы.

- Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из

мозаики.

- Развитие зрительного внимания;

- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением

Воспитательные:

- Воспитание волевых качеств личности (усидчивость,

дисциплинированность, сдержанность);

- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в

упражнениях на координацию речи с движением.

Оборудование: яркая карта страны Буквария; карточки камня и подушки;

непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В

этой стране живут буквы и звуки. А путешествовать мы будем на ковре

самолете. Ковер наш волшебный и попасть на него сможет лишь тот, кто

правильно произнесет заклинание.

(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости

от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется

звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым

автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)

- Молоды ребята, а для того чтобы наш ковер самолет заработал и поднялся в

воздух, нужно вспомнить как нужно вести себя на занятии?

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Внимательно слушай!

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

Тогда отвечай!

- Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Чтобы он начал

двигаться нужно выполнить специальные упражнения:

Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Качели» (5-р)

Развитие дыхания и голоса:

А – О – У; А – О – У; А – О – У

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

- Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Но куда же нам лететь?

Как добраться до страны Буквария? Что нам для этого понадобиться? (Карта)

- Правильно! Нам нужна карта! (Показывает яркую карту, в которой

основные пункты отмечены названиями букв по программе)

- И первый город в стране Буквария называется «Город Ха», там и будет

наша первая остановка.

2. Акустико-артикуляционный анализ звука:

- В «Городе Ха» живут звуки [Х], [Х']. Давайте их охарактеризуем.

- Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает

преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и

мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый,

глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует.

Этот звук обозначается синим кружочком);

- Звук [Х'] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит

свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить

изо рта? Значит звук [Х’] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким

кружочком мы его обозначим?

2. Фонематическое восприятие:

- Вот мы и познакомились с жителями «Города Ха». А сейчас я хочу вам

рассказать веселый стишок об одном жителе города Ха:

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

- Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали

чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х']).

- Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному?

Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х'].

(раздать карточки с изображением камня и подушки)

- Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый

звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Х’]

поднимайте подушку.

3. Отгадывание загадок. Произношение звуков в словах. Развитие

фонематического восприятия и анализа.

- А теперь ребята, мы с вами отправимся на фото-охоту. Кто мне скажет, чем

занимаются на фото-охоте? (фотографируют)

- А для этого нам нужно фото-ружье. (Логопед просит выставить большие и

указательные пальчики на обеих руках, остальные зажать в кулачок. После

чего соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой

руки. И указательный палец левой руки с большим пальцем правой руки.

Получился прямоугольник - видоискатель). Фотографировать мы будем

только тех зверей в названиях, которых есть звуки [х] или [х’].

- На полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (На

экране появляется изображение хорька)

Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький. (хорек).

(С. Маршак.)

- Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)

- А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением

черепахи).

Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят. (черепахи).

- Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или

мягкий?

- А это что за насекомое?

Жужжит она у уха. Летает всюду. (муха).

- Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов?

Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]?

Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком какого цвета мы его обозначим?

4. Динамическая пауза игра «В темном лесу».

В темном лесу есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят – руки вверх

5. Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:

- У звуков [х — х'] — один образ-буква. (Буква Ха появляется на экране.

Воспитатель читает четверостишие):

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

(В. Степанов.)

6. Закрепление образа буквы:

- На что похожа буква Ха?

- Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.

- А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и

читаем, а произносим звуки)

7. Закрепление кинестетического образа буквы Ха. Игра «Волшебный

мешочек»

Предложить детям опустить рукув волшебный мешочек и на ощупь

определить букву Х.

III. Итог занятия:

- Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться

назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на

вопросы:

- Где мы с вами сегодня побывали? (В стране Буквария, в «Городе Ха»)

- Какие звуки живут в «Городе Ха»? (В «Городе Ха живут звуки [Х] и [Х’]»)

- С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с

буквой Ха)

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?

- В чем отличие звуков от буквы?

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

- На этом наше занятие окончено.

Конспект фронтального логопедического

занятия для старшей группы с ОНР на тему

«Звуки [Х], [Х’] и буква Х»



В раздел образования