Авторы: Плахова Наталья Юрьевна, Бушуева Лариса Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования по экологии, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУЦРР-ДС№30
Населённый пункт: Челябинская область,г. Снежинск
Наименование материала: конспект
Тема: "Звуки вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Снежинского городского округа
«Центр развития ребёнка – детский сад №30»
Сценарий познавательно-речевого развлечения
«Звуки вокруг нас»
Составители: Учитель-логопед Бушуева Лариса Владимировна
Педагог дополнительного образования по экологии Плахова
Наталья Юрьевна
Цель:
изучение звуков окружающей среды, как физического
явления и физиологического процесса организма человека.
Задачи:
-
Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и
функционировании человеческого организма;
-Познакомить детей со строением органа слуха и
артикуляционным аппаратом, дать первичные знания о звуке, как о
физиологическом явлении;
-Познакомить с понятием «звук», «звуковая волна», «высокие и
низкие, громкие и тихие, звонкие и глухие звуки»;
-Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и
экспериментам;
-Развивать восприятие, мышление, внимание, речь.
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты 15 штук
(разные на подгруппу детей), картинки с изображением
музыкальных инструментов, картинки –схемы строения уха и
артикуляционного аппарата, Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников «Наураша в стране
Наурандии», компьютер, экран, проектор.
Ход
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами поговорим о различных
звуках и будем ставить опыты. Звуки нас окружают постоянно.
Это и городской шум и капающая вода из-под крана и наша речь.
Давайте поиграем со звуком.
Учитель-логопед издает следующие звуки: стучит карандашом о
стакан, шуршит бумагой, режет бумагу, переливает воду.
Дети отгадывают.
Учитель-логопед: Ребята, вы задумывались, какая музыка слышна
в лесу?
Дети: шум деревьев, птиц.
Учитель-логопед: Как вы думаете, кто чем поёт?
Дети: голосом.
Учитель-логопед: Это верно. Но есть лесные жители безголосые, а
звуки издают.
Учитель-логопед: Слушая звуки в лесу, можно подумать, что все
звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и
музыкантами даже не все родились с голосами.
Вот например лягушка, она надувает пузыри , приоткрывает рот и
слышится…..
Дети: «Ква-а-а».
Учитель-логопед: А вот дятел издаёт звук при помощи дерева, а
клюв-палочка. Точь-в-точь, как барабанная дробь.
Дети изображают звук, который издаёт дятел.
Учитель-логопед: Как жужжит жук?А вы знаете, чем издаёт звук
жук?
Дети : наверное усиками.
Учитель-логопед: Нет. Жук издаёт звуки с помощью крылышек.
Учитель-логопед: Звуки, которые мы с вами пытались издавать за
животных леса, конечно- же отличаются от действительности.
Педагог по экологии: Давайте попробуем отгадать голоса
известных вам лесных жителей (воспроизводится в записи голоса
птиц и животных). Сова, волк, белка.
Дети отгадывают чьи голоса слышны.
Педагог по экологии: исследовать звуки очень интересно. Мы с
вами отправляемся в лабораторию звука с Наурашей.
(читает стихотворение из книги «Наураша в стране Наурандии»
стр.55)
Учитель-логопед: С помощью чего издаются музыкальные звуки?
Дети: С помощью музыкальных инструментов.
Учитель-логопед: Мы с вами будем изучать звуки музыкальных
инструментов.
Звуки издают волну. А наша лаборатория, поможет нам это
увидеть.
На столе разложены музыкальные инструменты и карточки с их
изображениями (карточки перевёрнуты). Ребёнок подходит,
выбирает карточку, берёт музыкальный инструмент и играет на
нем. В это время на экране показывается амплитуда звука.
Физминутка «Гласные-согласные звуки»
Учитель-логопед: Слышим звуки мы с помощью…..?
Дети: ушей.
Педагог по экологии: правильно. Посмотрите на рисунок и
обратите внимание, какое сложное строение уха
(кратко объясняет строение уха).
Учитель-логопед: Сейчас предлагаю вам схему-рисунок рта.
Предлагаю исследовать голос. А сделаем мы это с нашим героем
Наурашей. Мы уже с вами знаем, что перед исследованием нужно
создать тишину. А затем вместе громко произнесем
АААААААААА, тихо произнесём УУУУУУУУ. Высоко
произнесём ОООООО, а низко ЫЫЫЫЫЫЫЫ. Посмотрите на
экран и обратите внимание на звуковую волну, как она изменяется
при произнесении звуков разной громкости и высоты.
Педагог по экологии: Мы вместе с Наурашей исследовали
различные звуки, которые есть вокруг нас. Вы узнали, что звуки
можно издавать разными органами и частями тела. Звук можно не
только услышать, но и увидеть в виде звуковой волны.
Литература:
1.
Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева Логопедия
Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
2.
М.А.Поваляева Справочник логопеда .-Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2002.
3.
Е.А. Шутяева Наураша в стране Наурандии. Цифровая
лаборатория для дошкольников и младших школьников.
Методическое руководство для педагогов. Изд-во ЮВЕНТА,
Москва, 2016.