Напоминание

"Звуки вокруг нас"


Авторы: Плахова Наталья Юрьевна, Бушуева Лариса Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования по экологии, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУЦРР-ДС№30
Населённый пункт: Челябинская область,г. Снежинск
Наименование материала: конспект
Тема: "Звуки вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Снежинского городского округа

«Центр развития ребёнка – детский сад №30»

Сценарий познавательно-речевого развлечения

«Звуки вокруг нас»

Составители: Учитель-логопед Бушуева Лариса Владимировна

Педагог дополнительного образования по экологии Плахова

Наталья Юрьевна

Цель:

изучение звуков окружающей среды, как физического

явления и физиологического процесса организма человека.

Задачи:

-

Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и

функционировании человеческого организма;

-Познакомить детей со строением органа слуха и

артикуляционным аппаратом, дать первичные знания о звуке, как о

физиологическом явлении;

-Познакомить с понятием «звук», «звуковая волна», «высокие и

низкие, громкие и тихие, звонкие и глухие звуки»;

-Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и

экспериментам;

-Развивать восприятие, мышление, внимание, речь.

Материалы и оборудование: музыкальные инструменты 15 штук

(разные на подгруппу детей), картинки с изображением

музыкальных инструментов, картинки –схемы строения уха и

артикуляционного аппарата, Цифровая лаборатория для

дошкольников и младших школьников «Наураша в стране

Наурандии», компьютер, экран, проектор.

Ход

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами поговорим о различных

звуках и будем ставить опыты. Звуки нас окружают постоянно.

Это и городской шум и капающая вода из-под крана и наша речь.

Давайте поиграем со звуком.

Учитель-логопед издает следующие звуки: стучит карандашом о

стакан, шуршит бумагой, режет бумагу, переливает воду.

Дети отгадывают.

Учитель-логопед: Ребята, вы задумывались, какая музыка слышна

в лесу?

Дети: шум деревьев, птиц.

Учитель-логопед: Как вы думаете, кто чем поёт?

Дети: голосом.

Учитель-логопед: Это верно. Но есть лесные жители безголосые, а

звуки издают.

Учитель-логопед: Слушая звуки в лесу, можно подумать, что все

звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и

музыкантами даже не все родились с голосами.

Вот например лягушка, она надувает пузыри , приоткрывает рот и

слышится…..

Дети: «Ква-а-а».

Учитель-логопед: А вот дятел издаёт звук при помощи дерева, а

клюв-палочка. Точь-в-точь, как барабанная дробь.

Дети изображают звук, который издаёт дятел.

Учитель-логопед: Как жужжит жук?А вы знаете, чем издаёт звук

жук?

Дети : наверное усиками.

Учитель-логопед: Нет. Жук издаёт звуки с помощью крылышек.

Учитель-логопед: Звуки, которые мы с вами пытались издавать за

животных леса, конечно- же отличаются от действительности.

Педагог по экологии: Давайте попробуем отгадать голоса

известных вам лесных жителей (воспроизводится в записи голоса

птиц и животных). Сова, волк, белка.

Дети отгадывают чьи голоса слышны.

Педагог по экологии: исследовать звуки очень интересно. Мы с

вами отправляемся в лабораторию звука с Наурашей.

(читает стихотворение из книги «Наураша в стране Наурандии»

стр.55)

Учитель-логопед: С помощью чего издаются музыкальные звуки?

Дети: С помощью музыкальных инструментов.

Учитель-логопед: Мы с вами будем изучать звуки музыкальных

инструментов.

Звуки издают волну. А наша лаборатория, поможет нам это

увидеть.

На столе разложены музыкальные инструменты и карточки с их

изображениями (карточки перевёрнуты). Ребёнок подходит,

выбирает карточку, берёт музыкальный инструмент и играет на

нем. В это время на экране показывается амплитуда звука.

Физминутка «Гласные-согласные звуки»

Учитель-логопед: Слышим звуки мы с помощью…..?

Дети: ушей.

Педагог по экологии: правильно. Посмотрите на рисунок и

обратите внимание, какое сложное строение уха

(кратко объясняет строение уха).

Учитель-логопед: Сейчас предлагаю вам схему-рисунок рта.

Предлагаю исследовать голос. А сделаем мы это с нашим героем

Наурашей. Мы уже с вами знаем, что перед исследованием нужно

создать тишину. А затем вместе громко произнесем

АААААААААА, тихо произнесём УУУУУУУУ. Высоко

произнесём ОООООО, а низко ЫЫЫЫЫЫЫЫ. Посмотрите на

экран и обратите внимание на звуковую волну, как она изменяется

при произнесении звуков разной громкости и высоты.

Педагог по экологии: Мы вместе с Наурашей исследовали

различные звуки, которые есть вокруг нас. Вы узнали, что звуки

можно издавать разными органами и частями тела. Звук можно не

только услышать, но и увидеть в виде звуковой волны.

Литература:

1.

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева Логопедия

Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.

2.

М.А.Поваляева Справочник логопеда .-Ростов-на-Дону:

«Феникс», 2002.

3.

Е.А. Шутяева Наураша в стране Наурандии. Цифровая

лаборатория для дошкольников и младших школьников.

Методическое руководство для педагогов. Изд-во ЮВЕНТА,

Москва, 2016.



В раздел образования