Напоминание

" Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано"


Автор: Привалова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО " ДМШ с. Богатое"
Населённый пункт: с. Богатое, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения

игре на фортепиано

«Лучший способ научиться быстро читать –

это как можно больше читать»

И. Гофман

И с этим трудно не согласиться. Практический опыт – главное условие

образования любого навыка, в том числе и навыка чтения с листа. Подобный

навык должен быть заложен в структуру обучения пианиста; развитие его

следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса и, прежде всего, – в

классе по специальности. Известно, что под игрой с листа подразумевается

исполнение незнакомой пьесы в темпе, характере, близком к требуемому, без

предварительного проигрывания на инструменте.

Процесс игры с листа можно условно объединить в несколько групп.

Первая группа включает действия, предваряющие, собственно, игру с

листа. Это определение характера, темпа, размера, беглый просмотр текста с

целью выяснить ведущий метроритмический рисунок.

Вторая группа действий относится уже непосредственно к чтению и

связана с работой зрения и слуха.

Третья группа предполагает «озвучивание» предлагаемого нотного

текста. Это сложная скоординированная деятельность всего аппарата

пианиста.

Для успешного чтения музыкального текста необходимо его звуковое

осознание. Поэтому первоочередная задача педагога – раскрыть перед

учеником элементарные закономерности построения музыкальной речи,

научить его простейшему звуковому анализу ещё до знакомства с нотами.

Различаются два типа вспомогательных развивающих действий. К

первому типу относятся действия, направленные на развитие,

преимущественно, одного умения. Работа начинается с подчёркнуто

ритмизированного произнесения собственных имён, считалок,

стихотворений. Затем к декламации присоединяются хлопки и постукивания.

С помощью таких действий ребёнок вводится в мир ритма, осваивает на слух

и двигательно простейшие ритмические фигуры.

Ко второму типу относятся обучающие действия, для которых

характерна многофункциональность; они оказывают влияние на различные

стороны формируемого навыка. Можно предложить, например, игру в «топ-

хлоп», которая активизирует ритмическое чувство, даёт возможность

ощутить равномерную пульсацию музыки.

Самый несложный нотный текст заключает в себе значительно больше

информации, чем может « прочитать» и связно исполнить начинающий

ученик. Текст с самого начала должен восприниматься не отдельными

нотами, но группами нот, обладающих выразительным значением. Внимание

ученика вначале лучше сосредоточить на ритмических структурах песенок,

которые он слушает и поёт. И первым элементом нотной графики становится

запись ритмического рисунка этих песен.

Для закрепления и развития первоначальных зрительно-слуховых связей

можно ввести звуковые символы, например, уже всем известные «та», «ти-

ти» и «ти-ри-ти-ри» (соответственно: четверти, восьмые и 16-тые). Кроме

этих символов, применимы различные вспомогательные движения. Ритм

воспроизводится хлопками и притопами, а затем лёгким постукиванием по

крышке. Здесь важно обратить внимание на паузу. Ребёнок должен ясно,

активно ощутить паузу. Для этого стоит придумать специальный жест

(движение рук в стороны, встряхивание руками, прикрыть руками рот и т.д.)

Для освоения звуко-высотной графики, исходного интервала лучше взять

терцию, потому что она типична для мелодий многих детских песенок («Два

кота», «Ходит зайка», «У кота-воркота» и т.д.). Очень полезно сочинение (на

короткие двустишья) песенок в объёме терции. Вначале можно оговорить, на

какой ноте закончится мелодия, в дальнейшем же предлагать самому

услышать: закончилась песенка или «ждёт продолжения».

Расширение первоначальной интонации, её обрастание новыми

ступенями должно происходить постепенно. В фактурном отношении лучше

начинать с простой антифонии. Такие пьесы просты для исполнения,

благодаря подобию партий и поочерёдному включению рук. Антифония

затем сменяется простейшей гомофонией. Функцию «солиста» исполняет то

правая, то левая рука.

Большое значение имеет также выработка аппликатурной техники.

Аппликатурные упражнения дают наилучший эффект, когда сочетаются с

работой по освоению клавиатуры «слепым методом». Вот некоторые

примеры аппликатурных упражнений:

1.

На трёх поступенно расположенных клавишах ученик исполняет

различные мотивы, используя вначале только сильные пальцы (1,2,3).

2.

Количество звуков сохраняется, но включаются в работу 4-й и 5-й

пальцы.

3.

Затем появляются пятизвучные мотивы.

Цель аппликатурных упражнений на этом этапе – воспитание

мгновенной реакции на краткую музыкальную фразу из 3-х или 5-ти звуков в

одной позиции.

Постепенно появляются упражнения, выходящие за пределы одной

позиции. Навык позиционных смен осваивается, прежде всего, на гаммах.

Ребёнок выучивает гамму (в одну октаву, non legato), а затем исполняет её

разными штрихами, не глядя на руки. Игра «попал – не попал» обычно очень

нравится ученикам и постепенно они перестают бояться поднимать руки над

клавиатурой. Параллельно нужно начинать выработку аппликатурной

реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды. Сначала

изучается терция (в трёх аппликатурных вариантах: 1/3, 2/4 и 3/5); затем

квинта (в одном варианте: 1/5); далее идут секунда (в 4-х вариантах: 1/2, 2/3,

3/4, 4/5) и кварта (в 2-х вариантах 1/4 и 1/5). Позже секста, септима и октава.

Необходимо вовремя приступить к расширению аппликатурных

вариантов, а не доводить приведённые выше формулы до автоматизма. Когда

интервалы подобраны каждой рукой в отдельности, начинается

взаимодействие рук по принципу их чередования.

Следующий этап – освоение аппликатурных навыков, связанных с

чтением аккордов. Аппликатурная реакция на аккорды может отрабатываться

при помощи системы карточек. На каждой карточке записан аккорд. Её

предъявляют ученику и тут же убирают, после чего он должен его исполнить.

Долго задерживаться на простейших аккордовых структурах классического

типа не стоит. Необходимо вводить уменьшенное и увеличенное трезвучия,

всевозможные ненормативные созвучия сначала из 3-х, затем из 4-х звуков.

Текст фортепианной музыки имеет горизонтальное и вертикальное

измерение. Навык быстрого охвата текста по вертикали можно отрабатывать

путём, например, таких упражнений:

1.

Аккордовая последовательность исполняется в форме гармонической

фигурации, начиная с баса (вертикаль переходит в горизонталь)

2.

Текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется

аккордами. Для тренировки можно предложить «Этюды» №№15 и 16

из op.108 Шитте.

Предпосылкой ускоренного восприятия текста по горизонтали являютя

ритмические остановки и повторность построений.

Обучение игре на инструменте – это единый процесс, где все элементы

тесно связаны между собой, дополняют друг друга и ведут к общему

пианистическому развитию ученика. Пьесы, на которых он учится читать

ноты, служат и для выработки элементарных пианистических навыков.

Хочется заметить, что обычно чтению с листа педагоги отводят время в

конце урока, когда ученик устаёт и не может проявить должного внимания, а

подобная работа требует определённого умственного напряжения. Поэтому

желательно перемещать формы работы, стремиться к тому, чтобы чтение

соединялось со всем материалом, а не превращалось в довесок к уроку.

Причём такая работа должна быть систематической, регулярной и

планомерной.

В данной статье была сделана попытка изложить некоторые аспекты

практической работы с начинающими пианистами, в основу которой

положено развитие слуховых представлений, зрительного внимания,

музыкального мышления ученика, расширение его музыкального кругозора –

такова сумма задач начального периода обучения чтению нот с листа.



В раздел образования