Автор: Привалова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО " ДМШ с. Богатое"
Населённый пункт: с. Богатое, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения
игре на фортепиано
«Лучший способ научиться быстро читать –
это как можно больше читать»
И. Гофман
И с этим трудно не согласиться. Практический опыт – главное условие
образования любого навыка, в том числе и навыка чтения с листа. Подобный
навык должен быть заложен в структуру обучения пианиста; развитие его
следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса и, прежде всего, – в
классе по специальности. Известно, что под игрой с листа подразумевается
исполнение незнакомой пьесы в темпе, характере, близком к требуемому, без
предварительного проигрывания на инструменте.
Процесс игры с листа можно условно объединить в несколько групп.
Первая группа включает действия, предваряющие, собственно, игру с
листа. Это определение характера, темпа, размера, беглый просмотр текста с
целью выяснить ведущий метроритмический рисунок.
Вторая группа действий относится уже непосредственно к чтению и
связана с работой зрения и слуха.
Третья группа предполагает «озвучивание» предлагаемого нотного
текста. Это сложная скоординированная деятельность всего аппарата
пианиста.
Для успешного чтения музыкального текста необходимо его звуковое
осознание. Поэтому первоочередная задача педагога – раскрыть перед
учеником элементарные закономерности построения музыкальной речи,
научить его простейшему звуковому анализу ещё до знакомства с нотами.
Различаются два типа вспомогательных развивающих действий. К
первому типу относятся действия, направленные на развитие,
преимущественно, одного умения. Работа начинается с подчёркнуто
ритмизированного произнесения собственных имён, считалок,
стихотворений. Затем к декламации присоединяются хлопки и постукивания.
С помощью таких действий ребёнок вводится в мир ритма, осваивает на слух
и двигательно простейшие ритмические фигуры.
Ко второму типу относятся обучающие действия, для которых
характерна многофункциональность; они оказывают влияние на различные
стороны формируемого навыка. Можно предложить, например, игру в «топ-
хлоп», которая активизирует ритмическое чувство, даёт возможность
ощутить равномерную пульсацию музыки.
Самый несложный нотный текст заключает в себе значительно больше
информации, чем может « прочитать» и связно исполнить начинающий
ученик. Текст с самого начала должен восприниматься не отдельными
нотами, но группами нот, обладающих выразительным значением. Внимание
ученика вначале лучше сосредоточить на ритмических структурах песенок,
которые он слушает и поёт. И первым элементом нотной графики становится
запись ритмического рисунка этих песен.
Для закрепления и развития первоначальных зрительно-слуховых связей
можно ввести звуковые символы, например, уже всем известные «та», «ти-
ти» и «ти-ри-ти-ри» (соответственно: четверти, восьмые и 16-тые). Кроме
этих символов, применимы различные вспомогательные движения. Ритм
воспроизводится хлопками и притопами, а затем лёгким постукиванием по
крышке. Здесь важно обратить внимание на паузу. Ребёнок должен ясно,
активно ощутить паузу. Для этого стоит придумать специальный жест
(движение рук в стороны, встряхивание руками, прикрыть руками рот и т.д.)
Для освоения звуко-высотной графики, исходного интервала лучше взять
терцию, потому что она типична для мелодий многих детских песенок («Два
кота», «Ходит зайка», «У кота-воркота» и т.д.). Очень полезно сочинение (на
короткие двустишья) песенок в объёме терции. Вначале можно оговорить, на
какой ноте закончится мелодия, в дальнейшем же предлагать самому
услышать: закончилась песенка или «ждёт продолжения».
Расширение первоначальной интонации, её обрастание новыми
ступенями должно происходить постепенно. В фактурном отношении лучше
начинать с простой антифонии. Такие пьесы просты для исполнения,
благодаря подобию партий и поочерёдному включению рук. Антифония
затем сменяется простейшей гомофонией. Функцию «солиста» исполняет то
правая, то левая рука.
Большое значение имеет также выработка аппликатурной техники.
Аппликатурные упражнения дают наилучший эффект, когда сочетаются с
работой по освоению клавиатуры «слепым методом». Вот некоторые
примеры аппликатурных упражнений:
1.
На трёх поступенно расположенных клавишах ученик исполняет
различные мотивы, используя вначале только сильные пальцы (1,2,3).
2.
Количество звуков сохраняется, но включаются в работу 4-й и 5-й
пальцы.
3.
Затем появляются пятизвучные мотивы.
Цель аппликатурных упражнений на этом этапе – воспитание
мгновенной реакции на краткую музыкальную фразу из 3-х или 5-ти звуков в
одной позиции.
Постепенно появляются упражнения, выходящие за пределы одной
позиции. Навык позиционных смен осваивается, прежде всего, на гаммах.
Ребёнок выучивает гамму (в одну октаву, non legato), а затем исполняет её
разными штрихами, не глядя на руки. Игра «попал – не попал» обычно очень
нравится ученикам и постепенно они перестают бояться поднимать руки над
клавиатурой. Параллельно нужно начинать выработку аппликатурной
реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды. Сначала
изучается терция (в трёх аппликатурных вариантах: 1/3, 2/4 и 3/5); затем
квинта (в одном варианте: 1/5); далее идут секунда (в 4-х вариантах: 1/2, 2/3,
3/4, 4/5) и кварта (в 2-х вариантах 1/4 и 1/5). Позже секста, септима и октава.
Необходимо вовремя приступить к расширению аппликатурных
вариантов, а не доводить приведённые выше формулы до автоматизма. Когда
интервалы подобраны каждой рукой в отдельности, начинается
взаимодействие рук по принципу их чередования.
Следующий этап – освоение аппликатурных навыков, связанных с
чтением аккордов. Аппликатурная реакция на аккорды может отрабатываться
при помощи системы карточек. На каждой карточке записан аккорд. Её
предъявляют ученику и тут же убирают, после чего он должен его исполнить.
Долго задерживаться на простейших аккордовых структурах классического
типа не стоит. Необходимо вводить уменьшенное и увеличенное трезвучия,
всевозможные ненормативные созвучия сначала из 3-х, затем из 4-х звуков.
Текст фортепианной музыки имеет горизонтальное и вертикальное
измерение. Навык быстрого охвата текста по вертикали можно отрабатывать
путём, например, таких упражнений:
1.
Аккордовая последовательность исполняется в форме гармонической
фигурации, начиная с баса (вертикаль переходит в горизонталь)
2.
Текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется
аккордами. Для тренировки можно предложить «Этюды» №№15 и 16
из op.108 Шитте.
Предпосылкой ускоренного восприятия текста по горизонтали являютя
ритмические остановки и повторность построений.
Обучение игре на инструменте – это единый процесс, где все элементы
тесно связаны между собой, дополняют друг друга и ведут к общему
пианистическому развитию ученика. Пьесы, на которых он учится читать
ноты, служат и для выработки элементарных пианистических навыков.
Хочется заметить, что обычно чтению с листа педагоги отводят время в
конце урока, когда ученик устаёт и не может проявить должного внимания, а
подобная работа требует определённого умственного напряжения. Поэтому
желательно перемещать формы работы, стремиться к тому, чтобы чтение
соединялось со всем материалом, а не превращалось в довесок к уроку.
Причём такая работа должна быть систематической, регулярной и
планомерной.
В данной статье была сделана попытка изложить некоторые аспекты
практической работы с начинающими пианистами, в основу которой
положено развитие слуховых представлений, зрительного внимания,
музыкального мышления ученика, расширение его музыкального кругозора –
такова сумма задач начального периода обучения чтению нот с листа.