Напоминание

"Я гражданин России"


Автор: Подкорытов Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СО "СОШ №3"
Населённый пункт: город Верхотурье, Свердловской области
Наименование материала: Конспект занятия по патриотическому воспитанию
Тема: "Я гражданин России"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект занятия по патриотическому воспитанию

«Я гражданин России » для учащихся 8 классов

Цель: формирование

активной

социальной

и

гражданской

позиции;

воспитание инициативной и ответственной личности.

Задачи: формирование представления о правах и обязанностях гражданина,

символах государства (гербе, флаге, гимне, их определении, изображении,

значении); коррекция и развитие уважительного отношения к

государственным символам; логического мышления, памяти, воображения,

познавательных интересов.

1.

Организационная часть.

Сегодня нам предстоит путешествие по стране юного гражданина.

Чтобы попасть в эту страну, нам нужно ответить на следующие

вопросы.

Разминка

- Когда отмечают День России?

- Кто охраняет границы нашего государства?

- На каком материке расположена Россия?

- Как называется главный закон государства?

2. Основная часть.

- Перед нами первый город страны Геральдика.

- Что такое геральдика?

Геральдика - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю (по

сл . Ожегова)

Все страны мира, государства, которые есть на планете Земля, имеют свои

символы. - Постарайтесь вспомнить всё, что относится к государственным

символам России.

(гос. герб, гос. флаг, гос. гимн)

- Что такое государственный герб

Государственный

герб —

это

опознавательный

знак

государства,

он

обозначает свою страну, отличает её от других стран

- Можно ли сказать то же самое и про другие государственные символы –

флаг и гимн?

- Да, и герб, и флаг, и гимн - это опознавательные знаки государства, его

официальные символы.

Д/и «Собери пазлы»

Работа в группах.

Задание: собрать из пазлов один из символов нашей страны, нашей области и

нашего города - герб.

Рассказы детей о гербах

Герб России

Государственный

герб

Российской

Федерации

представляет

собойгеральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх

расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними

— одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла —

скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный

всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным

копьём чёрного, опрокинутого навзничь конём дракона.

Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной

власти.

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия

Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет

воина-защитника Родины.

Герб Иркутска

Современный

герб

города

Иркутска

представляет

собой

серебряный

геральдический щит, на котором изображён чёрный бабр с червлёными

глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Согласно «Толковому

словарю живого великорусского языка» В. И. Даля «бабр — сибирский зверь,

равняющийся по лютости и силе льву; «Бабр находится по Иркутской

области из всех в Сибири зверей реже и превосходит своей крепостию и

храбростию. Ростом бабр не превосходит большого волка. Все звери

ужасаются и не переходят след его;

Герб г. Саянска

В центральной части герба изображение мифологического существа -

грифона, крылатого животного с туловищем льва и головой орла. Образ

грифона - образ сильного, смелого, зоркого и бдительного хранителя

природных богатств нашего края. Согласно мифам эти существа водились в

Сибири и охраняли богатые золотом и серебром кладовые. В геральдике

грифон — символ силы, надежности, мужества. Белый цвет существа

говорит о том, что главное богатство края — поваренная соль. Золотые

шишки — знак тайги.

1.

Музыкальный город.

- Как называется хвалебная песня о стране, исполняемая в торжественных

случаях?

- Что такое государственный гимн

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный

опознавательный знак государства.

- Какую функцию исполняет гос. гимн?

Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный

герб, государственный флаг — он обозначает свою страну, отличает её от

других стран.

-Назовите торжественные случаи, когда звучит гимн? (лучшим людям

вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность

Родине)

- Как надо себя вести, когда звучит гимн?

Слушать стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать – и это важный момент

при прослушивании гимна.

- Вспомните. В какой торжественный момент необходимо вести себя

подобным образом? (минута молчания)

- Кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн?

(инвалидам, женщинам, которые ждут ребенка)

- Назовите автора слов российского гимна (С.В. Михалков)

- Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (могучая,

священная, великая, свободная)

• Прочтение слов из текста гимна детьми.

- Какие чувства испытали при прослушивании гимна? (предварительное

прослушивание)

3. Город прав и обязанностей.

-Как называют жителей страны? (граждане)

- Гражданами, какой страны являетесь вы?

- Чем вы докажите, что вы являетесь гражданами России?

- Как называют граждан России? (россияне)

- Так как мы с вами прибыли в город прав и обязанностей, поговорим о

правах и обязанностях.

- Что такое право?

«Право» от слова правильно, по справедливости. Права – это установленные

и охраняемые государством нормы и правила.

- Что такое обязанность?

Обязанность – определённый круг действий, возложенных на к-н и

безусловных для выполнения.

- Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот

обязанность, наоборот, это то, что граждане гарантируют дать своему

государству. В этом и состоит различие. Своими правами мы пользуемся по

желанию, то, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись, а

обязанности мы обязаны выполнять

- А теперь я вам предлагаю выполнить задание, которое покажет, насколько

хорошо вызнаете свои права и обязанности

Работа по карточкам в группах.

На столах лежат жёлтые и зелёные карточки, на которых написаны

права(зеленые) и обязанности(желтые).

Задание: подберите обязанности к правам.

Соблюдать пожарную безопасность. Не залезать на крыши. Заниматься

физической культурой. Не употреблять психотропные вещества. Одеваться

по погоде. Называть друг друга по имени. Уважать учителя. Выполнять

домашнее

задание.

Читать

газеты

и

книги.

Просматривать

познавательные телепередачи. Не обзывать друг друга. Не придумывать

клички и прозвища. Посещать кружки и секции.

Получать бесплатную

медицинскую помощь. Не употреблять непристойные выражения и жесты.

Аккуратно относиться к своему и чужому имуществу.

Право на жизнь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на имя

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание

Право на получение информации

Анализ предложенных ситуаций

- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,

когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей -

обязанность

каждого

человека.-

А

всегда

ли

мы

это

делаем?

Из

предложенных ситуаций дать оценку поведению героев.

- Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Детям предлагаются карточки с ситуациями

Ситуация 1.

Мама: Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом

разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой

музыкой.

- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ситуация 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах

ребенка» запрещено насилие над детьми.

- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Ситуация 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети

ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом

– рисованием!

- Разъясните Иванову его права и обязанности.

Ситуация 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

- Правильно ли рассуждает Петров?

Ситуация 5

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после

которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а

Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил

драку.

- Какие обязанности и права были нарушены

Ситуация 6

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали,

поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

- Какие обязанности они нарушили?

Ситуация 7

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают

общественный порядок и спокойствие.

- Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

- Давайте выведем простые правила взаимоотношения:

Нужно знать свои права.

Нужно уважать права других людей.

Нельзя забывать об обязанностях.

Правовая музыкальная пауза.

Задание: внимательно слушайте песню, после окончания музыки приклейте

стикер к тому праву, на которые указала песенка.

- «Учат в школе»

- «Антошка»

- «Песенка о лете»

- «Песенка о мамонтенке»

- «Чунга-Чанга»

- «Песенка Бременских музыкантов»

Моделирование ситуации.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын

Петя.

Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол,

начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:-

Это

насилие

над

личностью!

Мы

сегодня

с

Конвенцией

о

правахребёнка знакомились!

Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление

поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за

стола.)

- Спасибо, я так наелся.

Мать:- Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка! (садится,

смотрит телевизор).

Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:- Это проявление жестокости, папа.

- О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?

Право на заботу родителей, право на отдых, право на неприкосновенность.

Обязанности- оказание помощи старшим, самообслуживание,

- Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В

Конвенции (ст.32) речь идет не о домашнем посильном труде, а об

экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

- Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить

станет намного легче, будет меньше конфликтов.

- Что это за закон?

Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Итог.

Итоги сегодняшнего путешествия по стране юного гражданина мы проведем

в форме живого микрофона. Это значит, что каждый из вас, к кому я

подойду, должен продолжить моё предложение, т.е. я начинаю, а вы

заканчиваете, либо ответить на мой вопрос.

- Герб это …

- Чем отличаются права от обязанностей?

- Обязанность это…

- О каком негласном законе мы говорили?

- Кто защищает ваши права?

- После нашего путешествия можно смело сказать, что вы по праву являетесь

юными гражданами своей страны.

Стихотворение в исполнении ребёнка.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Товарищи взрослые и дети!

За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,

когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей -

обязанность каждого человека.



В раздел образования