Автор: Подкорытов Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СО "СОШ №3"
Населённый пункт: город Верхотурье, Свердловской области
Наименование материала: Конспект занятия по патриотическому воспитанию
Тема: "Я гражданин России"
Раздел: среднее образование
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
«Я гражданин России » для учащихся 8 классов
Цель: формирование
активной
социальной
и
гражданской
позиции;
воспитание инициативной и ответственной личности.
Задачи: формирование представления о правах и обязанностях гражданина,
символах государства (гербе, флаге, гимне, их определении, изображении,
значении); коррекция и развитие уважительного отношения к
государственным символам; логического мышления, памяти, воображения,
познавательных интересов.
1.
Организационная часть.
Сегодня нам предстоит путешествие по стране юного гражданина.
Чтобы попасть в эту страну, нам нужно ответить на следующие
вопросы.
Разминка
- Когда отмечают День России?
- Кто охраняет границы нашего государства?
- На каком материке расположена Россия?
- Как называется главный закон государства?
2. Основная часть.
- Перед нами первый город страны Геральдика.
- Что такое геральдика?
Геральдика - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю (по
сл . Ожегова)
Все страны мира, государства, которые есть на планете Земля, имеют свои
символы. - Постарайтесь вспомнить всё, что относится к государственным
символам России.
(гос. герб, гос. флаг, гос. гимн)
- Что такое государственный герб
Государственный
герб —
это
опознавательный
знак
государства,
он
обозначает свою страну, отличает её от других стран
- Можно ли сказать то же самое и про другие государственные символы –
флаг и гимн?
- Да, и герб, и флаг, и гимн - это опознавательные знаки государства, его
официальные символы.
Д/и «Собери пазлы»
Работа в группах.
Задание: собрать из пазлов один из символов нашей страны, нашей области и
нашего города - герб.
Рассказы детей о гербах
Герб России
Государственный
герб
Российской
Федерации
представляет
собойгеральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними
— одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла —
скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный
всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным
копьём чёрного, опрокинутого навзничь конём дракона.
Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной
власти.
Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия
Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет
воина-защитника Родины.
Герб Иркутска
Современный
герб
города
Иркутска
представляет
собой
серебряный
геральдический щит, на котором изображён чёрный бабр с червлёными
глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Согласно «Толковому
словарю живого великорусского языка» В. И. Даля «бабр — сибирский зверь,
равняющийся по лютости и силе льву; «Бабр находится по Иркутской
области из всех в Сибири зверей реже и превосходит своей крепостию и
храбростию. Ростом бабр не превосходит большого волка. Все звери
ужасаются и не переходят след его;
Герб г. Саянска
В центральной части герба изображение мифологического существа -
грифона, крылатого животного с туловищем льва и головой орла. Образ
грифона - образ сильного, смелого, зоркого и бдительного хранителя
природных богатств нашего края. Согласно мифам эти существа водились в
Сибири и охраняли богатые золотом и серебром кладовые. В геральдике
грифон — символ силы, надежности, мужества. Белый цвет существа
говорит о том, что главное богатство края — поваренная соль. Золотые
шишки — знак тайги.
1.
Музыкальный город.
- Как называется хвалебная песня о стране, исполняемая в торжественных
случаях?
- Что такое государственный гимн
Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный
опознавательный знак государства.
- Какую функцию исполняет гос. гимн?
Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный
герб, государственный флаг — он обозначает свою страну, отличает её от
других стран.
-Назовите торжественные случаи, когда звучит гимн? (лучшим людям
вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность
Родине)
- Как надо себя вести, когда звучит гимн?
Слушать стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать – и это важный момент
при прослушивании гимна.
- Вспомните. В какой торжественный момент необходимо вести себя
подобным образом? (минута молчания)
- Кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн?
(инвалидам, женщинам, которые ждут ребенка)
- Назовите автора слов российского гимна (С.В. Михалков)
- Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (могучая,
священная, великая, свободная)
• Прочтение слов из текста гимна детьми.
- Какие чувства испытали при прослушивании гимна? (предварительное
прослушивание)
3. Город прав и обязанностей.
-Как называют жителей страны? (граждане)
- Гражданами, какой страны являетесь вы?
- Чем вы докажите, что вы являетесь гражданами России?
- Как называют граждан России? (россияне)
- Так как мы с вами прибыли в город прав и обязанностей, поговорим о
правах и обязанностях.
- Что такое право?
«Право» от слова правильно, по справедливости. Права – это установленные
и охраняемые государством нормы и правила.
- Что такое обязанность?
Обязанность – определённый круг действий, возложенных на к-н и
безусловных для выполнения.
- Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот
обязанность, наоборот, это то, что граждане гарантируют дать своему
государству. В этом и состоит различие. Своими правами мы пользуемся по
желанию, то, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись, а
обязанности мы обязаны выполнять
- А теперь я вам предлагаю выполнить задание, которое покажет, насколько
хорошо вызнаете свои права и обязанности
Работа по карточкам в группах.
На столах лежат жёлтые и зелёные карточки, на которых написаны
права(зеленые) и обязанности(желтые).
Задание: подберите обязанности к правам.
Соблюдать пожарную безопасность. Не залезать на крыши. Заниматься
физической культурой. Не употреблять психотропные вещества. Одеваться
по погоде. Называть друг друга по имени. Уважать учителя. Выполнять
домашнее
задание.
Читать
газеты
и
книги.
Просматривать
познавательные телепередачи. Не обзывать друг друга. Не придумывать
клички и прозвища. Посещать кружки и секции.
Получать бесплатную
медицинскую помощь. Не употреблять непристойные выражения и жесты.
Аккуратно относиться к своему и чужому имуществу.
Право на жизнь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на имя
Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание
Право на получение информации
Анализ предложенных ситуаций
- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,
когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей -
обязанность
каждого
человека.-
А
всегда
ли
мы
это
делаем?
Из
предложенных ситуаций дать оценку поведению героев.
- Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Детям предлагаются карточки с ситуациями
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом
разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой
музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах
ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети
ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом
– рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
Ситуация 5
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после
которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а
Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил
драку.
- Какие обязанности и права были нарушены
Ситуация 6
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали,
поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
- Какие обязанности они нарушили?
Ситуация 7
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают
общественный порядок и спокойствие.
- Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
- Давайте выведем простые правила взаимоотношения:
Нужно знать свои права.
Нужно уважать права других людей.
Нельзя забывать об обязанностях.
Правовая музыкальная пауза.
Задание: внимательно слушайте песню, после окончания музыки приклейте
стикер к тому праву, на которые указала песенка.
- «Учат в школе»
- «Антошка»
- «Песенка о лете»
- «Песенка о мамонтенке»
- «Чунга-Чанга»
- «Песенка Бременских музыкантов»
Моделирование ситуации.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын
Петя.
Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол,
начинает есть)
Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:-
Это
насилие
над
личностью!
Мы
сегодня
с
Конвенцией
о
правахребёнка знакомились!
Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление
поднялось.
Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за
стола.)
- Спасибо, я так наелся.
Мать:- Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка! (садится,
смотрит телевизор).
Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:- Это проявление жестокости, папа.
- О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?
Право на заботу родителей, право на отдых, право на неприкосновенность.
Обязанности- оказание помощи старшим, самообслуживание,
- Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В
Конвенции (ст.32) речь идет не о домашнем посильном труде, а об
экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.
- Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить
станет намного легче, будет меньше конфликтов.
- Что это за закон?
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Итог.
Итоги сегодняшнего путешествия по стране юного гражданина мы проведем
в форме живого микрофона. Это значит, что каждый из вас, к кому я
подойду, должен продолжить моё предложение, т.е. я начинаю, а вы
заканчиваете, либо ответить на мой вопрос.
- Герб это …
- Чем отличаются права от обязанностей?
- Обязанность это…
- О каком негласном законе мы говорили?
- Кто защищает ваши права?
- После нашего путешествия можно смело сказать, что вы по праву являетесь
юными гражданами своей страны.
Стихотворение в исполнении ребёнка.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,
когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей -
обязанность каждого человека.