Напоминание

Разновозрастные особенности учащихся в коллективе


Авторы: Сударикова Ирина Вячеславовна, Пермякова Анастасия Владимировна
Должность: Руководитель циркового отделения, педагог циркового отделения
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ Синтез
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разновозрастные особенности учащихся в коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы с разновозрастным

контингентом в цирковом коллективе

На цирковом отделении очень ярко представлены примеры,

случаи разновозрастных особенностей детей. Происходит это по-

тому, что очень много цирковых номеров требуют, что бы парт-

нёры по номеру имели разный вес, поэтому в цирке часто при

постановке номеров пользуются приёмами: высокий - низкий;

крупный - мелкий; юноша-девушка. В детской школе искусств мы

имеем возможность использовать приём: старший - младший, по-

этому в одном классе у нас могут учиться дети как 5 лет, так и 15.

Такое положение вещей имеет свои плюсы, но приходиться стал-

киваться и с определёнными трудностями.

Самый главный плюс, что это как в большой семье, где старшие

помогают младшим. Здесь только начинать трудно, а потом у

каждого, помимо урока, появляются свои обязанности, свои при-

вязанности. Старшие берут шефство над младшими, пробуют им,

что-то показать на собственном примере, что-то объяснить, нау-

чить. Если складываются такие взаимоотношения, то здесь основ-

ная задача педагога всё верно спланировать и организовать, и сле-

дить за правильным течением урока в соответствии с планом.

Что бы быстрей чему-то научиться - возьми себе ученика, начи-

най объяснять, учить и тогда ты сам лучше освоишь задание. Этот

принцип работает всегда! Этому я и стараюсь учить своих своих

учеников, так как при такой положительной стороне существует и

отрицательная. Это когда ученик научился чему-то и ревностно к

этому относится, то есть не хочет, что бы другие так же этому на-

учились. Боится, что другой ученик отнимет у него номер, или же

у него будет лучше получаться какой-то элемент. Здесь важно на-

учить своих учеников, что бы они не боялись отдавать. Это как

виноградная лоза. Сок по всей лозе струится и питает всю ветвь,

но стоит какому-то участку «замкнуться на себе» и часть лозы

«отпадает», погибает. И если через всех нас будет течь «сок» и

мы не будем замыкаться на себе, то никто из учащихся не уйдёт,

и наша цирковая лоза будет процветать.

А дело найдётся всем, было бы желание работать! Так как в цир-

ке есть как одиночные номера, так и групповые. Я объясняю та-

ким ученикам, что групповой номер сделать намного сложней,

то есть пора переходить от простого к сложному и смотрится

групповой номер намного эффектней, так как работа в ансамбле,

в коллективе или в групповом номере подразумевает совсем дру-

гие отношения и методы работы. Это когда ты должен работать

не «на себя», а слаженно с другими. Как бывает сложно кому-то

«ломать» себя, зная что он может трюк сделать лучше, быстрей, а

вынужден ждать более слабого ученика, так как мы ориентируем-

ся в групповых номерах на «слабого» и если один не готов выпол-

нить трюк, то другой не имеет права заставлять его или делать его

сам. Это правила техники безопасности и правила работы в

групповых номерах. Поэтому, что - бы перейти к более сложным

трюкам или более быстрому темпу, надо подтянуть отстающих

учеников. И здесь уже нет места для ревности, здесь появляется

общее желание учеников, педагога сделать общий номер или оп-

ределённый элемент.

Немного о ревности и соперничестве. Ревность в малых дозах

или умело направленная, порой даёт очень хорошие результаты.

Только здесь нужно вовремя соорентироваться и учесть особен-

ности характера ребёнка. У некоторых просто опускаются руки, и

пропадает всё желание работать, если они видят, что кто-то их

обгоняет. А для других наоборот – это стимул к работе, по-

тому что они говорят: «Я буду делать так же! Я буду делать луч-

ше!» Вот на этом держаться все спортивные соревнования. Олим-

пийский принцип: «Выше! Быстрее! Сильнее!». Вот одних надо

успокоить, похвалить-поднять самооценку, сказать, что всё у них

получится, найти то, что они выполняют лучше других. Вторых

же можно, так сказать, слегка сталкивать лбами. Например, я под-

зываю одну и говорю: «Сегодня мы с ней начнём работать новый

элемент, так как она выполняла всё, что я задавала на дом». По-

том подзываю другую, говорю: «Смотри как она хорошо сегодня

работает!». В результате обе девочки стараются обогнать друг

друга и всё это работает на результат.

А теперь представьте себе, что это соперничество происходит

между старшими учениками и младшими. И многие силовые

упражнения выигрывают малыши, так как им легче держать свой

вес тела. И как стараются старшие ребята, как им стыдно проиг-

рывать младшим. Я же не раскрываю особенностей данных уп-

ражнений, сохраняю реальный соревновательный эффект.

Совсем по-другому строится работа, если это первый год

обучения, и ученики только начинают заниматься. Здесь, стар-

шие девочки просто стесняются выполнять некоторые элементы,

им кажется, что по сравнению с младшими девочками они смот-

рятся просто нелепо, или боятся, что их вес тренер не поднимет.

Здесь нужно доказать, что спортом заниматься никогда не поздно,

и что получается у них ни чуть не хуже, чем у младших девочек.

Убедить, что если они будут работать, то всё у них получится.

И что бы получился единый сплоченный коллектив, где все

учащиеся разного возраста я для себя вывела одну теорему, кото-

рая звучит так: «Чем ближе педагог и учащиеся к общему делу

(цирку), тем ближе они друг к другу».

Цирк

Педагог Ученик



В раздел образования