Авторы: Сударикова Ирина Вячеславовна, Пермякова Анастасия Владимировна
Должность: Руководитель циркового отделения, педагог циркового отделения
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ Синтез
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разновозрастные особенности учащихся в коллективе
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы с разновозрастным
контингентом в цирковом коллективе
На цирковом отделении очень ярко представлены примеры,
случаи разновозрастных особенностей детей. Происходит это по-
тому, что очень много цирковых номеров требуют, что бы парт-
нёры по номеру имели разный вес, поэтому в цирке часто при
постановке номеров пользуются приёмами: высокий - низкий;
крупный - мелкий; юноша-девушка. В детской школе искусств мы
имеем возможность использовать приём: старший - младший, по-
этому в одном классе у нас могут учиться дети как 5 лет, так и 15.
Такое положение вещей имеет свои плюсы, но приходиться стал-
киваться и с определёнными трудностями.
Самый главный плюс, что это как в большой семье, где старшие
помогают младшим. Здесь только начинать трудно, а потом у
каждого, помимо урока, появляются свои обязанности, свои при-
вязанности. Старшие берут шефство над младшими, пробуют им,
что-то показать на собственном примере, что-то объяснить, нау-
чить. Если складываются такие взаимоотношения, то здесь основ-
ная задача педагога всё верно спланировать и организовать, и сле-
дить за правильным течением урока в соответствии с планом.
Что бы быстрей чему-то научиться - возьми себе ученика, начи-
най объяснять, учить и тогда ты сам лучше освоишь задание. Этот
принцип работает всегда! Этому я и стараюсь учить своих своих
учеников, так как при такой положительной стороне существует и
отрицательная. Это когда ученик научился чему-то и ревностно к
этому относится, то есть не хочет, что бы другие так же этому на-
учились. Боится, что другой ученик отнимет у него номер, или же
у него будет лучше получаться какой-то элемент. Здесь важно на-
учить своих учеников, что бы они не боялись отдавать. Это как
виноградная лоза. Сок по всей лозе струится и питает всю ветвь,
но стоит какому-то участку «замкнуться на себе» и часть лозы
«отпадает», погибает. И если через всех нас будет течь «сок» и
мы не будем замыкаться на себе, то никто из учащихся не уйдёт,
и наша цирковая лоза будет процветать.
А дело найдётся всем, было бы желание работать! Так как в цир-
ке есть как одиночные номера, так и групповые. Я объясняю та-
ким ученикам, что групповой номер сделать намного сложней,
то есть пора переходить от простого к сложному и смотрится
групповой номер намного эффектней, так как работа в ансамбле,
в коллективе или в групповом номере подразумевает совсем дру-
гие отношения и методы работы. Это когда ты должен работать
не «на себя», а слаженно с другими. Как бывает сложно кому-то
«ломать» себя, зная что он может трюк сделать лучше, быстрей, а
вынужден ждать более слабого ученика, так как мы ориентируем-
ся в групповых номерах на «слабого» и если один не готов выпол-
нить трюк, то другой не имеет права заставлять его или делать его
сам. Это правила техники безопасности и правила работы в
групповых номерах. Поэтому, что - бы перейти к более сложным
трюкам или более быстрому темпу, надо подтянуть отстающих
учеников. И здесь уже нет места для ревности, здесь появляется
общее желание учеников, педагога сделать общий номер или оп-
ределённый элемент.
Немного о ревности и соперничестве. Ревность в малых дозах
или умело направленная, порой даёт очень хорошие результаты.
Только здесь нужно вовремя соорентироваться и учесть особен-
ности характера ребёнка. У некоторых просто опускаются руки, и
пропадает всё желание работать, если они видят, что кто-то их
обгоняет. А для других наоборот – это стимул к работе, по-
тому что они говорят: «Я буду делать так же! Я буду делать луч-
ше!» Вот на этом держаться все спортивные соревнования. Олим-
пийский принцип: «Выше! Быстрее! Сильнее!». Вот одних надо
успокоить, похвалить-поднять самооценку, сказать, что всё у них
получится, найти то, что они выполняют лучше других. Вторых
же можно, так сказать, слегка сталкивать лбами. Например, я под-
зываю одну и говорю: «Сегодня мы с ней начнём работать новый
элемент, так как она выполняла всё, что я задавала на дом». По-
том подзываю другую, говорю: «Смотри как она хорошо сегодня
работает!». В результате обе девочки стараются обогнать друг
друга и всё это работает на результат.
А теперь представьте себе, что это соперничество происходит
между старшими учениками и младшими. И многие силовые
упражнения выигрывают малыши, так как им легче держать свой
вес тела. И как стараются старшие ребята, как им стыдно проиг-
рывать младшим. Я же не раскрываю особенностей данных уп-
ражнений, сохраняю реальный соревновательный эффект.
Совсем по-другому строится работа, если это первый год
обучения, и ученики только начинают заниматься. Здесь, стар-
шие девочки просто стесняются выполнять некоторые элементы,
им кажется, что по сравнению с младшими девочками они смот-
рятся просто нелепо, или боятся, что их вес тренер не поднимет.
Здесь нужно доказать, что спортом заниматься никогда не поздно,
и что получается у них ни чуть не хуже, чем у младших девочек.
Убедить, что если они будут работать, то всё у них получится.
И что бы получился единый сплоченный коллектив, где все
учащиеся разного возраста я для себя вывела одну теорему, кото-
рая звучит так: «Чем ближе педагог и учащиеся к общему делу
(цирку), тем ближе они друг к другу».
Цирк
Педагог Ученик