Автор: Дунаева Ольга Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ЦРР - ПРИГОРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ САД"
Населённый пункт: Воронежская обл., Калачеевский район, п. Пригородный
Наименование материала: Консульиация
Тема: Как помочь адаптироваться ребёнку в детском саду
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЧЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Адаптация (от лат. аdaptare приспособление), процесс приспособления организма (адеквация),
популяции или сообщества к определенным условиям внешней среды, в ходе которого
согласовываются требования и ожидания его участников.
Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс
привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка
новых умений и навыков. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и
связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Он
может длиться от 1 – 2 недель до 3 – 4 месяцев и зависит от многих причин: возраста, состояния
здоровья ребенка, от особенностей нервно системы и т.д.
Различаются три степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая.
Легкая – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп
развития психологических процессов.
Средняя – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется
поведение.
Тяжелая – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна,
аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение.
Характерные особенности адаптационного периода.
- Эмоциональная напряженность, беспокойство и заторможенность.
- Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, отказывается от него,
сторонится сверстников.
- Нарушается сон и аппетит.
- Меняется активность по отношению к предметному миру (интирес к игрушкам и окружающему
снижается).
- Падает уровень речевой активности, сокращается словарь, новые слова усиливаются с трудом.
- Нарушается реактивность организма, что приводит частым болезням.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
1
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2
Наличие у ребенка своеобразных привычек
3
Неумение занять себя игрушкой.
4
Несформированность элементарных культурно – гигиенических навыков.
5
Отсутствия опыта общения с незнакомыми людьми.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь: самостоятельно садится на стул,
самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой, активно участвовать в одевании,
умывании. Наглядным примером должны выступать, прежде всего, родители.
ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ САДУ.
Готовится к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.
Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш
ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к
другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет от дезадаптации, ведь для таких
детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза.
Постарайтесь расширить круг общения ребенка – чаще ходите к ним в гости, обсуждайте, что
делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в
общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку,
покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого
ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.
Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент
поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок,
он будет чувствовать себя в группе более уверенно.
Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети, которые до начала посещения садика почти не
болели, начинают там часто болеть. Причина этого – и новые вирусы, с которым ребенок
сталкивается, приходя в садик. Самый простой способ укрепить иммунитет – это не снижать его,
пытаясь держать ребенка в тепличных условиях.
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период
Самое главное –ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок
будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за
то, что приводите туда ребенка, и не ждите от садика ничего хорошего – ваш ребенок обязательно
будет чувствовать тоже самое. Если для вас садик – это новый этап в жизни вашего ребенка, вы
уверенны в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо – эти же
чувства будут передаваться и ему.
ЗДРАВСТВ , ДЕТСКИЙ САД!
В этот период родителям необходимо набраться терпения, быть спокойными, внимательными и
заботливыми.
Совет 1
Постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка – свести к минимуму просмотр
телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с
ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху – телесный
контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться.
Совет 2
Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях
поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия ), о методах воспитания,
принятых в вашей семье – обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта
информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему
индивидуальный подход.
Совет 3
Целесообразно узнать все правил, которые существуют в садике , особенно те, что касаются
личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к
требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае
необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.
Совет 4
Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда,
когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно.
Совет 5
Расставание с мамой - для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при
расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в
ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше
отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит, то скорее всего, причина в ритуале
расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас
отпустить. Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует
отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
Совет 6
Никогда не обманывайте своего ребенка. Обман – даже если у вас изменились планы – может
стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести его на нет все
усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое
обещание – лучше забрать ребенка раньше без предупреждения – это станет для него приятным
сюрпризом.
Совет 7
Не приучайте детей к перекусам, соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к
перекусам и в саду этого может не хватать. Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно
пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от
воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться
с вашим ребенком.
Совет 8
Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы он
разрешил брать с собой любимую игрушку для засыпания.
Совет 9
Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в
детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им
гордитесь.
ПОКАЗАТЕЛИ ОКОНЧАНИЯ АДАТАПЦИОННОГО ПЕРИОДА
- Бодрое, спокойное веселое настроение ребенка во время расставания и встреч с родителями;
- Уравновешенное настроение в течение всего дня, адекватное отношение к предложениям
взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
- Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
- Желание ест самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
- Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
- Спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья
и куча неотложных де, можно считать, что адаптационный период закончился. Вот уже можно
подумать о своих делах и своих интересах, дорогие родители!