Автор: Ерофеева Анна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7" ПГО
Населённый пункт: Село Авангард
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация ребёнка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация
ребенка
в
детском
саду
Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни - детский сад.
Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период переживает по разному.
Ребенок входит в большой социальный мир. Большинство детей начинают
плакать, а кто-то легко заходят в группу и контактируют со сверстниками, но
потом дома плачут и капризничают.
Процессы адаптации охватывают три стороны: ребенка, родителей и
воспитателей. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию,
зависит конечный результат - довольный и спокойный ребенок,
посещающий детский сад.
Данная тема изучается уже более десятков лет и является актуальной в
настоящее время.
Малышу не просто посещать детский сад. В их жизнь входит: четкий
режим дня; отсутствие мамы и папы; необходимость слушаться незнакомого
взрослого человека; контакт с незнакомыми детьми; особенности нового
пространственно-предметного окружения.
Во время адаптации ребенка происходят психологические и
физические изменения организма.
В этот трудный период у ребенка нарушается сон, пропадает аппетит,
становится агрессивным и капризным, замыкается в себе, а также слабеет
иммунитет.
Выделяют три стадии адаптации ребенка: легкая; средняя; тяжелая.
Легкая адаптация к детскому саду проходит за короткий период
времени. Почти за три недели ребенок привыкает к саду, идет с
удовольствием, контактирует с детьми и педагогом, активно проявляет себя в
образовательной деятельности.
Средняя адаптация у ребенка затягивается почти на полтора месяца.
Ребенок не охотно идет в группу, капризничает, злится, но тем не менее
медленно вливается в коллектив. Такие дети обычно мало ходят, часто
болеют, тяжело проходит расставание с мамой, плачут, но потом
успокоившись, вливаются в игру и образовательную деятельность.
Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой
чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной
агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев
до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому
учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание.
У таких детей отсутствует контакт с педагогом и сверстниками, сильный
плач, отказ от еды, агрессивны, не участвуют в образовательной и
развивающей деятельности. Такая степень адаптации встречается достаточно
редко.
Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в
своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и
воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда
полезно взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому
саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути
взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого –
подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую
стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая
адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.