Автор: Малахова Галина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Мужиново
Населённый пункт: с. Мужиново
Наименование материала: урок литературы
Тема: А.С.Пушкин "Дубровский". Картины жизни русского барства.Дубровский и Троекуров.
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 6 классе
Тема. А.С. Пушкин. "Дубровский".
Цели урока: познакомить с содержанием произведения; прояснить мотивировку
поступков героев; формирование навыка сравнительного анализа образов героев,
выразительного чтения; развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
активизация
познавательной
деятельности,
стимуляция
мыслительной
активности;
воспитывать культуру связной речи; воспитание толерантности,умения общаться.
Задачи:
Знать жанровые особенности романа.
Рассказать об истории создания романа "Дубровский".
Определить характер отношения героев.
Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.
Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.
Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.
Учиться анализировать текст.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология,
технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование,
выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично
индивидуальная.
Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Телевизор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Пушкин- солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в
отечественной литературе , где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а
русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им.
Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с
читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.
Сообщение темы урока, его цели и задач.
Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест
Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Слайд 2. познакомить с содержанием произведения; прояснить мотивировку поступков
героев; формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного
чтения; развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; активизация
познавательной
деятельности,
стимуляция
мыслительной
активности;
воспитывать
культуру связной речи; воспитание толерантности,умения общаться.
Слайд 3. Задачи урока:
Знать жанровые особенности романа.
Рассказать об истории создания романа "Дубровский".
Определить характер отношения героев.
Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.
Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.
Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.
Учиться анализировать текст.
II. Слово учителя.
Слайд 4. Дубровский - приключенческий роман?
В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились
многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость -
жадности,
любовь
-
ненависти.
Писатели
для
придания
занимательности
часто
использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный
герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел.
Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку
написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем
реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить
живых героев в жесткие схемы.
III. Словарная работа.
Слайд 5. Словарная работа.
- На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман,
сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение
А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на
случайный успех.
Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно
отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал
разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение
можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)
- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).
Слайд 6. История романа.
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен
и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени
главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом
поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с
соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал
грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в
Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков
Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли
жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в
течение полутора лет.
2. Сжатый пересказ.
- Что вы можете рассказать об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея
Гавриловича Дубровского?
(Проверка домашнего задания: подготовить краткий рассказ об отношениях Кирила
Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского)
V. Аналитическая беседа.
- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в
кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для
приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен
был ожидать".)
- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем
более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)
- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
("Мысль
потерять
отца
:
тягостно
терзала
его
сердце,
а
положение
бедного
больного :ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно
выезжает к отцу.)
- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?
(Кистеневка
официально
отошла
Троекурову.
Владимир
не
мог
разобраться
в
происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)
- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?
(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с
видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его
ударил". Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)
VI. Устное рисование.
- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.
(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого
Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в
их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит,
заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в
его взгляде читалось: он им этого не простит.)
VII. Выразительное чтение. Анализ эпизода.
- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие
чувства испытывает герой?
(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что
одинок и не представляет своего будущего.)
- Какую роль здесь играет пейзаж?
(Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья,
сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все
говорит об одиночестве героя.)
VII. Аналитическая беседа.
Слайд 7. Пожар в усадьбе Дубровского.
- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать
имение?
(Они пытались поднять бунт.)
- Как ведет себя Дубровский?
(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)
- Как его это характеризует?
(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от
расправы.)
- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские
чиновники? На что он решается?
(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому,
кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)
VIII. Слово учителя.
Слайд 8. Судьба героя.
Владимир
Дубровский
представлен
в
романе
в
трех
вариантах
своей
судьбы:
расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный
Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками
героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в
конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим".
Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый
разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто
определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и
обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к
пониманию невозможности совместить разбой и благородство.
IX. Работа с книгой.
Слайд 9. Столкновение отряда Дубровского с войсками.
Анализ 7 главы.
- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он
лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)
- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что
Троекуров расправится с ними.)
- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
(Что это смелый, умный и великодушный человек.)
- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе.
Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)
- Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки?
X. Итог урока.
1. Слово учителя.
Слайд 10. Благородный разбойник.
Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе
благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд
сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот
такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец,
наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием.
Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с
крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил
уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.
2. Выставление и комментирование оценок.
XI. Домашнее задание.
Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения:
роман, сюжет.