Напоминание

«Азбука дорожного движения»


Автор: Павлова Наталья Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства, старшая вожатая
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 15 п.Березайка"
Населённый пункт: Бологовский район Тверская область
Наименование материала: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Тема: «Азбука дорожного движения»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»

____________/Михайлова О.Н./

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Азбука дорожного движения»

Уровень базовый

Возраст обучающихся: от 11 до 15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Павлова Наталья

Сергеевна

2022 г.

1

Принята

на заседании педагогического совета

МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»

Протокол № 1 от 26. 08. 2022 г.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»

Название программы

Дополнительная образовательная

общеразвивающая программа социально-

педагогической направленности «Азбука

дорожного движения»

Направленность программы

социально-педагогическая

Ф.И.О. педагога,

реализующего

дополнительную

общеобразовательную

программу

Павлова Наталья Сергеевна

Год разработки

2022 г.

Где, когда и кем утверждена

дополнительная

общеразвивающая программа

Утверждена

приказом по МБОУ

«СОШ №15 п. Березайка»

Приказ № 47-од/ч от 31.08.2020 г.

Срок реализации программы

1 год

На кого рассчитана программа

Программа разработана для детей

школьного возраста. Возрастной состав

детей 11 – 15 лет

Цель

формирование

навыков

безопасного

поведения на улицах и дорогах.

Задачи

1. Формировать представления о Правилах

безопасности дорожного движения в

качестве пешехода и пассажира

транспортного средства.

2. Систематизировать знания детей об

устройстве улицы, дорожного движения.

3. Учить детей применять полученную

информацию в практической деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения на

улице и в транспорте.

Ожидаемые результаты

освоения программы

Ребенок, способный применять полученную

информацию в практической деятельности,

предвидеть опасные ситуации в дорожно -

транспортной

среде,

применять

навыки

культурного,

уверенного

и

безопасного

поведения.

2

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская

площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое

множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей,

автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети

выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого

интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя

проявить.

Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной

государственной задачей.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности

направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех

источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного

движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры

личной безопасности.

Программа «Азбука дорожного движения» имеет цель не механическое

заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности,

ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса

форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность

включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на

дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется

самоуправление поведением.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

обучение детей происходит на основе современных педагогических

технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и

безопасного поведения на улице;

творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций,

плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их

познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной

ориентации в дорожной среде);

практическая отработка координации движений, двигательных умений и

навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с

использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по

правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые,

индивидуальные).

3

2.1 Направленность программы - социально-педагогическая

2.2 Актуальность

Программа «Азбука дорожного движения»

разработана в силу особой

актуальности проблемы - обеспечения безопасности школьников на дорогах

и улицах города.

Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все

более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными

средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а

так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной

проблемой общества, требующей решения.

Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них

навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с

младшего школьного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом

возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение –

потребностью человека.

Главная задача программы «Азбука дорожного движения»

состоит в том,

чтобы научить школьника ориентироваться в окружающем дорожном

пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с

детьми школьного возраста по изучению правил дорожного движения,

которая

предусматривает

поэтапную

организацию

образовательного

процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования

как в совместной деятельности с детьми.

2.3 Цель:

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и

дорогах.

Задачи:

1.

Формировать

представления

о

Правилах

безопасности

дорожного

движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4

2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного

движения.

3. Учить детей применять полученную информацию в практической

деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

ребенок, способный применять полученную информацию в практической

деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -

транспортной

среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Программа создана на основе принципов:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка

опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную,

поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной

позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности,

образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной

педагогической помощи детям в специально созданных педагогических

ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного

поведения на дороге.

Принцип

преемственности

взаимодействия

с

ребёнком

в

условиях

школьного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера

родителей.

2.4 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

-дети школьного возраста (от 11 до 15 лет)

5

2.5. Характеристика возрастных особенностей детей школьного возраста

Показатели

Содержание

Ведущая

деятельность

Ролевая игра и игры с правилами Усложнение игровых

замыслов; длительные игровые объединения.

Познавательная деятельность

Условия

успешности

развития ребенка

на данном этапе

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо

деле.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и

явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками;

самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Мышление

Образно-схематическое мышление.

Словесно-логическое мышление (слушают и понимают).

Восприятие

Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета,

сравнивает предметы между собой.

Воображение

Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-

либо идеи и придумывает (воображает) план ее

реализации.

Произвольность

познавательных

процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться

игровых правил (прилагает волевые усилия).

Личностные особенности

Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между

сверстниками и взрослыми и особенности своей

личности. В этом возрасте взрослый должен

эмоционально поддерживать значимость личности

ребенка, его самоценности. (внеситуативно-личностное).

Отношения со

сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности.

Открытие новой соц. позиции – позиции школьника.

(Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его

жизни).

Отношения со

взрослыми

Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает

правила поведения и регулярно следует 5 правилам

Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами

замещения, убеждения и обсуждения.

Эмоции

Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных,

6

эстетических.

Речь

Развитие внутренней речи (речь «про себя»).

Ведущая

потребность

Общение.

Новообразования

Внутренний план действий;

Проявление произвольности всех психических

процессов;

Возникновение соподчинения мотивов;

Самосознание. Обобщенное и внеситуативное

отношение к себе;

Возникновение первой целостной картины мира;

Появление учебно-познавательного мотива.

2.5 Направления работы по реализации программы

1.

Создание условий:

оформление уголков безопасности;

подбор литературы, фотографий по ПДД;

изготовление атрибутов к играм по ПДД;

оформление макетов

7

Развивающая

среда

по

ПДД

Виды

транспорта

Дидактические

игры

Настольно

печатные

игры

Плакаты,

иллюстрации,

картинки

Атрибуты к

сюжетно-

ролевым

играм

Дорожные

знаки

Мультфильмы

Библиотечка

2.

Формы организации совместной деятельности с

воспитанниками:

Экскурсии.

Наблюдения.

Прогулки.

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

Продуктивные виды деятельности.

Игровая деятельность.

Знакомство с художественной литературой.

Развлечения, досуги.

Проектная деятельность.

3.

Взаимодействие с родителями:

консультации

беседы

буклеты, памятки

родительские собрания

совместные развлечения

проектная деятельность

встречи, беседы с инспектором ГИБДД

8

Взаимодействие с родителями

2.6 Механизм реализации программы

Механизм реализации программы предусматривает:

проведение мероприятий со школьниками в рамках календарного плана;

действий школьников направленных на изучение правил дорожного

движения;

диагностика усвоения школьниками

программы «Азбука дорожного

движения» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень

освоения ребенком программы «Азбука дорожного

2.7 Срок реализации программы: 1 год

Программное содержание тем усложняется в зависимости от возраста детей

от более легкого к сложному.

9

Родитель,

положительный

пример для

ребёнка

выполнения

ПДД

Анкетирова

ние

Памятки и

листовки по

соблюдению

ПДД

Папки –

передвижки

Консультации

Родительские

собрания

Встречи –

беседы с

сотрудником

ГИБДД

Конкурсы,

викторины и

развлечения

по ПДД

3.Содержание программы:

3.1 Учебный план

Для детей 11-15 лет по изучению программы «Азбука дорожного движения»

п./

п

Наименование

раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

Введение в

образовательную

программу.

1

1

2.

История правил

дорожного движения.

6

5

1

3.

Изучение правил

дорожного движения.

10

8

2

Диагностика

4.

Дорожные знаки.

9

7

2

Диагностика

5.

Агитация и

пропаганда Правил

дорожного движения.

5

4

1

6.

Конкурсные встречи.

Традиционно-

массовые мероприятия

3

2

1

Календарно-тематическое планирование

п./п

.

Тема

Дата

Понедельник

План

Факт

1.

Инструктаж по ТБ. История детского объединения

инспекторов движения

2.

Знакомство с положением об отрядах ЮИД

3.

Безопасные маршруты «Дом – школа - дом»

4.

История развития ПДД

5.

История развития ПДД

10

6.

Информация о первом светофоре.

7.

Изготовление макета первого светофора.

8.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

9.

ПДД для пешеходов.

10.

Обязанности пешеходов.

11.

ПДД для пассажиров.

12.

ПДД для велосипедистов.

13.

Дорожные знаки и их группы

14.

Предупреждающие, запрещающие знаки.

15.

Предписывающие, запрещающие знаки.

16.

Знаки приоритета, сервиса, дополнительной

информации

17.

Перекрёстки и их виды.

18.

Места перехода проезжей части дороги.

19.

Правила перехода улицы после выхода из

общественного транспорта.

20.

Проблема безопасности движения

21.

Мы учимся соблюдать ПДД

22.

Дети и безопасность движения.

23.

Опасные ситуации на дорогах.

24.

Опасные ситуации на дорогах.

25.

Улица полна неожиданностей.

26.

Сигналы транспортных средств.

27.

Движение транспортных средств.

28.

На загородных дорогах.

29.

На загородных дорогах.

30.

Правила безопасности при переходе

железнодорожного переезда.

31.

Ответственность за нарушение правил дорожного

движения.

32.

Правила оказания медицинской помощи при ДТП.

33.

Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной

работе

34.

Конкурс на знание правил ПДД.

Оценочные материалы:

11

Диагностика

Каждый ответ оценивается по трех бальной системе

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется

при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Вопросы к детям

1. Какие ты знаешь автомобили?

2. Какие автомобили называют грузовыми?

3. Назови части грузового, легкового автомобиля.

4. Что такое светофор?

5. Что обозначают сигналы светофора?

6. Как называется место, где ходят люди?

7. Как называется место, где ездят машины?

8. Что такое пассажирский транспорт?

9. Назови виды транспорта.

10. Где можно играть?

11. Почему нельзя играть на проезжей части?

12. Почему нельзя играть на тротуаре?

№ Ф. И.

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итог

1.

2.

3.

Вопросы к детям

1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?

2. Какой транспорт перевозит пассажиров?

3. Чем отличается автобус от троллейбуса?

4. Назови правила поведения в автобусе.

5. Назови машины специального назначения

6. Что означают сигналы светофора?

7. Что такое улица?

8. Кто является пешеходом?

9. Назови правила поведения пешеходов.

10. Что такое переход?

11. Что такое проезжая часть?

12

12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?

13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки

автобуса», «Дети»,

14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница»,

«Телефон», «Пункт питания».

№ Ф.И.

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

11

12

1

3

14

Итог

Вопросы к детям

1. Какой вид транспорта ты знаешь?

2. Для чего нужен пассажирский транспорт?

3. Где его ожидают люди?

4. Как называют людей, едущих в транспорте?

5. Правила поведения в автобусе.

6. Правила поведения в автомобиле.

7. Что такое перекресток?

8. Что такое «»зебра»?

9. Кто контролирует движение?

10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

11. На какие части делится дорога?

12. Правила перехода улицы.

13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

13. Где разрешается ездить на велосипеде?

14. Какие бывают знаки?

15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход»,

«Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение

пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон»,

«Пункт питания».

№ Ф.И.

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

4

15

Итог

Условия реализации программы

13

Участники программы

Руководитель кружка:

разрабатывают конспекты занятий по ПДД;

организуют и проводят экскурсии по улицам города;

участвуют в создании предметно – развивающей среды в группах;

изготавливают атрибуты, дидактический материал для игр (сюжетно –

ролевых, творческих);

выпускают стенгазеты для родителей, пополняют папки – передвижки

информационным материалом;

организуют выставки детских работ.

Родители:

оказывают помощь в организации выставок;

изготавливают атрибуты, пособия для игр по ПДД;

оказывают помощь в проведении экскурсий.

участвуют в детсадовских мероприятиях, досугах, «Встречах с

интересными людьми»

Материально - техническая база

МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»

1. Мобильный АВТОГОРОДОК

2. Комплекты дорожных знаков

3. Наглядные пособия;

4. Настольные игры;

5. Дидактический материал;

6. Сюжетные картинки «Осторожно – дорога», «Улица», «Как избежать

неприятностей» ;

7. Альбомы «Транспорт», «Улицы нашего города», «Азбука безопасности».

8.Накидки «Дорожные знаки», «ДПС», жезл, рули, переносные дорожные

знаки

10. Литературный материал для чтения и заучивания наизусть и др.

11. Информационные стенды для детей и родителей

12. Плакаты «Правила поведения на дороге», «Безопасность на дороге»,

«Специализированные машины»

Список литературы

по профилактике детского травматизма на дорогах.

14

1. Дети и дорога. Младший школьник на улице. Методический комплект для

учителей начальных классов учебных заведений. (Российская академия

образования Управление ГАИ ГУВД г. Москвы). М.: Информатик, 2019 г.

2. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг,

2021г.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:

Методическое пособие. Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский

Дом Третий Рим.

4. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических

занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель,

2008.

5. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе.

Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6. Материалы газеты «Добрая дорога детства» 2021 г.

15



В раздел образования