Напоминание

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования.


Автор: Вострикова Алла Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: "Алтайский государственный педагогический университет" Институт дополнительного образования
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Модель психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Вострикова Алла Николаевна

Магистрант АлтГПУ

г. Барнаул

Модель психолого-педагогического сопровождения детей

с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного

образования

.

В статье рассматриваются вопросы дополнительного образования детей с

ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), особенности реализации программ

дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся, нормативные документы, регламентирующие дополнительное

образование детей.

Основные

понятия:

психолого-педагогическое

сопровождение,

адаптированные

дополнительные

общеобразовательные

общеразвивающие

программы.

По статистике в 2021 году в Алтайском крае зарегистрированы 11111

детей-инвалидов,

2020

год

-

10815

чел.,

2019

10789

чел.

Показатель

численности детей с ОВЗ в 2020-2021 учебном году по краю равен 17079 человек,

из них 5776 по образовательным программам для детей с интеллектуальными

нарушениями.

Отчетная

документация

учреждений

дополнительного

образования

города

Барнаула

(2019,

2020

годы)

показывает,

что

охват

детей

с

ОВЗ

дополнительным образованием насчитывает менее 15% (205 чел.) от общего

количества детей с ОВЗ в возрасте 7-18 лет (2020 год – 1563 чел., 2019 год –

1410 чел.) в городе Барнауле. Зачисление детей с ОВЗ (3-18 лет) на программы

дополнительного образования

в

большей

степени

происходит

в

городских

центрах

ППМС

помощи,

которые

реализуют

дополнительные

общеобразовательные общеразвивающие программы социально-гуманитарной

направленности.

Дети,

имеющие

интеллектуальные

нарушения,

представляют

самую

многочисленную группу из общей численности детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Нарушения интеллекта может выступать как первичный дефект развития

ребенка,

так

и

вторичный

при

основном

нарушении

(расстройство

аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение

зрения, слуха).

Отметим

несколько

особенностей

взаимодействия

учреждения

дополнительного

образования

и

семьи,

воспитывающей

ребенка

с

интеллектуальными нарушениями. Одними из них стали:

-

нежелание

родителей

(законных

представителей)

предъявлять

заключения о имеющихся у ребенка нарушениях;

- нежелание учреждения зачислять детей с нарушениями интеллекта на

дополнительные общеразвивающие программы различных направленностей;

- неготовность педагогических составов учреждений к работе с данной

категорией детей.

Добавим некоторые комментарии к выявленным проблемам. Родители

ребенка, скрывая имеющиеся проблемы от учреждения, нарушают право ребенка

на

адаптацию

имеющихся

программ

в

дополнительном

образовании.

Учреждение

в

свою

очередь

не

в

праве

разрабатывать

адаптированную

программу без оснований на это (заключение ПМПК). Соответственно педагоги

не

имеют

возможности

выстраивать

образовательный

процесс

исходя

из

реальных возможностей и потребностей ребенка.

Однако,

современная

образовательная

политика

государства

в

сфере

дополнительного

образования

направлена

на

решение

следующих

задач:

обеспечение

прав

ребенка

на

развитие,

личностное

самоопределение

и

самореализацию;

интеграция

дополнительного

и

общего

образования,

направленная

на

расширение

вариативности

и

индивидуализации

системы

образования

в

целом;

повышение

вариативности,

качества

и

доступности

дополнительного

образования

для

каждого;

обновление

содержания

дополнительного

образования

детей

в

соответствии

с

интересами

детей,

потребностями

семьи

и

общества;

поддержка

права

детей

на

участие

в

дополнительных

общеобразовательных

программах

независимо

от

места

проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи

и др. (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.).

Также сегодня понимается важность и необходимость дополнительного

образования детей еще и с точки зрения ранней профориентационной работы.

В

системе

дополнительного

образования

уже

разработаны

и

разрабатываются

программы

предпрофессиональной

ориентации

для

обучающихся 6-11 классов. Программы такого направления в рамках именно

дополнительного образования крайне важны для детей с интеллектуальными

нарушениями.

Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития

дополнительного

образования

детей

Московским

городским

психолого-

педагогическим

университетом

разработаны

методические

рекомендации

Министерства

образования

и

науки

по

реализации

адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ

(далее

-

АДООП),

способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с

учетом их образовательных потребностей (2016 год). Данные рекомендации

говорят о необходимости организации деятельности психолого-педагогического

консилиума (далее - ППк) в учреждении дополнительного образования.

Деятельность консилиума в учреждении дополнительного образования

рассматривается нами в виде диагностики, консультирования, просвещения и

профилактики

всех

участников

образовательного

процесса.

Коррекционно-

развивающая работа представлена в виде реализации АДООП.

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с

интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного

образования

Рис.1. Модель сопровождения

Этапы сопровождения:

1.

Знакомство

с

обучающимся,

родителями

(законными

представителями).

2.

Выяснение цели получения дополнительного образования (занять

время

ребенка,

общеразвивающее

направление,

предпрофессиональное

определение - развитие конкретных умений).

3.

Диагностика

(ребенок,

родитель)

на

предмет

выяснения

особенностей обучающегося; педагог - готовность к реализации АДООП.

4.

По результатам диагностики организация консультирования всех

участников, просвещение родителей, педагогов по конкретным темам (исходя из

конкретных случаев и особенностей).

5.

Выбор ДООП, адаптация ДООП; зачисление обучающегося.

6.

Отслеживание динамики освоения планируемых результатов; при

необходимости коррекция программы.

Психолого-педагогическое сопровождение

(психолого-педагогический консилиум организации)

диагностика

консультирование

профилактика, просвещение

Родители

Ребенок

Педагог

коррекция и развитие

(зачисление на обучение по

АДООП)



В раздел образования