Автор: Вострикова Алла Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: "Алтайский государственный педагогический университет" Институт дополнительного образования
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Модель психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование
Вострикова Алла Николаевна
Магистрант АлтГПУ
г. Барнаул
Модель психолого-педагогического сопровождения детей
с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного
образования
.
В статье рассматриваются вопросы дополнительного образования детей с
ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), особенности реализации программ
дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся, нормативные документы, регламентирующие дополнительное
образование детей.
Основные
понятия:
психолого-педагогическое
сопровождение,
адаптированные
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы.
По статистике в 2021 году в Алтайском крае зарегистрированы 11111
детей-инвалидов,
2020
год
-
10815
чел.,
2019
–
10789
чел.
Показатель
численности детей с ОВЗ в 2020-2021 учебном году по краю равен 17079 человек,
из них 5776 по образовательным программам для детей с интеллектуальными
нарушениями.
Отчетная
документация
учреждений
дополнительного
образования
города
Барнаула
(2019,
2020
годы)
показывает,
что
охват
детей
с
ОВЗ
дополнительным образованием насчитывает менее 15% (205 чел.) от общего
количества детей с ОВЗ в возрасте 7-18 лет (2020 год – 1563 чел., 2019 год –
1410 чел.) в городе Барнауле. Зачисление детей с ОВЗ (3-18 лет) на программы
дополнительного образования
в
большей
степени
происходит
в
городских
центрах
ППМС
–
помощи,
которые
реализуют
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы социально-гуманитарной
направленности.
Дети,
имеющие
интеллектуальные
нарушения,
представляют
самую
многочисленную группу из общей численности детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Нарушения интеллекта может выступать как первичный дефект развития
ребенка,
так
и
вторичный
при
основном
нарушении
(расстройство
аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение
зрения, слуха).
Отметим
несколько
особенностей
взаимодействия
учреждения
дополнительного
образования
и
семьи,
воспитывающей
ребенка
с
интеллектуальными нарушениями. Одними из них стали:
-
нежелание
родителей
(законных
представителей)
предъявлять
заключения о имеющихся у ребенка нарушениях;
- нежелание учреждения зачислять детей с нарушениями интеллекта на
дополнительные общеразвивающие программы различных направленностей;
- неготовность педагогических составов учреждений к работе с данной
категорией детей.
Добавим некоторые комментарии к выявленным проблемам. Родители
ребенка, скрывая имеющиеся проблемы от учреждения, нарушают право ребенка
на
адаптацию
имеющихся
программ
в
дополнительном
образовании.
Учреждение
в
свою
очередь
не
в
праве
разрабатывать
адаптированную
программу без оснований на это (заключение ПМПК). Соответственно педагоги
не
имеют
возможности
выстраивать
образовательный
процесс
исходя
из
реальных возможностей и потребностей ребенка.
Однако,
современная
образовательная
политика
государства
в
сфере
дополнительного
образования
направлена
на
решение
следующих
задач:
обеспечение
прав
ребенка
на
развитие,
личностное
самоопределение
и
самореализацию;
интеграция
дополнительного
и
общего
образования,
направленная
на
расширение
вариативности
и
индивидуализации
системы
образования
в
целом;
повышение
вариативности,
качества
и
доступности
дополнительного
образования
для
каждого;
обновление
содержания
дополнительного
образования
детей
в
соответствии
с
интересами
детей,
потребностями
семьи
и
общества;
поддержка
права
детей
на
участие
в
дополнительных
общеобразовательных
программах
независимо
от
места
проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи
и др. (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.).
Также сегодня понимается важность и необходимость дополнительного
образования детей еще и с точки зрения ранней профориентационной работы.
В
системе
дополнительного
образования
уже
разработаны
и
разрабатываются
программы
предпрофессиональной
ориентации
для
обучающихся 6-11 классов. Программы такого направления в рамках именно
дополнительного образования крайне важны для детей с интеллектуальными
нарушениями.
Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития
дополнительного
образования
детей
Московским
городским
психолого-
педагогическим
университетом
разработаны
методические
рекомендации
Министерства
образования
и
науки
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ
(далее
-
АДООП),
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с
учетом их образовательных потребностей (2016 год). Данные рекомендации
говорят о необходимости организации деятельности психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) в учреждении дополнительного образования.
Деятельность консилиума в учреждении дополнительного образования
рассматривается нами в виде диагностики, консультирования, просвещения и
профилактики
всех
участников
образовательного
процесса.
Коррекционно-
развивающая работа представлена в виде реализации АДООП.
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного
образования
Рис.1. Модель сопровождения
Этапы сопровождения:
1.
Знакомство
с
обучающимся,
родителями
(законными
представителями).
2.
Выяснение цели получения дополнительного образования (занять
время
ребенка,
общеразвивающее
направление,
предпрофессиональное
определение - развитие конкретных умений).
3.
Диагностика
(ребенок,
родитель)
на
предмет
выяснения
особенностей обучающегося; педагог - готовность к реализации АДООП.
4.
По результатам диагностики организация консультирования всех
участников, просвещение родителей, педагогов по конкретным темам (исходя из
конкретных случаев и особенностей).
5.
Выбор ДООП, адаптация ДООП; зачисление обучающегося.
6.
Отслеживание динамики освоения планируемых результатов; при
необходимости коррекция программы.
Психолого-педагогическое сопровождение
(психолого-педагогический консилиум организации)
диагностика
консультирование
профилактика, просвещение
Родители
Ребенок
Педагог
коррекция и развитие
(зачисление на обучение по
АДООП)