Напоминание

"Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития"


Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речевого развития дошкольников с задержкой

психического развития

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие

наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об

окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп

формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной

деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения

различных сторон речи.

Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная

обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить

усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка

двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается

отставание в овладении речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения,

которые характеризуются определёнными чертами.

Так, у детей с ЗПР позднее, чем у нормально развивающихся сверстников,

возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет. В речи

детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причём

предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают

многих не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи,

заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово,

испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из

прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие

непосредственно воспринимаемые признаки.

Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность

грамматического строя речи детей с ЗПР. Чаще всего встречается нарушение

порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с

неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто

встречаются ошибки в употреблении предлогов (заметы, иногда пропуски), а

также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании

существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей

в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Речь детей с ЗПР

характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий

уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности

дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным

анализом.

Следующей особенностью детей данной категории является своеобразие

связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера)

сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии

картин; многим детям не удаётся выполнить задание на составление творческого

рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и

непроизвольность построения фразы высказывания в целом, дети не дают

развёрнутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль

перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей с задержкой

психического развития недостаточно сформированы регулирующая и

планирующая функции речи. Незрелость внутреннего программирования

проявляется в речевой инактивности, в трудностях создания контекста, в

соскальзываниях на другие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает чёткого

замысла высказывания. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и

отраженной речи этих детей.



В раздел образования