Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития дошкольников с задержкой
психического развития
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие
наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об
окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп
формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной
деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения
различных сторон речи.
Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная
обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить
усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка
двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается
отставание в овладении речью.
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения,
которые характеризуются определёнными чертами.
Так, у детей с ЗПР позднее, чем у нормально развивающихся сверстников,
возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет. В речи
детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причём
предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают
многих не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи,
заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово,
испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из
прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие
непосредственно воспринимаемые признаки.
Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность
грамматического строя речи детей с ЗПР. Чаще всего встречается нарушение
порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с
неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто
встречаются ошибки в употреблении предлогов (заметы, иногда пропуски), а
также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании
существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей
в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Речь детей с ЗПР
характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий
уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности
дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным
анализом.
Следующей особенностью детей данной категории является своеобразие
связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера)
сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии
картин; многим детям не удаётся выполнить задание на составление творческого
рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и
непроизвольность построения фразы высказывания в целом, дети не дают
развёрнутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль
перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей с задержкой
психического развития недостаточно сформированы регулирующая и
планирующая функции речи. Незрелость внутреннего программирования
проявляется в речевой инактивности, в трудностях создания контекста, в
соскальзываниях на другие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает чёткого
замысла высказывания. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и
отраженной речи этих детей.