Автор: Карцева Алла Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ" Детский сад №39"ИГОСК
Населённый пункт: с.Птичье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятия "Детям об огне"
Раздел: дошкольное образование
"Детям об огне": сотрудники МЧС провели
занятие на тему "Пожарная безопасность" в
детском саду
В целях недопущения возникновения пожаров по причине шалости детей в« Детском саду
№39» инспектором пожарной безопасности с детьми была проведена беседа на тему
«Пожарная безопасность».
Ребятам в игровой форме разъяснили, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не
допустить возникновения пожара. Именно в этом возрасте ребята лучше усваивают
новые правила и, играя, стараются выполнить все задания. В ходе беседы дети охотно
рассказывали, какие правила пожарной безопасности они уже знают. Инспектор
рассказал им и о правильных действиях во время пожара, также детям было рассказано,
к чему может привести баловство со спичками. Напомнил инспектор и о номерах
экстренных служб 101, 112, которые необходимо вызвать при возникновении пожара.
Ребятам были розданы буклеты по правилам пожарной безопасности.
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с
самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность
ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую
очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы.
А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу?
Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая
осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже
настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в
сложной ситуации.
На
первом
же
этапе
детского
любопытства немедленно
возникает
необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению,
одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как
ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым
провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так,
например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно
своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня,
заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с
любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю
жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют
поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. Пока ребёнок не
подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки,
обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать.
Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что
названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может
взять верх над запретом.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его,
тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к
самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни.
Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми
различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение
взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая
естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно
пользоваться
спичками,
бенгальскими
огнями,
свечами,
бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и
угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они
возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым,
подстрекают к самостоятельным действиям.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же
время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на
виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически
проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных
«секретов».
Реакция детей во время пожара:
- Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая,
что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
- Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком
большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в
случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск
гибели.
- Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их
чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно
нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить
пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому
подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству
страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не
следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-
пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об
игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Нужно научить малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и
показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное
оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые
вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
- звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону
- в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его
водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
- не тушить огонь в квартире самостоятельно;
- выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж
невысокий и окно свободно открывается;
- ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
- если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы
дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно
учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара,
рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики
пожарной безопасности.