Автор: Халикова Альбина Ирековна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 с. Субханкулово
Населённый пункт: с. Субханкулово
Наименование материала: Методическая разработка к дидактическому пособию "Умный банкомат"
Тема: Методическая разработка "Умный банкомат"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Администрации
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
«От знаний - к опыту, от опыта – к мастерству»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ
«УМНЫЙ БАНКОМАТ»
Автор работы: Халикова Альбина Ирековна
Воспитатель МАДОУ детский сад № 5 с. Субханкулово
Стаж работы: 12 лет
2022 г.
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая
грамотность является социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних
лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь
семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют
в
купле-продаже,
овладевая,
таким
образом,
первичными
экономическими знаниями.
Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое
формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно
зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной
жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие
вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно
распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о
деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети
должны
осознавать,
что
денежные
средства
зарабатываются
собственным
трудом.
Поэтому
неоспорима
актуальность
элементарного
экономического
образования детей дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из
сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных
исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам
предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений.
Это
потребует
от
них
умения
правильно
ориентироваться
в
различных
жизненных
ситуациях,
самостоятельно,
творчески
действовать,
а
значит
-
строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит
через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного
образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с
большей эффективностью подготовить их к
обучению в школе. Главное -
говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Задача
воспитателя
детского
сада
-
преподнести
элементарные
финансовые
понятия
в
максимально
доступной
и
увлекательной
для
дошкольника форме. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать
экономику
понятной
помогут
игры,
а
наиболее
интересными
доступными для детского восприятия поможет методическое пособие, которое
позволит
активизировать
познавательную
деятельность
детей,
совершенствовать коммуникативные качества.
Таким образом,
возникла идея сделать оригинальное
методическое
пособие – «Умный Банкомат». Данное пособие разработано в рамках
реализации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), предназначено
для
проведения
обучения
финансовой
грамотности
дошкольников
и
направлено на экономическое воспитание детей, формирование финансовой
грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и
услугах через проведение разнообразных игр.
Цель:
оказание помощи воспитателю в формировании основ финансовой
грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное
отношение детей к деньгам;
-
обогатить
словарный
запас
дошкольников
основными
финансово-
экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников средствами
дидактических игр;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- положить начало формированию финансово-экономического мышления;
-
содействовать формированию позитивной социализации и личностному
развитию дошкольника;
Развивающие:
- развивать интерес к изучению мира экономики и финансов;
- развивать и активизировать коммуникативную деятельность детей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестному
отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему
взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и
общественной),
семейному
и
общественному
достоянию,
материальным
ресурсам;
- побуждать детей
к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и
отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Ожидаемые результаты:
- сформируются простые экономические знания, бережное и экономное
отношение детей к деньгам;
-
обогатится
словарный
запас
дошкольников
основными
финансово-
экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- появится интерес к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- активизируется познавательная деятельность детей;
- сформируются коммуникативные качества;
- воспитанники смогут поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки,
услуги; научатся пользоваться банкоматом, пластиковой картой, познакомятся
с денежными купюрами;
- улучшится взаимоотношение в детском коллективе.
Методы и формы работы
С помощью пособия «Умный банкомат», где все дети со своими
особенностями найдут для себя интересное и обучающие задания. Кроме
игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные,
коллективные формы работы.
Практическая
значимость
заключается
в
возможности
применения
пособия в различных направлениях общего развития детей (познавательное
развитие,
речевое
развитие,
социально
-
коммуникативное
развитие,
художественно – эстетическое развитие) и организации различных видов
деятельности детей (образовательная, игровая, самостоятельная, кружковая
деятельность).
Пособие
носит
развивающий
характер,
активизирует
детскую
инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности
выбора материала. Специально подобранные игры, логические задачи, ребусы
оживляют путь познания сложных экономических явлений. В игре ребенок
получает радость, развивает фантазию, воображение и логику рассуждений.
Данное
пособие
является
средством
развивающего
обучения,
предполагает использование современных технологий: технологии организации
коллективной
творческой
деятельности,
коммуникативных
технологий,
игровых технологий.
Дидактическое пособие разработано в соответствии ФГОС ДО для
индивидуальных и подгрупповых занятий по обучению детей основам
финансовой грамотности
Описание пособия
Методическое пособие «Умный банкомат» представляет собой короб из
фанеры размером 110*62 см. обклеенный самоклейкой зеленого цвета на
колёсах, с двумя открывающими дверцами, внутри которого имеется полка с
подсветкой. На банкомате со всех сторон, а также на дверцах внутренней
стороны расположены цветные прозрачные конверты с кнопками, в которых
находятся игровые и наглядные пособия для детей. Для пластиковых карт,
выдачи денег и чека изготовлены картонные коробки размером 10*5 см. с
прорезанными отверстиями, обклеенные самоклейкой. Главное меню и
клавиатура напечатаны на самоклеющейся бумаге.
Дидактическое пособие «Умный банкомат» включает в себя 3 раздела:
1.
Методический раздел (методическая литература по формированию
азов финансовой культуры для дошкольников; консультации для
родителей, конспекты, картотеки дидактических игр, ребусов, загадок,
пословиц и поговорок, папка - передвижка)
2.
Наглядно
-
информационный
раздел
(книги
экономического
содержания, сказки, рассказы, иллюстрации к сказкам и рассказам
экономического
содержания,
игровые
ситуации
в
картинках,
сюжетные картинки, лепбук
«Деньги», «Первые уроки Царицы
Экономики, раскраски, папка – передвижка для рассматривания и
бесед)
3.
Игровой раздел (игровой материал: бумажные купюры, пластиковые
монеты, пластиковые карточки, кассовая лента и чеки, кассовый
аппарат, кошельки; дидактические игры: «Желания и потребности»,
«Доходы – расходы», «Что можно купить, что нельзя», «Конфетки и
монетки», «Где хранятся деньги», пазлы «Денежные купюры», «Кому,
что
нужно
для
работы».
Настольные
игры:
«Европолия»,
«Монополия»; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Банк».
При подборе информационно - наглядного, игрового и методического
материала я опиралась на методическую литературу Л.В. Стахович «Азы
финансовой культуры дошкольников» и «Методические рекомендации»
Познавательную и игровую информацию разделила на темы и составила
картотеки
с
описанием:
«Труд»,
«Деньги»,
«Семейный
бюджет»,
«Потребности», «Планирование».
Картотека дидактических игр с описанием:
№ Тема
Название
Игры
Цель
Описание
1
Деньги
«Где хранятся
деньги?»
Пазлы
«Денежные
купюры»
Познакомить
дошкольников
с
основными
хранилищами
денежных средств
Формировать
у
детей
дошкольного
возраста
элементарные
знания
и
представления
о
купюрах;
формирование
представлений
о
целостных
образах
предметов,
продолжать
учить
детей складывать из
частей целое.
Карточки с загадками и
ребусами,
обозначающими
основные
хранилища
денежных средств
Разрезанные
карточки
раскладывают на столе
хаотически
и
предлагают
ребенку
собрать в одно целое.
2
Потреб
ности
«Желания
и
потребности»
Формировать
у
детей представления
о
социальных
потребностях
человека. Закреплят
ь у детей понятие
«потребности
человека»
путем
рассуждения
через
игровые
проблемные
моменты, развивать
воображение,
самостоятельность.
Воспитатель
представляет
на
картинке товар, а дети
поднимают
вверх
ту
карточку, которая, по их
мнению, подходит для
характеристики
предмета как желаемого
или необходимого
3
Семей
ный
Бюджет
«Что
можно
купить, а что
нельзя?»
Способствовать
развитию
логического
На столе лежат разные
картинки,
дети
выбирают, показывают
мышления,
экономического
мышления,
наблюдательность,
пополнять активный
словарный запас
и
объясняют
почему
выбрали эту картинку.
Сначала,
что
можно
купить,
потом
что
нельзя купить за деньги
(солнце,
улыбка
бабушки, велосипед и
т.д.).
«Доходы
и
расходы»
Ознакомление детей
с
понятием семейный
бюджет
и
его
планирование.
Ребенок сам попробует
планировать
бюджет,
исходя из имеющегося
дохода, освоит, каким
образом
нужно
распределять денежные
средства,
учитывая
постоянные
расходы
семьи;
научится
правильно распределять
денежные
средства,
экономить и покупать.
4
Труд
«Кому,
что
нужно
для
работы»
Закреплять
знания
детей о предметах
труда людей разных
профессий
Ребенку
предлагается
несколько
картинок
с
изображением
различных
профессий:
врач слушает больного;
продавец
обслуживает
покупателя и найти к
ним
соответствующее
орудие
труда
его
работы
5
Плани
рование
«Конфетки
и
монетки»
Дать
детям
представление
о
деньгах
и
их
функциях; закрепить
представления детей
о ценах и покупках;
формировать в детях
навыки
рационального
использования
денег.
Дети учатся подбирать
разные варианты монет,
чтобы получилась цена
товара
Настольная
Игра «Детская
Европолия»
Необходимо
заработать
больше
всех денег к тому
моменту, когда один
из
игроков
станет
банкротом.
Чтобы
зарабатывать
деньги, вам необходимо
расставлять
свои
билетные
кассы
на
секторах
аттракционов
и
продавать
билеты
(аналог налогов), когда
другие
игроки
оказываются
на
этих
полях.
Картотека познавательных бесед.
№ Тема
Название
Цель
1
Деньги
Беседы «Что такое деньги,
откуда они берутся и зачем
они нужны?»
Пословицы
и поговорки о
деньгах
Узнать, что такое деньги
и откуда они берутся и
для чего они нужны
2
Труд
Беседы «Без труда нет жизни
на земле»
«Труд-основа жизни»
«Где и кем работаю твои
родители?»
«Все профессии важны»
Пословицы
и поговорки о
труде
Вызвать интерес к труду,
показав его
необходимость в жизни
человека,
формировать
первичные
представления о труде
взрослых,
расширить
познавательный интерес
к
профессиям,
формировать уважение к
труду взрослых.
3.
Планирование
«Учимся планировать»
Беседы:
«Ставим цели»
«Планирование»
«Учимся занимать и отдавать
долги»
Беседа:
«7
качеств
финансово
грамотного человека»
«Взять
денег
в
долг-это
значить одолжить и занять»
«Долг»
«Как
правильно
занимать
деньги?»
«Занимаем и одалживаем»
Пословицы
и поговорки о
Формировать
умение
детей планировать свои
доходы и расходы
Формировать
у
дошкольников
понимание,
что
такое
долг
и
что
такое
занимать и одалживать.
Формировать понимание
,
что
долг
нужно
отдавать вовремя.
долгах
4
Семейный
бюджет
Беседы:
1. «Потребности семьи»
2.«Учимся экономить»
3. «Экономь воду»
4. «Экономь электроэнергию»
Формировать
у
дошкольников
понимание, что деньги
нужно тратить разумно.
Сформировать понятие,
что
такое
копить
и
сберегать.
5
Потребности
«Богатство и бедность»
Беседы и консультации:
1.«Причины
бедности
и
богатства людей»
2. «Что такое богатство?»
3. «Что такое бедность?»
4. Пословицы и поговорки о
богатстве и бедности.
5. Цитаты и афоризмы про
бедность и богатство.
Объяснить
дошкольникам
понятия
«потребность»
и
«желание».
Объяснить,
где можно приобрести
различные
товары
и
услуги. Формировать у
дошкольников
понимание
того,
что
каждый
товар
имеет
свою стоимость.
Все материалы методического пособия несут в себе познавательную и
развивающую функции.
Первая часть теоретическая: Было создано дидактическое пособие
«Умный банкомат», где размещены со всех сторон специальные кармашки,
которые пополнили познавательной информацией и дидактическими играми по
формированию
финансовой
грамотности, где
дети смогут познакомиться с
деньгами разных стран (что изображено на купюрах и монетах), семейным
бюджетом, трудом, потребностями и профессиями, поиграть в дидактические
игры, настольные игры. Были подобраны загадки, пословицы, ребусы, из
которых ребенок познакомится с финансовой терминологией. Разработаны
лепбуки, которые помогут расширить представления о бюджете, деньгах,
товарах и услугах.
Вторая часть практическая: В этой части пособия дошкольники смогут
поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки, услуги, научатся правильно
пользоваться пластиковой картой. А также очутиться в магазине, где могут
выставить на прилавок различный товар и продать его; дополнением была
создана касса и ширма для сюжетно – ролевой игры - это еще больше добавляет
интерес у ребенка.
Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не
перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает
в интерес к обучению. У детей формируется умение самостоятельно работать с
представленным материалом, самостоятельно осмысливать новый материал,
находить ему применение в образовательной, игровой и самостоятельной
деятельности детей.
Использование в работе дидактического пособия «Умный банкомат»
положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а
значит
и
основ
экономической
культуры
у
детей-дошкольников.
У
воспитанников сформировались простые экономические знания, бережное и
экономное отношение к деньгам; обогатился словарный запас дошкольников
основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их
возрасту;
активизировалась
познавательная
деятельность
детей,
совершенствовались коммуникативные качества. У детей появился интерес к
людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к
игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению
игровых
задач,
улучшились
взаимоотношения
в
детском
коллективе.
Научились пользоваться банкоматом, пластиковой карточкой, познакомились с
денежными купюрами.
Данные, полученные в ходе мониторинга по финансовой грамотности
воспитанников показывают, что появилась положительная динамика. На
первой стадии применения дидактического пособия у
детей наблюдались
неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имели
низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных
видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не
возникало
желания
их
отражать.
А
сейчас
результаты
мониторинга
подтвердили актуальность моей работы с дидактическим пособием, что
позволило начать процесс формирования финансовой грамотности у старших
дошкольников
.
Использованная литература:
1.Методические рекомендации для воспитателя / Л. В. Стахович,
Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
2.Программа
Азы
финансовой
культуры
для
дошкольников
/
Л.
В.
Стахович,Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3. Говорим с детьми о финансах / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю.
Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
4. Читаем и обсуждаем / Л. В. Стахович,Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. –
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5. Играем вместе \ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6. Рассуждаем и решаем / Л. В. Стахович, Е. В.Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.
– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
7. Мини-спектакли / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
8. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста \
Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного
педагогического университета, 2015.
9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова.- М.,
2005.
Аннотация
Наименование ОО: Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан.
Секция: педагогика и методика ДОУ, проектная работа
Название работы: методическая разработка к дидактическому пособию «Умный
банкомат».
Автор разработки: Халикова Альбина Ирековна.
Предлагаем вашему
вниманию
дидактическое
пособие
«Умный
банкомат», которое разработано в соответствии с ФГОС ДО, направлено на
экономическое воспитание детей, формирование финансовой грамотности и
расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.
Пособие предполагает использования в работе с детьми от 5 до 7 лет с
возможностью
импровизации
по
ходу
образовательной
деятельности,
смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
Практическая
значимость
заключается
в
возможности
применения
пособия в различных направлениях общего развития детей (познавательное
развитие,
речевое
развитие,
социально
-
коммуникативное
развитие,
художественно – эстетическое развитие) и организации различных видов
деятельности детей (образовательная, игровая, самостоятельная, кружковая
деятельность).
Пособие
носит
развивающий
характер,
активизирует
детскую
инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности
выбора материала. Специально подобранные игры, логические задачи, ребусы
оживляют путь познания сложных экономических явлений. В игре ребенок
получает радость, развивает фантазию, воображение и логику рассуждений.
Данное
пособие
является
средством
развивающего
обучения,
предполагает использование современных технологий: технологии организации
коллективной
творческой
деятельности,
коммуникативных
технологий,
игровых технологий.
Дидактическое пособие «Умный банкомат» включает в себя 3 раздела:
Методический, наглядно-информационный и игровой.
В методический раздел входит вся литература по формированию азов
финансовой культуры, консультации для родителей, конспекты, картотеки
дидактических игр, ребусов, загадок, пословиц и поговорок, папка
-
передвижка.
Наглядно - информационный раздел включает в себя книги, сказки,
рассказы экономического содержания, иллюстрации к сказкам и рассказам,
игровые ситуации в картинках, сюжетные картинки, лепбуки, раскраски,
папка – передвижка для рассматривания и бесед.
В игровой раздел входят дидактические игры: «Желания и потребности»,
«Доходы – расходы», «Что можно купить, что нельзя», «Конфетки и монетки»,
«Где хранятся деньги», пазлы «Денежные купюры», «Кому, что нужно для
работы». Настольные игры: «Европолия», «Монополия»; атрибуты к сюжетно-
ролевой игре «Банк». А также весь игровой материал это бумажные купюры,
пластиковые монеты, пластиковые карточки, кассовая лента, чеки, кассовый
аппарат, кошельки и т.д.
Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным
содержанием и помогает ребенку самостоятельно по своему желанию.
При подборе информационно - наглядного, игрового и методического
материала я опиралась на методическую литературу Людмилы Стахович «Азы
финансовой культуры дошкольников» и «Методические рекомендации».
Познавательную и игровую информацию разделила на темы: «Труд»,
«Деньги», «Семейный бюджет», «Потребности», «Планирование» и составила
картотеки с описанием игр.
Ознакомление
воспитанников
с
пособием
разделила
на
две
части:
теоретическую и практическую.
В теоретической части дети познакомились с дидактическим пособием,
затем постепенно начали изучать и
рассматривать кармашки, которые
наполнены познавательной информацией. Совместно читали экономические
сказки,
рассматривали
иллюстрации
к
ним,
играли
в
настольные
и
дидактические игры, обсуждали проблемные ситуации, изучали лепбуки,
отгадывали загадки, решали ребусы, читали и заучивали пословицы.
В практической части дети начали
играть с макетом банкомата,
оплачивая покупки, услуги, учились пользоваться банкоматом и пластиковой
картой, играли в сюжетно – ролевые игры, что добавило еще больше интереса у
воспитанников.
Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не
перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает
в интерес к обучению.
Преимущества
данного
пособия
состоит
в
том,
что
возможно,
использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего
дошкольного возраста.
• Мобильно в использовании, легко перемещается из группы в группу
. • Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное,
речевое,
социально-коммуникативное
и
художественно
–
эстетическое
развитие.
Выступление
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Халикова А.И. воспитатель МАДОУ
детский сад № 5 с. Субханкулово.
Предлагаю вашему
вниманию
дидактическое
пособие
«Умный
банкомат»,
которое
направлено
на
экономическое
воспитание
детей,
формирование финансовой грамотности и расширение их представлений о
бюджете, деньгах, товарах и услугах через проведение разнообразных игр.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -
сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Знакомство
дошкольников
с
основами
финансовой
грамотности
проходит
через
взаимосвязь
со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного
образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с
большей эффективностью подготовить их к
обучению в школе. Задача
воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в
максимально доступной и увлекательной для дошкольника форме.
Таким образом, у меня возникла идея сделать дидактическое пособие –
«Умный Банкомат». Пособие разработано в рамках реализации для детей
старшего дошкольного возраста (5-7 лет), предназначено для проведения
обучения финансовой грамотности дошкольников
Цель:
оказание помощи воспитателю в формировании основ финансовой
грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи представлены на экране
Образовательные:
- дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное
отношение детей к деньгам;
-
обогатить
словарный
запас
дошкольников
основными
финансово-
экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей,
умению
соизмерять
потребности
с
реальными
возможностями
их
удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- положить начало формированию финансово-экономического мышления;
-
содействовать формированию позитивной социализации и личностному
развитию дошкольника.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению мира экономики и финансов;
- развивать и активизировать коммуникативную деятельность детей;
Воспитательные:
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению
к
посильному
труду,
коллективизму
в
быту,
предусматривающему
взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности трудолюбия,
деловитости,
предприимчивости,
добросовестности,
ответственности
и
самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и
общественной),
семейному
и
общественному
достоянию,
материальным
ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в
случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются простые экономические знания, обогатится словарный
запас основными финансово-экономическими понятиями, появится интерес к
бережливости, накоплению,
активизируется
познавательная деятельность
детей, сформируются коммуникативные качества;
Воспитанники смогут поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки,
услуги; научатся пользоваться банкоматом, пластиковой картой, познакомятся
с денежными купюрами; улучшится взаимоотношение в детском коллективе
Описание пособия
Дидактическое пособие «Умный банкомат» представляет собой короб из
фанеры размером 110*62 см. обклеенный самоклейкой зеленого цвета на
колёсах, с двумя открывающими дверцами, внутри которого имеется полка с
подсветкой. На банкомате со всех сторон, а также на дверцах внутренней
стороны расположены цветные прозрачные конверты с кнопками, в которых
находятся игровые и наглядные пособия для детей. Для пластиковых карт,
выдачи денег и чека изготовлены картонные коробки размером 10*5 см. с
прорезанными отверстиями, обклеенные самоклейкой. Главное меню и
клавиатура напечатаны на самоклеющейся бумаге.
Дидактическое пособие «Умный банкомат» включает в себя 3 раздела:
Методический, наглядно-информационный и игровой.
В методический раздел входит вся литература по формированию азов
финансовой культуры, консультации для родителей, конспекты, картотеки
дидактических игр, ребусов, загадок, пословиц и поговорок, папка
-
передвижка.
Наглядно - информационный раздел включает в себя книги, сказки,
рассказы экономического содержания, иллюстрации к сказкам и рассказам,
игровые ситуации в картинках, сюжетные картинки, лепбуки, раскраски,
папка – передвижка для рассматривания и бесед.
В игровой раздел входят дидактические игры: «Желания и потребности»,
«Доходы – расходы», «Что можно купить, что нельзя», «Конфетки и монетки»,
«Где хранятся деньги», пазлы «Денежные купюры», «Кому, что нужно для
работы». Настольные игры: «Европолия», «Монополия»; атрибуты к сюжетно-
ролевой игре «Банк». А также весь игровой материал это бумажные купюры,
пластиковые монеты, пластиковые карточки, кассовая лента, чеки, кассовый
аппарат, кошельки и т.д.
Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным
содержанием и помогает ребенку самостоятельно по своему желанию.
При подборе информационно - наглядного, игрового и методического
материала я опиралась на методическую литературу Людмилы Стахович «Азы
финансовой культуры дошкольников» и «Методические рекомендации».
Познавательную и игровую информацию разделила на темы: «Труд»,
«Деньги», «Семейный бюджет», «Потребности», «Планирование» и составила
картотеки с описанием игр.
Ознакомление
воспитанников
с
пособием
разделила
на
две
части:
теоретическую и практическую.
В теоретической части дети познакомились с дидактическим пособием,
затем постепенно начали изучать и
рассматривать кармашки, которые
наполнены познавательной информацией. Совместно читали экономические
сказки,
рассматривали
иллюстрации
к
ним,
играли
в
настольные
и
дидактические игры, обсуждали проблемные ситуации, изучали лепбуки,
отгадывали загадки, решали ребусы, читали и заучивали пословицы.
В практической части дети начали
играть с макетом банкомата,
оплачивая покупки, услуги, учились пользоваться банкоматом и пластиковой
картой, играли в сюжетно – ролевые игры, что добавило еще больше интереса у
воспитанников.
Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не
перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает
в интерес к обучению.
Преимущества
данного
пособия
состоит
в
том,
что
возможно,
использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего
дошкольного возраста.
• Мобильно в использовании, легко перемещается из группы в группу
. • Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное,
речевое,
социально-коммуникативное
и
художественно
–
эстетическое
развитие.
При использовании в работе дидактического пособия «Умный банкомат»
у воспитанников сформировались простые экономические знания, бережное и
экономное отношение к деньгам; обогатился словарный запас дошкольников
основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их
возрасту;
активизировалась
познавательная
деятельность
детей,
совершенствовались коммуникативные качества. У детей появился интерес к
людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к
игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению
игровых
задач,
улучшились
взаимоотношения
в
детском
коллективе.
Научились пользоваться банкоматом, пластиковой карточкой, познакомились с
денежными купюрами.
Данные, полученные в ходе мониторинга по финансовой грамотности
воспитанников, показали, что появилась положительная динамика. На первой
стадии применения дидактического пособия у детей наблюдались неглубокие
знания и представления о финансовой грамотности; воспитанники имели
низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных
видах деятельности, так как полученные знания им были не интересны. А
сейчас результаты мониторинга подтвердили актуальность моей работы с
дидактическим пособием, что позволило начать процесс формирования
финансовой грамотности у старших дошкольников
.
В перспективе планирую дополнять новыми разнообразными играми
Спасибо за внимание!