Напоминание

Методическая разработка "Умный банкомат"


Автор: Халикова Альбина Ирековна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 с. Субханкулово
Населённый пункт: с. Субханкулово
Наименование материала: Методическая разработка к дидактическому пособию "Умный банкомат"
Тема: Методическая разработка "Умный банкомат"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Администрации

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов

«От знаний - к опыту, от опыта – к мастерству»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ

«УМНЫЙ БАНКОМАТ»

Автор работы: Халикова Альбина Ирековна

Воспитатель МАДОУ детский сад № 5 с. Субханкулово

Стаж работы: 12 лет

2022 г.

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -

сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая

грамотность является социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних

лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь

семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,

участвуют

в

купле-продаже,

овладевая,

таким

образом,

первичными

экономическими знаниями.

Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое

формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно

зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной

жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие

вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно

распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о

деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети

должны

осознавать,

что

денежные

средства

зарабатываются

собственным

трудом.

Поэтому

неоспорима

актуальность

элементарного

экономического

образования детей дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из

сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных

исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам

предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений.

Это

потребует

от

них

умения

правильно

ориентироваться

в

различных

жизненных

ситуациях,

самостоятельно,

творчески

действовать,

а

значит

-

строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит

через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного

образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с

большей эффективностью подготовить их к

обучению в школе. Главное -

говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Задача

воспитателя

детского

сада

-

преподнести

элементарные

финансовые

понятия

в

максимально

доступной

и

увлекательной

для

дошкольника форме. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать

экономику

понятной

помогут

игры,

а

наиболее

интересными

доступными для детского восприятия поможет методическое пособие, которое

позволит

активизировать

познавательную

деятельность

детей,

совершенствовать коммуникативные качества.

Таким образом,

возникла идея сделать оригинальное

методическое

пособие – «Умный Банкомат». Данное пособие разработано в рамках

реализации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), предназначено

для

проведения

обучения

финансовой

грамотности

дошкольников

и

направлено на экономическое воспитание детей, формирование финансовой

грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и

услугах через проведение разнообразных игр.

Цель:

оказание помощи воспитателю в формировании основ финансовой

грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное

отношение детей к деньгам;

-

обогатить

словарный

запас

дошкольников

основными

финансово-

экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников средствами

дидактических игр;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- положить начало формированию финансово-экономического мышления;

-

содействовать формированию позитивной социализации и личностному

развитию дошкольника;

Развивающие:

- развивать интерес к изучению мира экономики и финансов;

- развивать и активизировать коммуникативную деятельность детей.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестному

отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему

взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

- воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и

общественной),

семейному

и

общественному

достоянию,

материальным

ресурсам;

- побуждать детей

к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и

отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Ожидаемые результаты:

- сформируются простые экономические знания, бережное и экономное

отношение детей к деньгам;

-

обогатится

словарный

запас

дошкольников

основными

финансово-

экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- появится интерес к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- активизируется познавательная деятельность детей;

- сформируются коммуникативные качества;

- воспитанники смогут поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки,

услуги; научатся пользоваться банкоматом, пластиковой картой, познакомятся

с денежными купюрами;

- улучшится взаимоотношение в детском коллективе.

Методы и формы работы

С помощью пособия «Умный банкомат», где все дети со своими

особенностями найдут для себя интересное и обучающие задания. Кроме

игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные,

коллективные формы работы.

Практическая

значимость

заключается

в

возможности

применения

пособия в различных направлениях общего развития детей (познавательное

развитие,

речевое

развитие,

социально

-

коммуникативное

развитие,

художественно – эстетическое развитие) и организации различных видов

деятельности детей (образовательная, игровая, самостоятельная, кружковая

деятельность).

Пособие

носит

развивающий

характер,

активизирует

детскую

инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности

выбора материала. Специально подобранные игры, логические задачи, ребусы

оживляют путь познания сложных экономических явлений. В игре ребенок

получает радость, развивает фантазию, воображение и логику рассуждений.

Данное

пособие

является

средством

развивающего

обучения,

предполагает использование современных технологий: технологии организации

коллективной

творческой

деятельности,

коммуникативных

технологий,

игровых технологий.

Дидактическое пособие разработано в соответствии ФГОС ДО для

индивидуальных и подгрупповых занятий по обучению детей основам

финансовой грамотности

Описание пособия

Методическое пособие «Умный банкомат» представляет собой короб из

фанеры размером 110*62 см. обклеенный самоклейкой зеленого цвета на

колёсах, с двумя открывающими дверцами, внутри которого имеется полка с

подсветкой. На банкомате со всех сторон, а также на дверцах внутренней

стороны расположены цветные прозрачные конверты с кнопками, в которых

находятся игровые и наглядные пособия для детей. Для пластиковых карт,

выдачи денег и чека изготовлены картонные коробки размером 10*5 см. с

прорезанными отверстиями, обклеенные самоклейкой. Главное меню и

клавиатура напечатаны на самоклеющейся бумаге.

Дидактическое пособие «Умный банкомат» включает в себя 3 раздела:

1.

Методический раздел (методическая литература по формированию

азов финансовой культуры для дошкольников; консультации для

родителей, конспекты, картотеки дидактических игр, ребусов, загадок,

пословиц и поговорок, папка - передвижка)

2.

Наглядно

-

информационный

раздел

(книги

экономического

содержания, сказки, рассказы, иллюстрации к сказкам и рассказам

экономического

содержания,

игровые

ситуации

в

картинках,

сюжетные картинки, лепбук

«Деньги», «Первые уроки Царицы

Экономики, раскраски, папка – передвижка для рассматривания и

бесед)

3.

Игровой раздел (игровой материал: бумажные купюры, пластиковые

монеты, пластиковые карточки, кассовая лента и чеки, кассовый

аппарат, кошельки; дидактические игры: «Желания и потребности»,

«Доходы – расходы», «Что можно купить, что нельзя», «Конфетки и

монетки», «Где хранятся деньги», пазлы «Денежные купюры», «Кому,

что

нужно

для

работы».

Настольные

игры:

«Европолия»,

«Монополия»; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Банк».

При подборе информационно - наглядного, игрового и методического

материала я опиралась на методическую литературу Л.В. Стахович «Азы

финансовой культуры дошкольников» и «Методические рекомендации»

Познавательную и игровую информацию разделила на темы и составила

картотеки

с

описанием:

«Труд»,

«Деньги»,

«Семейный

бюджет»,

«Потребности», «Планирование».

Картотека дидактических игр с описанием:

№ Тема

Название

Игры

Цель

Описание

1

Деньги

«Где хранятся

деньги?»

Пазлы

«Денежные

купюры»

Познакомить

дошкольников

с

основными

хранилищами

денежных средств

Формировать

у

детей

дошкольного

возраста

элементарные

знания

и

представления

о

купюрах;

формирование

представлений

о

целостных

образах

предметов,

продолжать

учить

детей складывать из

частей целое.

Карточки с загадками и

ребусами,

обозначающими

основные

хранилища

денежных средств

Разрезанные

карточки

раскладывают на столе

хаотически

и

предлагают

ребенку

собрать в одно целое.

2

Потреб

ности

«Желания

и

потребности»

Формировать

у

детей представления

о

социальных

потребностях

человека. Закреплят

ь у детей понятие

«потребности

человека»

путем

рассуждения

через

игровые

проблемные

моменты, развивать

воображение,

самостоятельность.

Воспитатель

представляет

на

картинке товар, а дети

поднимают

вверх

ту

карточку, которая, по их

мнению, подходит для

характеристики

предмета как желаемого

или необходимого

3

Семей

ный

Бюджет

«Что

можно

купить, а что

нельзя?»

Способствовать

развитию

логического

На столе лежат разные

картинки,

дети

выбирают, показывают

мышления,

экономического

мышления,

наблюдательность,

пополнять активный

словарный запас

и

объясняют

почему

выбрали эту картинку.

Сначала,

что

можно

купить,

потом

что

нельзя купить за деньги

(солнце,

улыбка

бабушки, велосипед и

т.д.).

«Доходы

и

расходы»

Ознакомление детей

с

понятием семейный

бюджет

и

его

планирование.

Ребенок сам попробует

планировать

бюджет,

исходя из имеющегося

дохода, освоит, каким

образом

нужно

распределять денежные

средства,

учитывая

постоянные

расходы

семьи;

научится

правильно распределять

денежные

средства,

экономить и покупать.

4

Труд

«Кому,

что

нужно

для

работы»

Закреплять

знания

детей о предметах

труда людей разных

профессий

Ребенку

предлагается

несколько

картинок

с

изображением

различных

профессий:

врач слушает больного;

продавец

обслуживает

покупателя и найти к

ним

соответствующее

орудие

труда

его

работы

5

Плани

рование

«Конфетки

и

монетки»

Дать

детям

представление

о

деньгах

и

их

функциях; закрепить

представления детей

о ценах и покупках;

формировать в детях

навыки

рационального

использования

денег.

Дети учатся подбирать

разные варианты монет,

чтобы получилась цена

товара

Настольная

Игра «Детская

Европолия»

Необходимо

заработать

больше

всех денег к тому

моменту, когда один

из

игроков

станет

банкротом.

Чтобы

зарабатывать

деньги, вам необходимо

расставлять

свои

билетные

кассы

на

секторах

аттракционов

и

продавать

билеты

(аналог налогов), когда

другие

игроки

оказываются

на

этих

полях.

Картотека познавательных бесед.

№ Тема

Название

Цель

1

Деньги

Беседы «Что такое деньги,

откуда они берутся и зачем

они нужны?»

Пословицы

и поговорки о

деньгах

Узнать, что такое деньги

и откуда они берутся и

для чего они нужны

2

Труд

Беседы «Без труда нет жизни

на земле»

«Труд-основа жизни»

«Где и кем работаю твои

родители?»

«Все профессии важны»

Пословицы

и поговорки о

труде

Вызвать интерес к труду,

показав его

необходимость в жизни

человека,

формировать

первичные

представления о труде

взрослых,

расширить

познавательный интерес

к

профессиям,

формировать уважение к

труду взрослых.

3.

Планирование

«Учимся планировать»

Беседы:

«Ставим цели»

«Планирование»

«Учимся занимать и отдавать

долги»

Беседа:

«7

качеств

финансово

грамотного человека»

«Взять

денег

в

долг-это

значить одолжить и занять»

«Долг»

«Как

правильно

занимать

деньги?»

«Занимаем и одалживаем»

Пословицы

и поговорки о

Формировать

умение

детей планировать свои

доходы и расходы

Формировать

у

дошкольников

понимание,

что

такое

долг

и

что

такое

занимать и одалживать.

Формировать понимание

,

что

долг

нужно

отдавать вовремя.

долгах

4

Семейный

бюджет

Беседы:

1. «Потребности семьи»

2.«Учимся экономить»

3. «Экономь воду»

4. «Экономь электроэнергию»

Формировать

у

дошкольников

понимание, что деньги

нужно тратить разумно.

Сформировать понятие,

что

такое

копить

и

сберегать.

5

Потребности

«Богатство и бедность»

Беседы и консультации:

1.«Причины

бедности

и

богатства людей»

2. «Что такое богатство?»

3. «Что такое бедность?»

4. Пословицы и поговорки о

богатстве и бедности.

5. Цитаты и афоризмы про

бедность и богатство.

Объяснить

дошкольникам

понятия

«потребность»

и

«желание».

Объяснить,

где можно приобрести

различные

товары

и

услуги. Формировать у

дошкольников

понимание

того,

что

каждый

товар

имеет

свою стоимость.

Все материалы методического пособия несут в себе познавательную и

развивающую функции.

Первая часть теоретическая: Было создано дидактическое пособие

«Умный банкомат», где размещены со всех сторон специальные кармашки,

которые пополнили познавательной информацией и дидактическими играми по

формированию

финансовой

грамотности, где

дети смогут познакомиться с

деньгами разных стран (что изображено на купюрах и монетах), семейным

бюджетом, трудом, потребностями и профессиями, поиграть в дидактические

игры, настольные игры. Были подобраны загадки, пословицы, ребусы, из

которых ребенок познакомится с финансовой терминологией. Разработаны

лепбуки, которые помогут расширить представления о бюджете, деньгах,

товарах и услугах.

Вторая часть практическая: В этой части пособия дошкольники смогут

поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки, услуги, научатся правильно

пользоваться пластиковой картой. А также очутиться в магазине, где могут

выставить на прилавок различный товар и продать его; дополнением была

создана касса и ширма для сюжетно – ролевой игры - это еще больше добавляет

интерес у ребенка.

Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не

перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает

в интерес к обучению. У детей формируется умение самостоятельно работать с

представленным материалом, самостоятельно осмысливать новый материал,

находить ему применение в образовательной, игровой и самостоятельной

деятельности детей.

Использование в работе дидактического пособия «Умный банкомат»

положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а

значит

и

основ

экономической

культуры

у

детей-дошкольников.

У

воспитанников сформировались простые экономические знания, бережное и

экономное отношение к деньгам; обогатился словарный запас дошкольников

основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их

возрасту;

активизировалась

познавательная

деятельность

детей,

совершенствовались коммуникативные качества. У детей появился интерес к

людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к

игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению

игровых

задач,

улучшились

взаимоотношения

в

детском

коллективе.

Научились пользоваться банкоматом, пластиковой карточкой, познакомились с

денежными купюрами.

Данные, полученные в ходе мониторинга по финансовой грамотности

воспитанников показывают, что появилась положительная динамика. На

первой стадии применения дидактического пособия у

детей наблюдались

неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имели

низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных

видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не

возникало

желания

их

отражать.

А

сейчас

результаты

мониторинга

подтвердили актуальность моей работы с дидактическим пособием, что

позволило начать процесс формирования финансовой грамотности у старших

дошкольников

.

Использованная литература:

1.Методические рекомендации для воспитателя / Л. В. Стахович,

Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

2.Программа

Азы

финансовой

культуры

для

дошкольников

/

Л.

В.

Стахович,Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

3. Говорим с детьми о финансах / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю.

Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

4. Читаем и обсуждаем / Л. В. Стахович,Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. –

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5. Играем вместе \ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Рассуждаем и решаем / Л. В. Стахович, Е. В.Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.

– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Мини-спектакли / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2019.

8. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста \

Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного

педагогического университета, 2015.

9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова.- М.,

2005.

Аннотация

Наименование ОО: Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан.

Секция: педагогика и методика ДОУ, проектная работа

Название работы: методическая разработка к дидактическому пособию «Умный

банкомат».

Автор разработки: Халикова Альбина Ирековна.

Предлагаем вашему

вниманию

дидактическое

пособие

«Умный

банкомат», которое разработано в соответствии с ФГОС ДО, направлено на

экономическое воспитание детей, формирование финансовой грамотности и

расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Пособие предполагает использования в работе с детьми от 5 до 7 лет с

возможностью

импровизации

по

ходу

образовательной

деятельности,

смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.

Практическая

значимость

заключается

в

возможности

применения

пособия в различных направлениях общего развития детей (познавательное

развитие,

речевое

развитие,

социально

-

коммуникативное

развитие,

художественно – эстетическое развитие) и организации различных видов

деятельности детей (образовательная, игровая, самостоятельная, кружковая

деятельность).

Пособие

носит

развивающий

характер,

активизирует

детскую

инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности

выбора материала. Специально подобранные игры, логические задачи, ребусы

оживляют путь познания сложных экономических явлений. В игре ребенок

получает радость, развивает фантазию, воображение и логику рассуждений.

Данное

пособие

является

средством

развивающего

обучения,

предполагает использование современных технологий: технологии организации

коллективной

творческой

деятельности,

коммуникативных

технологий,

игровых технологий.

Дидактическое пособие «Умный банкомат» включает в себя 3 раздела:

Методический, наглядно-информационный и игровой.

В методический раздел входит вся литература по формированию азов

финансовой культуры, консультации для родителей, конспекты, картотеки

дидактических игр, ребусов, загадок, пословиц и поговорок, папка

-

передвижка.

Наглядно - информационный раздел включает в себя книги, сказки,

рассказы экономического содержания, иллюстрации к сказкам и рассказам,

игровые ситуации в картинках, сюжетные картинки, лепбуки, раскраски,

папка – передвижка для рассматривания и бесед.

В игровой раздел входят дидактические игры: «Желания и потребности»,

«Доходы – расходы», «Что можно купить, что нельзя», «Конфетки и монетки»,

«Где хранятся деньги», пазлы «Денежные купюры», «Кому, что нужно для

работы». Настольные игры: «Европолия», «Монополия»; атрибуты к сюжетно-

ролевой игре «Банк». А также весь игровой материал это бумажные купюры,

пластиковые монеты, пластиковые карточки, кассовая лента, чеки, кассовый

аппарат, кошельки и т.д.

Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным

содержанием и помогает ребенку самостоятельно по своему желанию.

При подборе информационно - наглядного, игрового и методического

материала я опиралась на методическую литературу Людмилы Стахович «Азы

финансовой культуры дошкольников» и «Методические рекомендации».

Познавательную и игровую информацию разделила на темы: «Труд»,

«Деньги», «Семейный бюджет», «Потребности», «Планирование» и составила

картотеки с описанием игр.

Ознакомление

воспитанников

с

пособием

разделила

на

две

части:

теоретическую и практическую.

В теоретической части дети познакомились с дидактическим пособием,

затем постепенно начали изучать и

рассматривать кармашки, которые

наполнены познавательной информацией. Совместно читали экономические

сказки,

рассматривали

иллюстрации

к

ним,

играли

в

настольные

и

дидактические игры, обсуждали проблемные ситуации, изучали лепбуки,

отгадывали загадки, решали ребусы, читали и заучивали пословицы.

В практической части дети начали

играть с макетом банкомата,

оплачивая покупки, услуги, учились пользоваться банкоматом и пластиковой

картой, играли в сюжетно – ролевые игры, что добавило еще больше интереса у

воспитанников.

Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не

перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает

в интерес к обучению.

Преимущества

данного

пособия

состоит

в

том,

что

возможно,

использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего

дошкольного возраста.

• Мобильно в использовании, легко перемещается из группы в группу

. • Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное,

речевое,

социально-коммуникативное

и

художественно

эстетическое

развитие.

Выступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Халикова А.И. воспитатель МАДОУ

детский сад № 5 с. Субханкулово.

Предлагаю вашему

вниманию

дидактическое

пособие

«Умный

банкомат»,

которое

направлено

на

экономическое

воспитание

детей,

формирование финансовой грамотности и расширение их представлений о

бюджете, деньгах, товарах и услугах через проведение разнообразных игр.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -

сравнительно новое

направление в дошкольной педагогике. Знакомство

дошкольников

с

основами

финансовой

грамотности

проходит

через

взаимосвязь

со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного

образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с

большей эффективностью подготовить их к

обучению в школе. Задача

воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в

максимально доступной и увлекательной для дошкольника форме.

Таким образом, у меня возникла идея сделать дидактическое пособие –

«Умный Банкомат». Пособие разработано в рамках реализации для детей

старшего дошкольного возраста (5-7 лет), предназначено для проведения

обучения финансовой грамотности дошкольников

Цель:

оказание помощи воспитателю в формировании основ финансовой

грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи представлены на экране

Образовательные:

- дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное

отношение детей к деньгам;

-

обогатить

словарный

запас

дошкольников

основными

финансово-

экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- способствовать формированию разумных экономических потребностей,

умению

соизмерять

потребности

с

реальными

возможностями

их

удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- положить начало формированию финансово-экономического мышления;

-

содействовать формированию позитивной социализации и личностному

развитию дошкольника.

Развивающие:

- развивать интерес к изучению мира экономики и финансов;

- развивать и активизировать коммуникативную деятельность детей;

Воспитательные:

- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению

к

посильному

труду,

коллективизму

в

быту,

предусматривающему

взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

- воспитание нравственно-экономических качеств личности трудолюбия,

деловитости,

предприимчивости,

добросовестности,

ответственности

и

самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;

- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и

общественной),

семейному

и

общественному

достоянию,

материальным

ресурсам;

- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в

случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются простые экономические знания, обогатится словарный

запас основными финансово-экономическими понятиями, появится интерес к

бережливости, накоплению,

активизируется

познавательная деятельность

детей, сформируются коммуникативные качества;

Воспитанники смогут поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки,

услуги; научатся пользоваться банкоматом, пластиковой картой, познакомятся

с денежными купюрами; улучшится взаимоотношение в детском коллективе

Описание пособия

Дидактическое пособие «Умный банкомат» представляет собой короб из

фанеры размером 110*62 см. обклеенный самоклейкой зеленого цвета на

колёсах, с двумя открывающими дверцами, внутри которого имеется полка с

подсветкой. На банкомате со всех сторон, а также на дверцах внутренней

стороны расположены цветные прозрачные конверты с кнопками, в которых

находятся игровые и наглядные пособия для детей. Для пластиковых карт,

выдачи денег и чека изготовлены картонные коробки размером 10*5 см. с

прорезанными отверстиями, обклеенные самоклейкой. Главное меню и

клавиатура напечатаны на самоклеющейся бумаге.

Дидактическое пособие «Умный банкомат» включает в себя 3 раздела:

Методический, наглядно-информационный и игровой.

В методический раздел входит вся литература по формированию азов

финансовой культуры, консультации для родителей, конспекты, картотеки

дидактических игр, ребусов, загадок, пословиц и поговорок, папка

-

передвижка.

Наглядно - информационный раздел включает в себя книги, сказки,

рассказы экономического содержания, иллюстрации к сказкам и рассказам,

игровые ситуации в картинках, сюжетные картинки, лепбуки, раскраски,

папка – передвижка для рассматривания и бесед.

В игровой раздел входят дидактические игры: «Желания и потребности»,

«Доходы – расходы», «Что можно купить, что нельзя», «Конфетки и монетки»,

«Где хранятся деньги», пазлы «Денежные купюры», «Кому, что нужно для

работы». Настольные игры: «Европолия», «Монополия»; атрибуты к сюжетно-

ролевой игре «Банк». А также весь игровой материал это бумажные купюры,

пластиковые монеты, пластиковые карточки, кассовая лента, чеки, кассовый

аппарат, кошельки и т.д.

Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным

содержанием и помогает ребенку самостоятельно по своему желанию.

При подборе информационно - наглядного, игрового и методического

материала я опиралась на методическую литературу Людмилы Стахович «Азы

финансовой культуры дошкольников» и «Методические рекомендации».

Познавательную и игровую информацию разделила на темы: «Труд»,

«Деньги», «Семейный бюджет», «Потребности», «Планирование» и составила

картотеки с описанием игр.

Ознакомление

воспитанников

с

пособием

разделила

на

две

части:

теоретическую и практическую.

В теоретической части дети познакомились с дидактическим пособием,

затем постепенно начали изучать и

рассматривать кармашки, которые

наполнены познавательной информацией. Совместно читали экономические

сказки,

рассматривали

иллюстрации

к

ним,

играли

в

настольные

и

дидактические игры, обсуждали проблемные ситуации, изучали лепбуки,

отгадывали загадки, решали ребусы, читали и заучивали пословицы.

В практической части дети начали

играть с макетом банкомата,

оплачивая покупки, услуги, учились пользоваться банкоматом и пластиковой

картой, играли в сюжетно – ролевые игры, что добавило еще больше интереса у

воспитанников.

Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не

перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает

в интерес к обучению.

Преимущества

данного

пособия

состоит

в

том,

что

возможно,

использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего

дошкольного возраста.

• Мобильно в использовании, легко перемещается из группы в группу

. • Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное,

речевое,

социально-коммуникативное

и

художественно

эстетическое

развитие.

При использовании в работе дидактического пособия «Умный банкомат»

у воспитанников сформировались простые экономические знания, бережное и

экономное отношение к деньгам; обогатился словарный запас дошкольников

основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их

возрасту;

активизировалась

познавательная

деятельность

детей,

совершенствовались коммуникативные качества. У детей появился интерес к

людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к

игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению

игровых

задач,

улучшились

взаимоотношения

в

детском

коллективе.

Научились пользоваться банкоматом, пластиковой карточкой, познакомились с

денежными купюрами.

Данные, полученные в ходе мониторинга по финансовой грамотности

воспитанников, показали, что появилась положительная динамика. На первой

стадии применения дидактического пособия у детей наблюдались неглубокие

знания и представления о финансовой грамотности; воспитанники имели

низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных

видах деятельности, так как полученные знания им были не интересны. А

сейчас результаты мониторинга подтвердили актуальность моей работы с

дидактическим пособием, что позволило начать процесс формирования

финансовой грамотности у старших дошкольников

.

В перспективе планирую дополнять новыми разнообразными играми

Спасибо за внимание!



В раздел образования