Напоминание

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой».


Автор: Зайцева Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ № 3
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой».
Тема: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой».
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и

навыки работы с книгой».

«Читательская самостоятельность - это способность читателя

свободно пользоваться книгой как источником знаний и

информации» Г. Наумчук

Качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным

потенциалом на базе грамотности индивидуума. Необходимое условие грамотности - высокая

доля читающего населения. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности,

духовный мир, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного

поколения к другому поколению. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким

человеком он станет.

В России, к сожалению, в настоящее время наблюдается снижение уровня читательского

интереса, особенно это заметно у детей школьного возраста. Зачастую чтение книг заменяется

просмотром телепередач, увлечение компьютерными играми. Это грозит незащищённостью от

агрессивной среды и одиночеством. Проведённые недавно социологические исследования

говорят о том, что число читающих уменьшилось с 49% до 26%.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании, развитии человека особенно у

учащихся с нарушением умственного развития. Это окошко, через которое ребёнок видит и

познаёт мир, и самого себя. и даже способ общения. Во-первых, чтение – средство повышения

уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет и на развитие речи учащихся: они

обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие

значений слова, чтение способствует развитию навыка монологической речи обогащению ее

элементами литературного языка. Кроме того, чтение оказывает и воспитательное воздействие:

при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные

нравственные качества, психика обогащается сильными и глубокими переживаниями.

Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности младших школьников

весьма актуален и он стоит на первом месте в условиях нашей школы интернат для детей с ОВЗ.

Набор нового второго класса на начало учебного года, показал, что из числа учащихся четверо не

умели читать даже по слогам, имели очень слабое знание букв, путали или вовсе не знали их.

Осмысление текста, его пересказ являлся для них и некоторых других ребят очень

затруднительным. Данная проблема приобретает особую актуальность, значимость и выходит на

первый план. В связи с этим, я задумалась над необходимостью формирования читательской

самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на

внеклассных занятиях.

Исходя из выше сказанного, я обозначила цели и задачи своей педагогической деятельности.

Цель моей работы: формирование основ читательской самостоятельности младших

школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования

ребенка-читателя.

-провести отбор содержания для организации коллективного чтения.

-использовать методы формирования читательской самостоятельности на внеклассных занятиях,

обеспечивающие, переход от коллективного чтения к самостоятельному чтению.

-применить игровые занятия, стимулирующие читательскую активность.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге (воспитание любви

и развитие интереса). А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается

систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого -

ребёнку. Одна из причин спада интереса к чтению - школьник, читающий по слогам, который

не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо

чтение вслух.

Поддерживая интерес к чтению, в это время важно беседовать о прочитанном,

поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной

ситуацией. Вначале учебного года провела опрос среди обучающихся и их родителей:

- Есть ли у тебя дома книги?

- Кто тебе читает?

- О чём любишь слушать?

- Можешь ли ты назвать любимую книгу?

- Кто её автор?

Радует то, что большая часть детей ответила - что дома у них есть красочная художественная

литература. Всем детям в основном нравятся сказки, небольшие рассказы о животных. Но, к

сожалению, многие родители не располагают свободным временем для семейного чтения по

причине занятости или усталости. В итоге эти книги в семье просто есть, но не используются по

прямому назначению. С родителями были проведены индивидуальные беседы о том, как лучше

организовать чтение литературы дома. Родителям были представлены памятки по работе с

книгой дома, о пользе совместного чтения вместе с детьми.

Виды работы по самообразованию:

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Обмен опытом с коллегами, методические объединения

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег

Организация внеклассной деятельности – воспитательские часы

Изучение информационно-компьютерных технологий

Этап работы по самообразованию рассчитан на три года

п/п

Этапы обучения

Цели и задачи

Класс

Виды занятий

1

Подготовительный этап

обучения читательской

самостоятельности.

Начальный этап обуче –

ния читательской

самостоятельности.

Пробудить у детей интерес к

книгам, к чтению; воспитание

любви к книге, бережного от-

ношения к ней; формировать

читательские и речевые

умения.

2 класс

Обучение грамоте и

занятия внеклассным

чтением.

2

Основной этап обучения

читательской самостоя –

тельности.

Формировать правильное,

осознанное, плавное чтение;

совершенствовать восприятие,

понимание, воспроизведение

текста; расширение читатель-

ского кругозора детей.

3 класс

Воспитательские часы,

внеклассное чтение.

4

Заключительный этап

обучения читательской

самостоятельности.

Обеспечить полноценное вос-

приятие произведения; выяв-

лять точку зрения писателя,

формировать позицию чита-

теля; отработка умения рабо-

тать с текстом; формировать

навык самостоятельного чте-

ния, чтения молча, выразитель

ное чтение; расширять

читательский кругозор детей.

4 класс

Воспитательские часы,

внеклассное чтение.

Предполагаемые результаты:

1. Разработка приемов и методов, способствующих формированию читательской активности;

2. Формирование качества читательской самостоятельности обучающихся;

3. Повышение читательской активности;

4. Мотивация учебной деятельности;

5. Развитие кругозора.

Первым этапом приобщения детей к чтению было запоминание учениками букв, быстрое

нахождение какой либо, буквы среди других. Соотносить ее со звуками других букв в ряде слова.

Здесь развивается навык плавного чтения по слогам. В результате систематической и

целенаправленной работы учителя и воспитателя происходит формирование навыка чтения. Дети

научились читать буквы по слогам, целыми простыми предложениями, дать неполное описание

содержания текста.

По формированию навыков чтения на внеклассных занятиях и самоподготовке вначале

проводятся специальные, речевые (фонетические) «зарядки», упражнение над артикуляцией -

повторение звуков, букв, произношение слогов, чистоговорки (например)

Жа –жа – жа – есть иголки у ежа.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Чи – чи – чи – у дома кирпичи.

скороговорки:

Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов.

Используются приёмы чтения - целыми словами. Мною применялись следующие упражнения:

-«Найди похожую букву и раскрась» - на картинке изображение, рядом слово, обозначающее её и

разбросанные прозрачные буквы - задача, найти буквы подходящие к слову и раскрасить, детям

очень нравилось это задание, радовались, если у них всё сразу получалось, ждали поддержки в

глазах педагога.

-«Найди слово среди предметов» (даны несколько изображений предметов, по первым буквам

этих изображений составить ключевое слово). Это упражнение ребятам всего класса тоже очень

нравится. При данном выполнении задания использую работу в парах-слабые вместе с

сильными. Проходит так называемых соревновательный процесс.

-Упражнение перескажи услышанное-педагогом вслух читается не большой текст, а дети

должны кратко рассказать о чём этот текст.

-Литературные игры-отгадывание загадок (узнавание знакомых книг и героев).

-Игра – состязание (помогающее выяснить кто внимательнее читал текст).

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного

слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения,

маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит

формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

• умение правильно прочитывать слова;

• понимать смысл текста;

• выразительно читать;

• выдерживать оптимальный темп чтения.

И наконец мы перешли к чтению не больших текстов. Для снятия напряжения глаз провожу

физминутки - с закрытыми глазами, производим вращательные движения «глазных яблок»-

движение

влево-вправо,

вверх-вниз,

круговое

по

часовой-против

часовой,

восьмёрка

вертикальная и горизонтальная в одном направлении с права-налево и в другом направлении

слева-направо.

Чтение текста провожу следующим образом:

-чтение самим педагогом-медленно, четко, выразительно;

-чтение вместе с педагогом,

-«Эхо» (чтение за педагогом),

-жужжащее чтение,

-хоровое чтение,

-чтение «цепочкой» (по предложению),

-индивидуальное чтение (в основном спрашиваю слабых),

После чтения переходим к толкованию (пересказу) прочитанного (ответы на вопросы): кто

является действующим лицом (или лицами), где происходит действие, когда – время дня,

время года. На данном моменте возникают трудности - дети затрудняются повествовать о чём

идёт речь в тексте. Некоторые слова непонятны, вместе мы начинаем разбирать, например- небо

с голубой каёмкой, на дорогах проталины…

В конце учебного года, мы сделали «замеры» темпа чтения. В течение минуты ребята по

очереди читали текст, сами отмечали, до какого слова дочитали, и вместе пересчитывали

прочитанные слова и записали результаты. В дальнейшем предполагаю продолжить подобную

тактику скоростного чтения по месяцам. С обучающимися класса завели читательские дневники,

в которые записываем названия прочитанных книг, автора, дети оформляют рисунки к

прочитанному произведению.

Формированию интереса к книге, навыков чтения способствует и внешкольная работа:

-библиотечные уроки (кроме того дети стали сами брать себе книги для чтения в группе, -Я

прочитал, можно я поменяю?);

-городские конкурсы чтецов;

-постановка произведений на ежегодном конкурсе «Театральная весна»;

-участие в предметных неделях русского языка и литературы;

-участие в творческих конкурсах рисунков.

-оформление читательского уголка в группе по знаменательным датам и событиям.

Проводя анализ работы заметила, что читательский интерес у ребят моего класса вырос,

помимо этого улучшились навыки чтения и техника чтения, дети стали более внимательно и

вдумчиво читать литературные произведения. Но пока не все учащиеся способны полностью

воспринимать и пересказывать произведение.

Таким образом, система работы по формированию читательских интересов у детей с

нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы должна определять содержание

чтения, формы работы, а также преемственность в работе над данной темой между школьной и

городской библиотеками, воспитателем и учителем класса (группы), родителями школьников.

Список используемой литературы необходимой для работы над темой самообразования:

Беленькая Л. И. ребёнок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969.

Козырёва А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения. Начальная школа. – 2000. №11.

Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. Начальная школа. – 1981, №5.

Кудрина Г. Н. Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.:

Просвещение, 1988.

Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в

начальных классах. М.: Просвещение, 1967.

Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. - Начальная школа. – 1997, №5.

Чечерина Н. Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей младшего школьного возраста:

рекомендации родителям. – Я – мама, 2006, №2.

Никитина Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой работы.

- Начальная школа. – 2001, №5.

Памятка для родителей – как сделать так, чтобы ребёнок быстро научился читать

1.Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь).

2.Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению,

абзацу, странице).

3.Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

4.Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

5.Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

6.Посещайте с ребёнком чаще книжный магазин или библиотеку.

7.Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

8.Приучите ребёнка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

9.Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для человека

книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей, о книгах любимых

писателей рассказывайте с восхищением.

10.Можно купить школьную аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и

показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу, обсудить с

детьми различия.

11.Не заставляйте читать насильно и слишком трудные книги.

12.Не выбирайте книги для ребёнка, пока он вас об этом не попросит.

13.Не критикуйте ребёнка, если он читает слова не правильно.

14.Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, с сёстрами, с другими людьми.

15.Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.



В раздел образования