Автор: Гайдар Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ Октябрьского района г. Ставрополя
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Развитие чувственного познания и художественного мышления у обучающихся объединения Фантазия
Раздел: дополнительное образование
Развитие чувственного познания и художественного мышления у
обучающихся творческого объединения «Фантазия».
1.
Чувственное восприятие окружающей
природы как метод развития творческого мышления.
«Когда рисуешь дерево,
нужно чувствовать
как оно растет».
Китайская пословица.
Молодость - это еще не зрелость, она таит в себе огромный потенциал,
поэтому не будет преувеличением сказать, что будущее мира всецело
возлагается на молодежь, полную самомнения и стремления к высоким
целям.
Мы сейчас находимся в преддверии эры культуры и искусства.
Современная культура во многом поверхностна и сугубо повседневна.
Возможно, это пока один из способов выражения мнений и чувств. Среди
произведений довольно редко встречаются такие, которые могли бы
вызвать большое душевное волнение.
Когда начинаешь замечать эти свойства искусства, невольно с опаской
предчувствуешь приближение некоторого кризиса в дальнейшем его
развитии. Чтобы этого не произошло, должны открыться новые пути
реализации творческих способностей молодого художника, должна
появиться новая, деятельная молодежь, которая будет готова посвятить
себя развитию культуры и искусства для человечества.
В процессе обучения преподаватель пытается уйти от авторской школы,
ведь кризис традиционного обучения во всем мире все очевиднее. Но чем
заменить ее? Как создать систему свободного воспитания личности вот
вопрос.
Первостепенной
задачей
художественного
воспитания
является
раскрытие и развитие творческих способностей, заложенных в каждом
ребенке от рождения, независимо от того, в каком направлении будут
развиваться эти способности, когда ребенок станет взрослым.
Для выполнения этой задачи необходимо добиться главного в
образовании:
-развитие способности чувствовать;
-развитие способности творчески созидать;
-знание природы;
-развитие художественного вкуса.
Художник является связующим звеном между природой и зрителем, и от
того, насколько он неравнодушен к изображаемому мотиву, зависит
эмоциональный заряд его работы. Психолог В. С. Кузин, по этому поводу
писал: «Важно, чтобы художник, сам испытав волнующее переживание
эстетического, донес это чувство и до зрителя, только в этом случае
возможно действие художественного произведения на душу и мысли…»
Огюст Роден часто повторял своим ученикам: «Пусть все ваши краски,
все ваши форм выражают особое чувство».
Для того, чтобы создать интересную работу, недостаточно иметь только
теоретические профессиональные знания, важно эмоционально ощущать
увиденное. Д. Рейнольдс утверждал: «Основная цель всех искусств-это
производить впечатление на ум и чувство».
2.
Условия обучения и художественного воспитания детей.
Очень важно развивать у детей живое мышление и строить его на
диалоге с природой, когда душевные переживания становятся стимулом к
осознанию, когда ребята от образно- художественного постепенно
переходят к интеллектуальному, когда развивается понимание природы,
живой взгляд на нее.
Необходимо преподавателю, черпая необходимые знания из природы, из
наблюдений за жизнью, из бесед с коллегами, из лучших книг
представить эти знания в образной, художественной форме.
Обучающимся надо давать задания разной степени трудности, учитывая
разный уровень подготовки, разное миропонимание и мировоззрение,
строя обучение на развитии ощущений восприятия, памяти, мышления и
воображения;
Учитывать особенности восприятия детей-"детское" видение в сочетании
с творческой силой фантазии.
Проведение занятий на пленэре, чтобы пробудить наблюдательность при
непосредственном восприятии живой натуры, так как дети удивительно
пристальные наблюдатели, - гораздо более точные, чем взрослые,- они не
стремятся создать четко очерченные представления. Облако, например,
интересно для них своей формой, толщиной, консистенцией, а не тем, что
оно напоминает медведя, верблюда или слона. Трещины на стене, кляксы
на бумаге принимают для детей различные образы.
Разрабатывать
задания
и
систему
упражнений
для
развития
воображения,
способности
творчеству,
развития
способностей
чувствовать и понимать природу, умения творчески созидать.
В обучении и воспитании надо учитывать драгоценные качества детей,
влияющие на формирование личности- непосредственность восприятия,
способность
удивляться,
открытыми
глазами
смотреть
на
мир,
нестандартность видения, неуемная фантазия.
3.
Психологическое воздействие цвета.
Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с
социально-культурным
и
эстетическим
уровнем
развития.
Всякий
отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься
человеком
различно
в
зависимости
от
культурно
исторического
контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его
формы и фактуры, от настроения и культурного уровня человека.
Все
спектральные
цвета
тем
или
иным
образом
влияют
на
функциональные системы человека.
Красный
- возбуждающий, согревающий, активный, энергичный,
проникающий; активизирует все функции организма, используется для
лечения ветряной оспы, скарлатин сори, на короткое время увеличивает
мускульное напряжение, повышает кровяное давление ускоряет ритм
дыхания; жизненная, живая краска, беспокойная, кипит, пылает в себе.
Розовый-более телесный, исполненный чистоты; чистая радость юности,
молодость высокий звук скрипки.
Коричневый -тупой, жестокий, малоспособный к движению, барабан.
Оранжевый -тонизирующий, действует в том же направлении, что и
красный, но сила ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение;
движение
лучеиспусканию,
растекания
окружности,
но
сохраняет
элемент серьезности, убежден в своей силе; однотонный средний
колокол, сильный альт.
Желтая -типично земная краска, стремится к человеку, самая светлая в
спектре;
иронизирующая,
физически
оптимальная,
наименее
утомляющая, стимулирует зрение нервную деятельность; светится и
имеет легкомысленный характер, высокая, звонкая, острая; канарейка
резкая труба, высокий звук фанфар.
Зеленый-
самый
привычный
для
органа
зрения,
физиологически
оптимальная уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры,
облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает
двигательно-мускульную
работоспособность;
идеальное
равновесие,
главный мент лета, самая спокойная краска, ограниченная, никуда не
движется, не имеет привычки ости, печали, страсти, она ничего не хочет,
никуда не зовет, пассивная, скучает, бездвижная.
Желто-зеленая-оживляется, делается моложе, веселее, через введение
желтого, рождает активность.
Светло-зеленая-равнодушная.
Темно-зеленая-повышает ощущение покоя.
Голубой-успокаивающий, снижает мускульное напряжение и кровяное
давление, нормализуется пульс, замедляет ритм дыхания.
Синяя - успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует
торможению физиологических функций; типично небесная краска,
охлаждает,
имеет
дар
углубленности,
задумчивости,
зовет
к
бесконечному, будет голод к чистоте, сверчувственному, орган.
Темно-синяя-покой, имеет призвук грусти, виолончель.
Светло- синяя-приобретает равнодушный характер, безразличности, как
высокое, голубое небо, флейта.
Фиолетовый
- соединяет эффект красного и синего, производит
угнетающее
воздействие,
на
нервную
систему,
имеет
склонность
удаления, отталкивания от человека: звучит болезненно, как нечто
погашенное
и
печальное
(у
китайцев
означает
траур):
Свирель,
английский рожок, фагот.
Белый - не краска, великое молчание, беззвучие, но не мертвое, а
предшествующее чалу рождения, молчание. Которое должно и может
быть понято; высоко стоящий мир откуда не долетает ни один звук,
музыкальная пауза.
Черный- великая, глубокая печаль, мертвое ничто, вечное молчание без
будущего, зато погасшее, бездвижное, лежащее за пределами всякого
законченная пауза, самая беззвучная.
Серая- равновесие белого и черного, безутешная неподвижность, чем
темнее, тем внушительнее; в светло-сером есть воздух, доля надежды.
По мнению многих зарубежных ученых у людей обнаруживается
врожденное чувство предпочтения того или иного цвета: дети в возрасте
до года предпочитают красный, оранжевый и желтый зеленому, голубому
и
фиолетовому.
Среди
подростков
и
взрослых
цвета
по
своей
популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый,
красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.
Но
такое
ранжирование
лишь
значительное
влияние
оказывают
художественное образование, биополе.
4.
Цветовые ощущения.
Интересное явление для педагога представляет цветовая синестезия-
что
буквально означает «соощущение». Это такое явление, когда органы чувств
возбуждаются адекватными раздражителями. Например, при звуках музыки
возникают цветовые ощущения.
Так чувствуют люди тонкой психической организации. Вот как ощущали мир
японские поэты:
И Льют майские дожди.
И ветер в листьях сливы
Свежо зазеленел. (Саймаро)
Иоганн Вольфганг Гете чувствовал «фактуру» цвета и его «вкус»: «Я ничего
не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его
собственное своеобразие только еще больше обнаружилось бы. На вкус цвет
тоже различим. Синий будет иметь очной, желто-красный кислый вкус».
Краску звуков ощущали французский поэт Артур Рембо и нем. романтик А.
В. Гегель. Чрезвычайно богата цвето-звуковыми образами поэзии А. Блока,
А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова.
Многие
музыканты
и
композиторы
обладают
световым
слухом».
Замечательный русский композитор А.Н. Скрябин в своей музыкальной
поэме «Прометей» написал «партию света» (т. е. световое сопровождение).
Н. А. Римский-Корсаков говорил, что «диезные строи в нем вызывают
представление цветов, а бемольные рисуют настроения или же большую или
меньшую
день
тепла».
Среди
живописцев,
остро
чувствовавших
цветомузыкальные
соответствия,
можно
давать
М.
Чурлениса,
В.
Кандинского: «Светло тепло-красное напоминает звук фар, причем …
киновар звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с
сильными барабанными ударами».
5.
Система упражнений для развития чувственного восприятия и
творческого мышления.
Перед каждым новым заданием проводится:
- наблюдение и изучение натуры;
- целенаправленные прогулки;
- целенаправленные экскурсии;
-устные упражнения;
- изучение народного творчества;
- целенаправленные игры, так как именно игры приучают детей
рассматривать
знакомые
вещи
по-
новому,
концентрироваться,
фантазировать, что является основной предпосылкой творчества.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Тема: «Язык красок».
Цели: познакомить обучающихся с психологическим воздействием цвета на
человека; привлечь обучающихся к иллюстрированию стихов С. Маршака
разноцветные странички».
Задача: познание психологического воздействия цвета на человека.
УПРАЖНЕНИЕ №2. Тема: «Вкусовые ощущения».
Цель: познакомить обучающихся с ассоциативными ощущениями, развить
умение ассоциативно мыслить и представлять все это в цвете.
Задача: написать цветом-сладкое, кислое, соленое, горькое.
УПРАЖНЕНИЕ №3. Тема: «Ассоциативные ощущения».
Цели: формировать абстрактное мышление; формировать умение мыслить
художественным обзором. B развивать эмоциональный тип памяти.
Задачи: дать понятие об ассоциациях и ощущениях, как о начальном
источниках наших знаний о реальной действительности;
выразить цветом и формой эмоциональные переживания: крик, ожидание
мнение, душа, совесть, улыбка, утешение, радость и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ
№4.
Тема:
«Звуки
природы»
продолжение
темы
«Ассоциативные ощущения».
Цели: развивать наглядно- образную память; развивать умение мыслить
художественным образом формировать абстрактное мышление.
Задачи: выразить цветом и формой внутреннее состояние явлений природы:
-
-ручейный разговор;
-в шум ночного ручейка;
- запах хвойного леса;
-ветер, пропахший мятой;
-тишайшая тишина.
УПРАЖНЕНИЕ №5. Тема: «В какие цвета был окрашен мой вчерашний
день».
Цели: развивать эмоциональные ассоциации, умение видеть мир вокруг и
внутри себя.
Задачи: выразить цветом и формой свои эмоциональные переживания, свое
настроение.
УПРАЖНЕНИЕ №6. Тема: «Цвет и образ».
Техника исполнения: пятнография.
Цель: развитие фантазии и творческого воображения.
Задачи: 1. Познакомить обучающихся с новой техникой.
2. Отказаться от привычного способа применения красок.
3. Додумать, дорисовать композицию.
УПРАЖНЕНИЕ №7. Тема: «Цвет и образ».
Техника исполнения: маслография.
Цель: формировать зрительный образ.
Задачи: 1. Познакомить обучающихся с новой техникой. 2. Отказаться от
привычного
способа
применения
красок."
3.
Додумать,
дорисовать
композицию.
УПРАЖНЕНИЕ №8.
Тема: «Натюрморт» Техника исполнения: аппликация.
Цель: развитие творческого видения.
Задачи: 1. Познакомить обучающихся с новой техникой исполнения.
2. Усвоить приемы аппликации (вырезание, наложение, закрепление).
3. Научить свободному и раскованному обращению с предметной формой й
пространством.
УРАЖНЕНИЕ №9.
Тема: «Кот». «Гусь».
Цели: решение целостности изобразительного и выразительного образа;
научить
мыслить
художественными
символами;
развивать
словесно-
отвлеченный тип памяти.
Задачи: 1. Написать слово этими изображениями.
2. Передать выразительность образа.
УРАЖНЕНИЕ №10.
Тема: «Портрет».
Цели:
формировать
способность
мыслить
символами;
развивать
воображение. Задачи: 1. Передать характер портретируемого через образ
животного или птицы; 2. Добиться цельности образа и портрета, подчеркнуть
характерные черты.
УПРАЖНЕНИЕ № 11.
Тема: «Сказочная птица».
Цели: развитие воображения и фантазии, формирование художественного
образа.
Задачи: 1. Придумать свой образ. 2. Передать характер и особенности
сказочного образа цветом и формой.
3. Сочинить стихи.
УПРАЖНЕНИЕ № 12.
Тема: «Цвет и состояние».
Цели: развивать умение работать по воображению и представлению,
формировать художественный образ.
Задачи: создать композицию «МОЙ город». Передать состояние города
(дождливый, солнечный, ночной, утренний, на закате и создать цветовую
среду).
УПРАЖНЕНИЕ № 13.
Тема: «Иллюстрирование стихов русских писателей о природе».
Техника исполнения: по выбору обучающихся. ели: решение целостности
изобразительного и выразительного образа через цвет.
Задачи: выразить цветом внутреннее состояние явлений природы, добиться
выразительности образа «Природа -главное действующее лицо».
УПРАЖНЕНИЕ № 14.
Тема: «Иллюстрирование собственных стихов».
Техника исполнения: по выбору обучающихся.
Цели: развитие творческого воображения и фантазии.
Задачи: найти гармоническое сочетание цвета и образа.
УПРАЖНЕНИЕ № 15.
Тема: «Пословицы и поговорки».
Техника: аппликация, гуашь. Цели: развитие образного мышления, умения
анализировать, сравнивать, обобщать.
Задачи: передать цветом смысловую трактовку пословицы.
2 Подчеркнуть характер образа. 3. Выделить главное в композиции.
УПРАЖНЕНИЕ №16.
Тема: «Деревья» (в разной технике исполнения).
Техника исполнения: палец, кисть, набрызг с природного материала;
пятнография, маслография, воскография.
Цели: формирование способности свободного владения техникой.
Задачи: развивать умение работать в любой технике, пользоваться
природными материалами.
УПРАЖНЕНИЕ №17.
Тема: «Поэтический образ дерева».
Техника исполнения: маслография.
Цели:
развивать
умение
выбирать
цвет,
способность
выбирать
композиционный момент, масштаб пятен.
Задачи: представить поэтический образ по воображению. Сочинить стихи.
Развивать умение выбирать образ.
УПРАЖНЕНИE № 18.
Тема: «Образ- силуэт» («Дерево образ человека»).
Техника исполнения: тушь, перо.
Цели: развивать зрительные образы, воображение.
Задачи: передача образа в графическом силуэте, умение представить разные
варианты фантастического решения предметного мира в образе дерева-
человека, найти выразительный фантастический силуэт.
УПPАЖНЕНИЕ № 19.
Тема: «Силуэт и дерево» («Дерево-человек»).
Техника: цветная бумага, тушь, перо. ли: найти выразительный образ и
соответствующее ему пластическое решение.
Задачи: научить видеть зависимость цвета от психологического образа,
познакомить
с
физиологическим
воздействием
цветного
фона
на
изображение. УПРАЖНЕНИЕ №20.
Тема: «Образ дерева в разной технике исполнения».
Цели: соединить цвет, технику, в единый гармонический образ.
Задачи: найти разные варианты решения темы, передать зависимость техники
от психологического образа, найти силуэт, соответствующий характеру
придуманного дерева.
УПРАЖНЕНИЕ № 21.
Тема: «Иллюстрация к своей сказке «Яблонька» или своим стихам».
Цели: развитие образного мышления и воображения.
Задачи: сочинить сказку или стихи, провести сбор материала по теме,
придумать образ составляющие его элементы, подобрать соответствующее
цветовое решение.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1999.
2. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство, М., 2005.
3. Гусакова М. Аппликация. М., 1997.
4. Емельянович И., Бесчастнов Н. Печатный рисунок на ткани. М., 1990.
5. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972.
6.Козлов В. Основы худ. оформления текстильных изделий. М., 1981. в
детском рисунке. М., 1985.
7.Компанцева Л. Поэтический образ природы. Маршак С. РАДУГА-ДУГА.
М., 1988.
8.Миронова Л. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. Минск. 1984.
9.Сокольникова Н. Изобразительное искусство для учащихся 5-8 классов.М.
2012.
10.Хворостов А. Декоративно прикладное искусство в школе. М., 1987.
11.Шорохов Е., Козлов Н. Композиция. М., 1973.
12.Эрловский Г. Учитесь смотреть и видеть. М., 1968.
13.Яблонский
В. А.
Преподавание
предметов
«Рисунок» и
«Основы
композиции».- М., 1989.