Автор: Аргуткина Марина Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Холстовская СШ
Населённый пункт: село Холстовка, Ульяновская область
Наименование материала: доклад
Тема: Укрепление здоровья детей в рамках дополнительного образования
Раздел: среднее образование
Укрепление здоровья детей в рамках дополнительного образования
Дополнительное образование обучающихся является актуальным и необходимым
звеном
системы
непрерывного
образования,
направленным,
прежде
всего,
на
формирование
и
развитие
индивидуальных
способностей,
удовлетворение
потребностей в совершенствовании и самореализации обучающегося, организацию его
свободного
времени.
В детском возрасте особую значимость наряду с другими социальными институтами,
такими как семья, школа, имеет дополнительное образование, так как по своему
содержанию оно охватывает все стороны жизнедеятельности и рассматривается как
поле расширения возможностей личностного развития, является исключительно
добровольным, не связанно с возрастом обучающихся, получением образовательных
дипломов
и
сертификатов,
с
обязательностью
программных
требований,
с
образовательными стандартами, строгим режимом и расписанием занятий и т.д.
К преимуществам дополнительного образования, с опорой на которые возможна
комплексная и эффективная работа по сохранению и укреплению детского здоровья и
формирования культуры здорового образа жизни, можно отнести следующие важные
моменты:
1.
Высокий уровень мотивации обучающихся к занятиям.
2.
Учащиеся
осуществляют
свободный
выбор
деятельности
по
интересам.
Индивидуальный подход в обучении.
3.
Объем количества учебных часов сравнительно незначителен, небольшая учебная
нагрузка.
4.
Отход
от
классно-урочной
системы
позволяет
использовать
различные
инновационные
формы
занятий,
обеспечивающие
максимальный
комфорт
обучающихся.
Создание
физкультурно-игровой
среды
в
образовательном
учреждении
как
дополнительное
образование
необходимого
условия
реализации
содержания
физической культуры и культуры здоровья.
Объектом практически любого инновационного процесса становятся обучающиеся.
В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в
систему традиционного образования.
В настоящее время первое, что можно заметить у обучающихся, - слабое физическое
развитие.
Поэтому,
многие
обучающиеся
нуждаются
в
особых
технологиях
физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических,
физических и интеллектуальных проблем.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в
процессе физического воспитания известных физкультурно-оздоровительных методик и
инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным
особенностям обучающихся.
С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на
расслабление определенных частей тела и всего организма – релаксацию.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно -
оздоровительной
работы
с
использованием
звукопроизношения
на
выдохе.
У
обучающихся активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что
способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Ортопедическая
гимнастика
используется
для
профилактики
плоскостопия
с
использованием упражнений на плоскостопие, укрепляет мышцы и связочный аппарат
стопы, защищая организм в целом.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья обучающихся. Цель
этих технологий - становление осознанного отношения обучающихся к здоровью и
жизни человека, накопление знаний о здоровье и
развитие умения оберегать,
поддерживать и сохранять его. Иными словами, важно достичь такого результата,
чтобы обучающиеся, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий
потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж
знаний, позволяющий им делать это правильно.
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению
иммунитета.
А
присутствие
музыки
на
занятиях
способствует
улучшению
психологического и физиологического состояния организма обучающихся.
Также большую пользу приносит Самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим обучающимся в игровой форме. Он
улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних
органов,
улучшить осанку.
Яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность,
возможность использования в различной обстановке и в любое время.
Также используются и другие здоровьесберегающие технологии которые принося
огромную
пользу
для
здоровья
обучающихся:
ритмопластика,
различные
корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная
здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она
не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать
психолого-
педагогическую компетентность родителей, в том числе в
вопросах укрепления
здоровья обучающихся, включать их в процесс активного взаимодействия с ДО. В
процессе организации единого
здоровьесберегающего
пространства
ДО
и
семьи.
В
школе
используются
разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей со спортивной
жизнью школы, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники
совместно с родителями.
Проводимая
физкультурно-оздоровительная работа
позволяет привлечь родителей к
совместным усилиям по оздоровлению детского
организма
в
течение
всего
пребывания
в
школе.
Применение
в
работе
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повышает
результативность
воспитательно- образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей
ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, а у обучающихся- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Таким
образом,
инновационные
здоровьесберегающие
технологии
можно
рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность
методов и приемов организации обучения обучающихся, без ущерба для их здоровья.