Напоминание

Организация работы с детьми третьего года жизни по воспитанию звуковой культуры речи


Автор: Сунцева Наталья Зюфаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 318"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с детьми третьего года жизни по воспитанию звуковой культуры речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация работы с детьми третьего года жизни по воспитанию

звуковой культуры речи
Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произноше- нию звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правиль- ного произношения звуков. Звуки даю в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточ- няю произношение почти всех звуков русского языка. На занятиях по развитию речи, да и в повседневном общении, я приучаю детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя их слого- вую структуру. При общей смягченности речи обращаю внимание на пра- вильность произнесения твердых согласных. Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно – слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности), учу прежде всего их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т.е. раз- вивать слуховое восприятие. Так, например, использую различные музыкаль- ные инструменты или другие предметы, которыми можно произвести звуки (бумага, ложка, барбан, дудка и т.д.). Можно использовать бубен. Стучу в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бе- жит. Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще не достаточно окреп. Дети не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот, крикливо), не умеют говорить шепотом, когда этого требует обста- новка. Поэтому необходимо учить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо). Для этого использую парные иг- рушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабан, дудочка и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Работа по развитию речевого дыхания заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго, плавно производить выдох через рот. Для выработки продолжительного выдоха полезно предлагать задания на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку [уууу…]. Особое внимание обращаю на слитное произнесение детьми двух глас- ных звуков, например, типа [ау-ау], [уа-уа]. Приучаю произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить от произношения одного звука к другому. Работу над формированием правильного звукопроизношения начинаю с освоения простых звуков (гласных, согласных [м], [п], [б], [т], [д] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеет их правильно произно-
сить. Эта работа важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого ма- териала использую звукоподражание; я связываю звук или звукоподражание с каким-нибудь образом (звук [у] с гудком паровоза, [тук-тук] – стучит моло- точек, [га-га-га] – кричит гусь). Упражняя детей в отчетливом произношении звукоподражаний, легко предусмотреть задания на их различение (дон-дон и динь-дон), на формиро- вание темпа речи, на формирование интонационной выразительности речи (квох-квох-квох — негромко квохчет курица, охраняя цыплят, кудах-куд- кудах — громко квохчет она, чем-то встревоженная). При закреплении звуков в словах я обращаю внимание не только на правильность их произношения, но и на четкость, внятность произношения всего слова в целом. Для этого в качестве речевого материала сначала подби- раю слова, которые дети произносят без особого труда, слова с открытыми слогами или односложные слова, типа: дом, кот, Катя, лиса и т.д. Дальнейшее закрепление звуков осуществляю во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повто- ряют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Использую приемы, при употреблении которых отработка произноше- ния звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности: 1. Исполнение детьми «длинных песенок». Отрабатывая произношение глас- ных и некоторых свистящих (с, з), целесообразно предлагать ребенку дли- тельно (в течение 2—3 с) произносить звук на одном выдохе. Можно исполь- зовать прием — «вытягивание ниточки» (руки впереди на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). 2. Исполнение песенок (гласные и свистящие звуки) с различной силой голо- са. Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басовито, а игрушеч- ного — в более высокой тональности (тоненько). Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляци- онного и голосового аппарата.


В раздел образования