Автор: Людмила Николаевна Афанасьева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Пильнинский детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: Нижегородская область Пильнинский район р.п. Пильна
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Доклад
«Роль подвижных игр в
оздоровительной работе с детьми
дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Афанасьева Л.Н.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в
играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Во
время подвижных игр у детей совершенствуются координация движений,
развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность,
уверенность и настойчивость. Дети приучаются согласовывать свои действия
и даже соблюдать определенные правила.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие ребенка, следует
отметить, что она способствует развитию логического мышления, учит
укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и
партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для
обдуманного поведения, а вне игровой деятельности приводит к развитию
элементарной самоорганизации, самоконтроля.
Проведение игр с элементами спорта требует четкого объяснения правил,
обуславливающих процесс соревнований между отдельными детьми или
командами.
Обязательным
является
овладение
каждым
ребенком
двигательными
навыками
(техникой
движений),
которые
определяют
результат соревнований.
Дети дошкольного возраста очень подвижны. Их движения быстры,
разнообразны, и эту особенность надо использовать. Детей нужно приучать к
ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанью, тренировать у них чувство
равновесия. Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для
детей дошкольного возраста, поэтому они должны быть неотъемлемой
частью общего двигательного режима ребенка.
Важнейший результат игры – радость, удовлетворение, эмоциональный
подъем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных
систем организма ребенка, всесторонне развивают его. У 3 – 4 – Летних
детей мышление конкретно, внимание устойчиво, поэтому содержание их
игр должно быть вполне доступным. В играх детей этого возраста отсутствует
соревнование. Их увлекает процесс движения, а не его результат.
Правильнее всего сопровождать игры текстом, который раскрывает
содержание игры, являясь сигналом к выполнению тех или иных заданий.
Это может быть короткая песенка или стихотворение.
С детьми в возрасте 5 – 6 лет проводят игры с включением не только
таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и тех, что
знакомы по книгам и картинкам. В игры можно вносить элементы
соревнования.
Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них
включают бег на скорость, метание предмета, прыжки через препятствия.
Постепенно правила игры несколько усложняются, повышается
требовательность к точности их выполнения. Используется текст, который
определяет ритм движений, способствует развитию речи у ребенка. В играх
для детей 6 – 7 лет значительно чаще применяются бег, прыжки, лазанье,
метание. К ребенку предъявляются существенные требования в отношении
качества движений, правильности и четкости их выполнения, что требует
выдержки и внимания. Дети в этом возрасте увлечены не только процессом
игры, но и результатом ее, поэтому для них можно организовать и игры –
соревнования.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и
образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры.
Доказано, что они улучшают физическое развитие у детей, благотворно
воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метание, упражнения на
равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества
ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются
разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Нагрузка может дозироваться следующими приемами:
уменьшением или увеличением числа играющих,
продолжительностью игры по времени,
размерами
игровой
площадки,
количеством
повторений,
тяжестью
используемых предметов, наличием перерывов для отдыха.
По окончании игры необходимо поощрить каждого игрока, отметив его
ловкость, силу, инициативу.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование
необходимых навыков движений, создание условий для радостных
эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских
взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения
действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение
словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может
осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Очень важно, когда лучше организовывать подвижную игру на прогулке. В
весеннее – летний период подвижные игры лучше проводить в самом
начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей
самостоятельной деятельности детей,
Поздней осенью и зимой игры целесообразно проводить в конце
прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
На
занятиях
по
физической
культуре
планируются
игры
большой
подвижности. Они входят в основную часть, проводятся со всей группой и
имеют обучающий характер, потому что дети совершенствуют, а иногда,
особенно
в
младших
группах,
разучивают
новые
движения.
В
заключительной части используются игры малой подвижности, чтобы
уменьшить физическую нагрузку и привести организм детей в относительно
спокойное состояние.
В практической работе мы используем игры, которые указаны в
программах с которыми мы работаем, но есть много интересных и любимых
детьми игр которые мы тоже используем в своей работе.
При организации подвижных игр мы проводим подготовительный этап; в
котором обучаем детей отдельным элементам игры ( бросание и ловля мяча,
прыжки, подскоки и т.д.), разучиваем разнообразные песенки
«Зайцы скачут скок, скок, скок
Да на беленький снежок!
Приседают, слушают,
Не идет ли … волк!
«Мы веселые ребята,
любим бегать и скакать,
ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три- лови!»
Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
Для того что бы выбрать водящего разучиваем считалки, учимся делиться
на команды разными способами это (деление на команды с помощью
расчета или с помощью каточек).
При организации новой игры четко объясняем правила, нацеливаем детей
на их выполнение, останавливаем игру, если правила не выполняются, или
выполняются с ошибками, повторяем правила и продолжаем игру. В новых
играх в первый раз роль водящего берем на себя, а потом поручаем более
сильному ребенку, впоследствии роль ведущего выполняют все дети. В
конце игры отмечаем наиболее активных детей, подбадриваем менее
активных (в следующий раз они будут тоже также хорошо играть). При
проведении хорошо знакомой игры даем возможность самим организовать
и провести игру.
В
зависимости
от
подготовленности
детей
правила
упрощаем
или
усложняем. Например, в игре «Волк во рву» расстояние между линиями
«рва» можно немного увеличить или, наоборот, уменьшить; в игре «У
медведя во бору» вместо одного «медведя» назначаем двух. Это усложняет
действия игроков, требует большего внимания, быстрого бега.
Для проведения многих игр требуется разнообразный инвентарь: мячи,
флажки, обручи, скакалки, булавы. Принадлежности и инвентарь готовим
заранее, чтобы на его размещение и раздачу не затратить много времени.
Мелкий инвентарь раздаем после объяснения правил игры, иначе дети будут
невнимательными. Для раздачи и размещения инвентаря привлекаем детей,
наблюдая, чтобы они делали это организовано и быстро.
Во время объяснения содержания игры детей размещаем так, чтобы
каждый хорошо видел и слышал воспитателя. Расставляем их в то
положение, из которого они будут начинать игру. В играх с построением в
круг («Поймай комара», «Отгадай по голосу») становимся вместе с детьми в
круг. Если игра начинается с движения врассыпную («Гуси-лебеди», «Рыбаки
и рыбки»), строим в шеренгу или собираем их у себя в полукруг, чтобы всем
было хорошо слышно и видно, что им показываем и о чем рассказываем.
Для лучшего усвоения игры самые сложные моменты объясняем жестом и
показом некоторых движений. Перед этим напоминаем детям, как надо
бегать, прыгать, бросать мяч и тому подобное. Иногда основное движение
выполняем несколько раз до начала игры. Например, в игре «Снайперы» с
метанием мячей в цель дети сначала выполняют бросок мяча, а потом
начинаем игру. Игра проходит слаженно и четко, если дети поняли правила и
игровые действия, которые они должны выполнять.
Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра
будет способствовать повышению двигательной активности детей во время
пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье
дошкольников.