Автор: Елена Гаврильевна Стручкова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Учитель начальных классов
Населённый пункт: село Маягас,Усть-Алданский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация исследовательской деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Организация исследовательской деятельности младших школьников
(теоретические основы)
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для
повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной
школы
должен
обладать
практико-ориентированными
знаниями,
необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Изменения, происходящие в практике современной начальной школы,
требуют внедрения таких способов организации образовательного
процесса, которые были бы направлены на
создание условий для формирования активной, инициативной позиции
учащихся в учении, для возникновения у учащихся желания самим
добывать знания;
создания условий для развития у учащихся познавательного интереса,
желания узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими
учащимися;
создания условий для формирования общеучебных (в том числе
исследовательских и рефлексивных умений, умения работать с разного
рода информацией).
Для
решения
этой
задачи
необходимо
отойти
от
классического
формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на
основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль
должны играть творческие методы обучения.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое
место занимает исследовательская творческая деятельность.
Работа над учебно-исследовательской работой – это один из способов
вхождения школьников в социально нормированную деятельность, в которой
ребенок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и
ответственности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать
совместную работу учащихся и родителей.
Ни
для
кого
не
является
секретом,
что
детская
потребность
в
исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый
ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность,
стремление
наблюдать
и
экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются
как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская
активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на
познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к
познанию через исследование порождает исследовательское поведение и
создаёт условия для исследовательского обучения.
Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей
реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Компетентностный подход реализуется путем формирования у учащихся
системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт.
Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную
и поведенческую линии, а также результаты обучения (знания и умения),
систему ценностных ориентаций, привычки. Система ключевых компетенций
составляет опыт личности младшего школьника и формируется путем
усвоения
социального
опыта,
заложенного
в
содержании
начального
образования: в области предметных и надпредметных знаний («Я знаю»), в
области предметных и надпредметных умений и навыков («Я умею»), в
области творчества («Я создаю»), в области эмоций и ценностей («Я
стремлюсь»). Каждая из ключевых компетенций находит отражение в
содержании начального образования и конкретизируется в более узких
характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка.
Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он
должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов
решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи. По данным
психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к концу 3
класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный
поиск с группой сверстников.
Организация обучения через проектирование и исследование требует
изменений
в
деятельности
учителя.
Организуя
исследовательскую
деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и
организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать
и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу
каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели.
В
ходе
организации
такой
деятельности
изменяется
и
тип
взаимоотношений всех участников образовательного процесса – появляется
общение равноправных партнёров.
Учитель
должен
уметь
видеть
и
помогать
отбирать
наиболее
интересные
и
практически
значимые
темы,
должен
сам
владеть
исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать и
направлять самостоятельную работу учащихся.
Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать
себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело; учиться
делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат.
Учащиеся
должны
владеть
первоначальными
общеучебными
умениями, в том числе и умениями работать с информацией.
В ходе такого сотрудничества учащиеся учатся намечать цели и задачи
деятельности, искать пути их решения, отстаивать свою точку зрения,
действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая
полученное с требуемым.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать
с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой исследовательской задач с
заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из
принятых в науке традиций:
постановку проблемы;
изучение теории, посвящённой данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный
комментарий, собственные выводы.
Цель учителя начальной школы в данном направлении – создание
условий для формирования и развития исследовательских умений
младших школьников.
Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:
1 блок. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
- организация рабочего места;
- планирование работы.
2 блок. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
- выбор темы исследования;
- целеполагание;
- умение выстроить структуру исследования;
- методы исследования;
- общелогические методы;
- поиск информации.
3 блок. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
- структурирование информации;
- выделение главного;
- упорядоченное хранение информации.
4 блок. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ
- формы представления результатов;
- требования к докладу;
- требования к речи докладчика.
Пропедевтическая работа ведётся следующими средствами:
-
проблемным,
частично-поисковым,
эвристическим
обучением
под
руководством учителя;
- уроком-исследованием;
- собственно исследованием;
- участием детей в проектной деятельности.
В
начальной
школе
четыре
основных элемента
организации
исследовательской деятельности:
Создание предметно-развивающей среды в классе.
Исследовательская практика детей.
Наблюдения за продвижением каждого ученика
Тренинг исследовательских способностей.
Виды исследований в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные и внеурочные;
- по времени: кратковременные и долговременные;
- по теме: предметные и свободные.
Этапы проведения исследования с младшими школьниками:
Актуализация проблемы.
Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
Определение сферы исследования.
Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы
найти.
Выбор темы исследования.
Цель: обозначить границы исследования.
Выработка гипотезы.
Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть
высказаны и нереальные - провокационные идеи.
Выявление и систематизация подходов к решению.
Цель: выбрать методы исследования.
Определение последовательности проведения исследования.
Сбор и обработка информации.
Цель: зафиксировать полученные знания.
Анализ и обобщение полученных материалов.
Цель:
структурировать
полученный
материал,
используя
известные
логические правила и приемы.
Подготовка отчета.
Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по
результатам исследования.
Доклад.
Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на
вопросы.
Обсуждение итогов завершенной работы.
Определение
сферы
исследования.
Учитель
совместно
с
учениками
обозначает подходящие для исследования вопросы. Можно провести в классе
беседу о том, как правильно сформулировать вопрос, предложить ученикам
задание: придумать вопрос, написать его на клейком цветном листочке и
приклеить на специальный стенд для вопросов, который находится в классе.
Обычно через несколько дней стенд пестрит разноцветными бумажками с
детскими вопросами. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого
систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом
искусстве.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения:
задать вопросы тому, кто изображен;
ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке;
задания,
предполагающие
исправление
чьих-то
ошибок,
логических,
стилистических, фактических и др.
Выбор темы. Самый продуктивный способ – идти за интересами ученика.
Педагог может предложить каждому ребёнку составить список того, что ему
интересно и о чём он хотел бы узнать побольше, а затем из списка выбрать
тему, которую он захочет исследовать, и объяснить, почему он выбрал
именно её и что конкретно желает узнать. Некоторым ученикам будет
нелегко это сделать, поэтому задача учителя – помочь им определиться со
сферой собственных интересов.
При организации исследовательской деятельности младших школьников
возможно использовать следующие разновидности тем исследования:
фантастические (темы, ориентированные на разработку несуществующих
объектов и явлений);
теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению
фактов, материалов, содержащихся в разных источниках);
эмпирические
(темы,
предполагающие
проведение
собственных
экспериментов).
От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы.
Тема исследования должна быть интересна ребёнку, выполнима, должна
быть оригинальной, доступной, должна нести в себе познавательный заряд.
Выявление и систематизация подходов к решению. На этом этапе дети
знакомятся с ресурсами, которыми они могут воспользоваться в процессе
поиска (газеты, журналы, телевидение, Интернет, наблюдение, эксперимент,
экскурсия, интервью).и сами учащиеся могут стать друг для друга
источником информации. Список ресурсов должен постоянно находиться в
классе, чтобы ученики пользовались им как справочником. Очень важно
научить детей обращаться к разнообразным источникам информации по
выбранной проблематике. Можно выделить время на уроках или после их,
чтобы ученики могли полистать книги в поисках идей и вопросов для
уточнения цели исследования, выработки гипотезы, а в дальнейшем – для
поиска конкретной информации, расширяющей поисковую деятельность.
Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека.
Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах
деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные
упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении
этой
сложной
педагогической
задачи.
Не менее важным умением, которым должен обладать исследователь,
является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом
процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления,
продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и
смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений,
так и в итоге интуитивного мышления. Чем большее число событий может
предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Чтобы учить
учащихся делать предположения, выдвигать гипотезы, можно использовать
следующие слова:
может быть;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…
Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для
формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые
аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что
похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили;
новые кроссовки.
Итогом исследовательской работы младших школьников может подготовка
исследования к защите и сама защита. Собранные материалы могут быть
представлены в виде макета, выполненного из разных материалов с
описанием действия представляемого им объекта. Детям необходимо помочь
выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных
возможностей.
Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в
интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети
становятся
серьёзными
и
важными,
увлечённо,
ответственно,
с
нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы,
рисунки.
Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Отчёт о проделанной работе должен состоять из:
темы исследовательской работы;
списка вопросов, ответы на которые искал ученик;
гипотезы;
вступительной части (выделение основных понятий по исследуемой
теме);
собранных данных (рисунки, фотографии, схемы, чертежи);
вывода;
списка источников.
Текст вступления должен быть кратким.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь
учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике
теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит
отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить
родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Детям требуется время, чтобы найти ответы на свои вопросы. Когда
школьники не ограничены во времени, они с большим воодушевлением
ставят собственные учебные цели, исследуют то, что их действительно
интересует, проникают ответственностью за приобретаемые знания.