Напоминание

Организация исследовательской деятельности младших школьников


Автор: Елена Гаврильевна Стручкова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Учитель начальных классов
Населённый пункт: село Маягас,Усть-Алданский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация исследовательской деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Организация исследовательской деятельности младших школьников

(теоретические основы)

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для

повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной

школы

должен

обладать

практико-ориентированными

знаниями,

необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Изменения, происходящие в практике современной начальной школы,

требуют внедрения таких способов организации образовательного

процесса, которые были бы направлены на

создание условий для формирования активной, инициативной позиции

учащихся в учении, для возникновения у учащихся желания самим

добывать знания;

создания условий для развития у учащихся познавательного интереса,

желания узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими

учащимися;

создания условий для формирования общеучебных (в том числе

исследовательских и рефлексивных умений, умения работать с разного

рода информацией).

Для

решения

этой

задачи

необходимо

отойти

от

классического

формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на

основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль

должны играть творческие методы обучения.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое

место занимает исследовательская творческая деятельность.

Работа над учебно-исследовательской работой – это один из способов

вхождения школьников в социально нормированную деятельность, в которой

ребенок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и

ответственности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать

совместную работу учащихся и родителей.

Ни

для

кого

не

является

секретом,

что

детская

потребность

в

исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый

ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любознательность,

стремление

наблюдать

и

экспериментировать,

самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются

как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская

активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на

познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к

познанию через исследование порождает исследовательское поведение и

создаёт условия для исследовательского обучения.

Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей

реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.

Компетентностный подход реализуется путем формирования у учащихся

системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт.

Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную

и поведенческую линии, а также результаты обучения (знания и умения),

систему ценностных ориентаций, привычки. Система ключевых компетенций

составляет опыт личности младшего школьника и формируется путем

усвоения

социального

опыта,

заложенного

в

содержании

начального

образования: в области предметных и надпредметных знаний («Я знаю»), в

области предметных и надпредметных умений и навыков («Я умею»), в

области творчества («Я создаю»), в области эмоций и ценностей («Я

стремлюсь»). Каждая из ключевых компетенций находит отражение в

содержании начального образования и конкретизируется в более узких

характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка.

Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он

должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,

привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью

прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов

решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи. По данным

психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к концу 3

класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный

поиск с группой сверстников.

Организация обучения через проектирование и исследование требует

изменений

в

деятельности

учителя.

Организуя

исследовательскую

деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и

организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать

и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу

каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели.

В

ходе

организации

такой

деятельности

изменяется

и

тип

взаимоотношений всех участников образовательного процесса – появляется

общение равноправных партнёров.

Учитель

должен

уметь

видеть

и

помогать

отбирать

наиболее

интересные

и

практически

значимые

темы,

должен

сам

владеть

исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать и

направлять самостоятельную работу учащихся.

Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать

себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело; учиться

делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат.

Учащиеся

должны

владеть

первоначальными

общеучебными

умениями, в том числе и умениями работать с информацией.

В ходе такого сотрудничества учащиеся учатся намечать цели и задачи

деятельности, искать пути их решения, отстаивать свою точку зрения,

действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая

полученное с требуемым.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать

с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся,

связанная с решением учащимися творческой исследовательской задач с

заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,

характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из

принятых в науке традиций:

постановку проблемы;

изучение теории, посвящённой данной проблематике;

подбор методик исследования и практическое овладение ими;

сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный

комментарий, собственные выводы.

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создание

условий для формирования и развития исследовательских умений

младших школьников.

Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

- организация рабочего места;

- планирование работы.

2 блок. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

- выбор темы исследования;

- целеполагание;

- умение выстроить структуру исследования;

- методы исследования;

- общелогические методы;

- поиск информации.

3 блок. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

- структурирование информации;

- выделение главного;

- упорядоченное хранение информации.

4 блок. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ

- формы представления результатов;

- требования к докладу;

- требования к речи докладчика.

Пропедевтическая работа ведётся следующими средствами:

-

проблемным,

частично-поисковым,

эвристическим

обучением

под

руководством учителя;

- уроком-исследованием;

- собственно исследованием;

- участием детей в проектной деятельности.

В

начальной

школе

четыре

основных элемента

организации

исследовательской деятельности:

Создание предметно-развивающей среды в классе.

Исследовательская практика детей.

Наблюдения за продвижением каждого ученика

Тренинг исследовательских способностей.

Виды исследований в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные и внеурочные;

- по времени: кратковременные и долговременные;

- по теме: предметные и свободные.

Этапы проведения исследования с младшими школьниками:

Актуализация проблемы.

Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

Определение сферы исследования.

Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы

найти.

Выбор темы исследования.

Цель: обозначить границы исследования.

Выработка гипотезы.

Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть

высказаны и нереальные - провокационные идеи.

Выявление и систематизация подходов к решению.

Цель: выбрать методы исследования.

Определение последовательности проведения исследования.

Сбор и обработка информации.

Цель: зафиксировать полученные знания.

Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель:

структурировать

полученный

материал,

используя

известные

логические правила и приемы.

Подготовка отчета.

Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по

результатам исследования.

Доклад.

Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на

вопросы.

Обсуждение итогов завершенной работы.

Определение

сферы

исследования.

Учитель

совместно

с

учениками

обозначает подходящие для исследования вопросы. Можно провести в классе

беседу о том, как правильно сформулировать вопрос, предложить ученикам

задание: придумать вопрос, написать его на клейком цветном листочке и

приклеить на специальный стенд для вопросов, который находится в классе.

Обычно через несколько дней стенд пестрит разноцветными бумажками с

детскими вопросами. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого

систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом

искусстве.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения:

задать вопросы тому, кто изображен;

ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке;

задания,

предполагающие

исправление

чьих-то

ошибок,

логических,

стилистических, фактических и др.

Выбор темы. Самый продуктивный способ – идти за интересами ученика.

Педагог может предложить каждому ребёнку составить список того, что ему

интересно и о чём он хотел бы узнать побольше, а затем из списка выбрать

тему, которую он захочет исследовать, и объяснить, почему он выбрал

именно её и что конкретно желает узнать. Некоторым ученикам будет

нелегко это сделать, поэтому задача учителя – помочь им определиться со

сферой собственных интересов.

При организации исследовательской деятельности младших школьников

возможно использовать следующие разновидности тем исследования:

фантастические (темы, ориентированные на разработку несуществующих

объектов и явлений);

теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению

фактов, материалов, содержащихся в разных источниках);

эмпирические

(темы,

предполагающие

проведение

собственных

экспериментов).

От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы.

Тема исследования должна быть интересна ребёнку, выполнима, должна

быть оригинальной, доступной, должна нести в себе познавательный заряд.

Выявление и систематизация подходов к решению. На этом этапе дети

знакомятся с ресурсами, которыми они могут воспользоваться в процессе

поиска (газеты, журналы, телевидение, Интернет, наблюдение, эксперимент,

экскурсия, интервью).и сами учащиеся могут стать друг для друга

источником информации. Список ресурсов должен постоянно находиться в

классе, чтобы ученики пользовались им как справочником. Очень важно

научить детей обращаться к разнообразным источникам информации по

выбранной проблематике. Можно выделить время на уроках или после их,

чтобы ученики могли полистать книги в поисках идей и вопросов для

уточнения цели исследования, выработки гипотезы, а в дальнейшем – для

поиска конкретной информации, расширяющей поисковую деятельность.

Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека.

Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах

деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные

упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении

этой

сложной

педагогической

задачи.

Не менее важным умением, которым должен обладать исследователь,

является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом

процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления,

продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и

смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений,

так и в итоге интуитивного мышления. Чем большее число событий может

предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Чтобы учить

учащихся делать предположения, выдвигать гипотезы, можно использовать

следующие слова:

может быть;

предположим;

допустим;

возможно;

что, если…

Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для

формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые

аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что

похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили;

новые кроссовки.

Итогом исследовательской работы младших школьников может подготовка

исследования к защите и сама защита. Собранные материалы могут быть

представлены в виде макета, выполненного из разных материалов с

описанием действия представляемого им объекта. Детям необходимо помочь

выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных

возможностей.

Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в

интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети

становятся

серьёзными

и

важными,

увлечённо,

ответственно,

с

нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы,

рисунки.

Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,

б) описание,

в) характеристика,

г) сравнение,

д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Отчёт о проделанной работе должен состоять из:

темы исследовательской работы;

списка вопросов, ответы на которые искал ученик;

гипотезы;

вступительной части (выделение основных понятий по исследуемой

теме);

собранных данных (рисунки, фотографии, схемы, чертежи);

вывода;

списка источников.

Текст вступления должен быть кратким.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь

учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике

теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит

отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить

родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Детям требуется время, чтобы найти ответы на свои вопросы. Когда

школьники не ограничены во времени, они с большим воодушевлением

ставят собственные учебные цели, исследуют то, что их действительно

интересует, проникают ответственностью за приобретаемые знания.



В раздел образования