Автор: Цаллагова Ксения Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Новоильинский детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ЗАИГРАЕВСКИЙ РАЙОН, НОВОИЛЬИНСК
Наименование материала: Мастер - класс для родителей
Тема: «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры»
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»
«Сказочные лабиринты игры»
Цель:
знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее
применением в разных формах работы в детском саду.
Задачи:
систематизировать и углублять знания родителей по технологии
развивающего обучения В.В. Воскобовича.
ХОД мастер-класса:
Вступление: - Уважаемые родители! Сегодня я рада приветствовать вас на
мастер-классе «Сказочные лабиринты игры» по играм В.В.Воскобовича.
разрешите несколько вступительных слов.
Существует много видов классификации игр. Но во все классификации
входят дидактические игры. Дидактические игры включают в себя игры
направленные
на
развитие
познавательных
процессов
ребёнка,
т.е.
развивающие игры.
Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических
технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и
выработку определённых навыков и умений.
Задачи развивающих игр:
1.
Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач,
самостоятельность и инициативность.
2.
Развивать образное и логическое мышление.
3.
Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению
действий по алгоритму;
4.
Развивать произвольное внимание.
5.
Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и
использование наглядных моделей).
Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед
развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными,
предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей
привлекательности от игры к игре.
И вот среди многообразия творческих подходов игр, появилась совершенно
особенная, творческая, очень добрая группа игр – развивающие игры
Воскобовича.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание –
творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается
непосредственно к ребёнку.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
- Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Занимаясь
с
такими
игровыми
пособиями
дети
получают
истинное
удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет
большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Многофункциональность и универсальность.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность
проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое
количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами,
цветом или формой, счетом и т. д.).
- самым интересным, насыщенным по содержанию, полиативности и
вариативности для детей младшего возраста является образовательная среда
«Фиолетовый лес», которая состоит из ковролиновой основы, жестко
крепится на стене. Переносные элементы крепятся на липучках и могут
располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то,
что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем,
ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо
действия.
Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса,
которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети младшего
возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих
элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с
Фиолетовым лесом (показ методички). В ней есть игровые задания для всех
возрастных групп по всем образовательным задачам.
Задачи, которые мы можем решать:
- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные
явления, растительный и животный мир);
-
Развитие
познавательных
процессов
(пространственное
мышление,
внимание, память, творческое воображение);
- Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации,
классификации.
- Развитию аргументированной и доказательной речи;
1 Пример: для детей младшего возраста очень важным является сенсорное
развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три
главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о
цвете, то для детей младшего возраста мы используем 4 цвета: красный,
желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и
затем вводим понятие средний.
Предлагаю вам следующее задание:
«Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; -
развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров.
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много
красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить
листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а
маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте
поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому
– маленькие (предложить одному – двум родителям выйти к пособию и
выполнить задание).
Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно
раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим
развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будут
подходить, наклоняться и поднимать их.
Ознакомление с окружающим миром.
Например, многие животные леса осенью начинают готовить себе норки-
домики на зиму и начинают их утеплять листочками. И наши ежики и мышки
тоже решили утеплить свои норки.
Задачи: -
закрепление
умения
выделять
размер:
большой,
средний,
маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Оборудование и материалы: желтые листочки трех размеров, ежики двух
размеров, мышка.
Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях
пожелтели и начали опадать. Ежики и мышки начали готовиться к спячке, но
в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по
лесу ежики увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими
утеплить свои норки. Большой ежик решил собрать большие листочки,
маленький – средние, и тут они услышали писк. Это мышка прибежала за
маленькими листочками. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.
Задание: Помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.
«Украсим деревья листочками»
Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения
группировать листья на основе цвета.
Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.
Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой
сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и
скучно. Как же быть?
Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими
друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками,
второе – синими и желтыми).
«Фиолетовый
лес»—
это среда
не
только
развивающая,
но
и
постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами,
обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям
детей.
Придумывать можно различные сказки для разных возрастов. Листья
разных цветов и разных размеров, дорожки (следы) можно выкладывать по-
разному, в зависимости от сюжета сказки. Здесь можно дать волю своей
фантазии
и
придумать
новых
героев,
познакомить
их
с
другими
обитателями «Фиолетового леса». «Фиолетовый лес»- не ограниченное поле
деятельности
для
творчества
и
самовыражения
детей.
Все
элементы «Фиолетового
леса» можно использовать не
только
по
назначению, но
и
в
качестве предметов-заменителей в
детской
игре. Например: цветочки, листочки, можно использовать при игре с детской
посудой, в качестве каши, супа и т д.
Про данную методику можно говорить бесконечно, потому что она
настолько интересна и повторюсь многофункциональна, что каждый раз
можно использовать разные игры и придумывать различные сказки.
А сегодня мы с вами сделаем игру В.Воскобовича «фиолетовый лес»
своими руками.