Напоминание

«Организация работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в рамках требований ФГОС ДО» (из опыта работы)


Автор: Вербовая Елена Алексеевка
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Звёздочка" г. Воркуты
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Публикация
Тема: «Организация работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в рамках требований ФГОС ДО» (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Звездочка» г. Воркуты

«Организация работы с детьми, имеющими задержку психического развития

(ЗПР) в рамках требований ФГОС ДО

(из опыта работы)

Воспитатель 1 квалификационной категории

Вербовая Елена Алексеевна

2022 г.

Есть дети, о которых говорят «особенные», не для того, чтобы подчеркнуть

уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить их особые

потребности. В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме

помощи детям с нарушением в развитии, их адаптации к окружающему миру.

Я работаю с детьми подготовительной компенсирующей группы, имеющими

задержку психического развития (ЗПР) и интеллектуальные нарушения. Все

дети группы имеют статус ОВЗ, 12 детей – имеют статус «Ребенок инвалид

детства» (РИД). Среди воспитанников дети с синдромом Дауна, РОП ЦНС,

расстройствами аутистического спектра, билингвизмом, генетическими

аномалиями развития.

Моя работа с «особенными» детьми строится на следующих принципах:

- принцип создания для детей комфортной и доброжелательной атмосферы.

- уважение к каждому ребенку, как личности, индивидуальности.

- принцип индивидуально – дифференцированного подхода.

- принцип возрастной адекватности (соответствие условий, требований,

методов возрасту и особенностям развития детей)

- принцип формирования познавательной активности детей посредством

включения в различные виды деятельности.

- принцип содействия социальной адаптации каждого воспитанника.

- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником образовательных отношений.

Наблюдения и комплексная диагностика показали, что у детей с ЗПР

снижена познавательная деятельность и активность, наблюдается незрелость

эмоционально – волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточно

сформированы высшие психические функции. Практически у всех детей

наблюдается речевое недоразвитие, нарушения общей и мелкой моторики, у

большинства воспитанников снижена либо отсутствует потребность в

коллективной игре, недостаточно сформированы навыки самообслуживания.

Совместно со специалистами нашего МБДОУ создаю условия для успешной

коррекционно – педагогической работы с детьми, осуществляю

профилактические и реабилитационные мероприятия, веду работу с

родителями в этом направлении. У детей с более незрелыми психическими

функциями особенно затруднено обучение. При работе с ними делаю упор на

зону ближайшего развития, сохранные психические функции. Исходя из

особенностей воспитанников применяю в работе наиболее эффективные

приемы и методы ( детализация и дробление материала, совместные действия

воспитателя и детей, выполнение задания по образцу и показу, а в

дальнейшем по словесной инструкции, дозированная помощь, перенос

полученных знаний и умений в новую ситуацию, использование различных

вопросов, перевод занятия на наглядно – действенный уровень и др.).

Коррекцию и компенсацию недостатков в развитии детей осуществляю на

основе игровой деятельности, создаю эмоционально – положительную

обстановку, применяю разноплановый материал, крупную и яркую

наглядность, использую элементы психогимнастики, релаксационные игры.

В работе придерживаюсь демократического стиля общения, где всегда имеет

место похвала, одобрение, создание ситуации успеха.

В своей работе я активно использую проектную деятельность (проекты

«Югыд ши», «Снимаем кино «На мосточке», «Мы помним, мы гордимся»,

«Мир профессий», «Мой город детства – Воркута», «Путешествие в страну

Рисовандию» и др.), так как технология «Проектный метод» (авт. Дж. Дьюи)

стимулирует познавательную активность детей, направляет их к совместной

деятельности с семьей, погружает в конкретную тему, ее всестороннее

изучение, организует все виды детской деятельности в строгой тематической

направленности, позволяет детям с нарушениями в развитии наиболее полно

усваивать материал.

Профессиональным кредо педагога развивающего обучения являются

слова «Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы

ребята сами открывали новые знания». Ребенок должен не только слушать

педагога, но сам являться участником процесса развития. Именно поэтому в

своей работе с «особенными» детьми я часто использую развивающие

технологии Воскобовича, Никитина, Дьенеша, Кюизенера, лэпбуки,

способствующие освоению цифр, букв, формы, цвета; развитию логического

мышления, аналитических способностей, мелкой моторики рук.

В последнее время в педагогике все больше внимания уделяется

изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются

новые подходы, позволяющие отойти от традиционных штампов работы,

направленные на овладение детьми лишь определенных навыков рисования,

лепки, аппликации. Эти новые подходы дают толчок как развитию

творческого потенциала, так и развитию личности в целом. В своей работе с

детьми стараюсь чаще использовать нетрадиционные изобразительные

техники: монотипия, точкография, отпечаток, рисование пальчиками,

рисование на самоклейке, крупой, солью, песком, пластилином, на

прозрачном мольберте, обрывная аппликация, лепка из соленого теста,

оригами.

Формирование и расширение представлений детей о социальном мире –

одна из важнейших задач коррекционно – педагогической работы. Ее цель –

подготовить детей с ОВЗ к адекватному включению в окружающую

социальную среду. Для решения этой задачи, я, изучив рекомендации Е. А.

Стребелевой, Е. А. Екжановой, Н. С. Мандельштама, А. Р. Маллера,

разработала перспективные планы по социальной адаптации детей, куда

включила следующие разделы: ребенок и природа, навыки пользования

предметами быта, навыки пользования инфраструктурами, навыки

обеспечения безопасности и эмоционального благополучия, ребенок и улица.

На данный момент совместно с моими воспитанниками и детьми

общеобразовательной группы нашего МБДОУ успешно реализуется

педагогический проект по социальной адаптации детей с ОВЗ «Разные –

равные». Знания, полученные детьми, закрепляются в различных видах

деятельности, на прогулках.

Здоровье дошкольника отнесено к приоритетным направлениям

государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе

РФ «Об образовании». Наш детский сад посещают в, большинстве, детки с 4

и 5 группами здоровья. Поэтому я уделяю большое внимание укреплению

здоровья своих воспитанников посредством организации профилактических

и реабилитационных мероприятий. В своей работе с детьми с ОВЗ применяю

авторскую здоровьесберегающую программу коллектива нашего МБДОУ

«Здоровый малыш». Ежедневные: различные виды гимнастик (эмоционально

– стимулирующая, бодрящая, корригирующая, пальчиковая, для укрепления

глазных мышц, дыхательная, артикуляционная, психогимнастика),

воздушные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями,

физ. минутки дают хорошие результаты. В течение всего дня стараюсь

обеспечить детям достаточную двигательную активность, включая

подвижные игры, прогулки, динамические часы, занятия на детских

тренажерах.

Важным направлением в своей работе считаю помощь семьям, в которых

есть «особенные» детки. Ведь так важно уметь объяснить, научить, показать

перспективу, вселить надежду, да и просто поддержать своим советом,

знаниями и житейской мудростью. Ведь я – воспитатель! И этим горжусь!



В раздел образования