Автор: Вербовая Елена Алексеевка
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Звёздочка" г. Воркуты
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Публикация
Тема: Проектная деятельность в средней (разновозрастной) группе компенсирующей направленности. «Путешествие в страну Рисовандию»
Раздел: дошкольное образование
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18
«Звездочка» г.Воркуты
Проектная деятельность в средней (разновозрастной) группе
компенсирующей направленности.
«Путешествие в страну Рисовандию»
Руководитель : Вербовая Елена Алексеевна
Воспитатель 1 кв. категории
2021 год
Оглавление
1.
Паспорт проекта
2.
Введение (актуальность, цели, задачи, используемые технологии, теоретическое
обоснование, планируемые результаты, эффективность)
3.
Основная часть (этапы проекта, содержание мероприятий проекта)
4.
Используемая литература
5.
Приложение
1.
Паспорт проекта
\
Структура
Содержание
Тема
Вид проекта
Срок реализации
«Путешествие в страну Рисовандию»
Познавательно - творческий
среднесрочный (1 месяц)
Адресация проекта
Предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми с
задержкой психического развития (ЗПР)
Автор проекта
Вербовая Елена Алексеевна, воспитатель
Участники проекта
Педагоги, родители, дети.
Возраст
воспитанников
4 – 7 лет
Особенности
проекта
Концептуальная
основа проекта
Заключаются в комплексном подходе к решению поставленных
задач (интегративный подход в организации образовательной
деятельности, интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями детей с ОВЗ,
комплексно – тематический принцип построения образовательного
процесса, совместная деятельность педагогов, родителей и детей).
Данный проект даст детям практические навыки и умения по
использованию нетрадиционных техник рисования. А они, в свою
очередь - толчок к развитию детского интеллекта, активизации
творческой активности детей, формированию нестандартного
мышления.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А.
Сухомлинский)
Цель проекта
Создание педагогических условий для развития творческих
способностей детей с ЗПР через использование нетрадиционных
техник рисования.
Задачи проекта
- Знакомить детей с ЗПР с нетрадиционными способами рисования.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими
техническими приемами работы с различными изобразительными
материалами.
- Побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные
техники рисования в свободной изодеятельности.
- Создавать условия для развития творческой активности,
фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления,
речи, глазомера, познавательного интереса, мелкой моторики рук и
зрительно – моторной координации.
- способствовать развитию изобразительных навыков, интереса к
коллективной деятельности.
- способствовать приобщению к миру прекрасного.
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными
техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с
детьми.
Ресурсы проекта
Аудио и видео материалы, книги, альбомы, иллюстрации, фото,
дидактические игры, атрибуты к подвижным играм, сюжетно –
ролевым играм, материалы для продуктивной деятельности.
Предполагаемый
продукт проекта
- Выставка детских рисунков «Путешествие в страну Рисовандию»
- Оформление стенгазеты «Наши руки – не для скуки!»
- Изготовление памяток «Нетрадиционные техники рисования –
ключ к развитию детского творчества», «Нетрадиционные техники
рисования для детей дошкольного возраста»
- Презентация проекта «Путешествие в страну Рисовандию»
3.
Введение
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
В последнее время педагогика все больше уделяет внимания изобразительной
деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии
изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов
работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в
рисовании. Эти новые подходы дают толчок как развитию творческого потенциала, так и
развитию личности ребенка в целом; с одной стороны, сохраняют преимущества детского
творчества, а с другой – помогут маленькому человеку овладевать средствами
самовыражения.
Актуальность проекта
У детей с ЗПР из – за несовершенства моторики наблюдается несформированность
техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов. На
качество оказывают влияние нарушения внимания, памяти, интеллектуальной
деятельности, эмоционально – волевой сферы. Для таких малышей часто важен сам
процесс рисования, а не его результат. У детей с ЗПР отмечается недостаточная
сформированность навыков рисования. Технические умения и навыки не соответствуют
показателям возрастного развития. А значит, изобразительная деятельность для таких
детей нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в
данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие
познавательных процессов и мелкой моторики. Совместить коррекцию имеющихся
нарушений с развитием изобразительных навыков и умений можно, используя
нетрадиционные техники рисования. Включение в работу с детьми таких техник
позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых
предметов и выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными
изобразительными материалами. Кроме того, происходит стимуляция познавательного
интереса ребенка, активизация самостоятельной мыслительной деятельности. За счет
использования нетрадиционных изоматериалов, новых технических приемов, требующих
точности, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при
держании кисти и карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной
неловкости, развития мелкой моторики руки. В процессе такой работы улучшается
состояние речи детей, чему способствует совместная деятельность педагога с ребенком.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности,
открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности,
эмоционально – положительного настроя. Таким образом, можно с уверенностью сказать,
4.
что использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития рисованию, имеет всестороннее значение: как для
развития изобразительной деятельности – в частности, так и для коррекции личности и
поведения в целом.
Цель проекта
- создание педагогических условий для развития творческих способностей детей с ЗПР
через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта
- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами
работы с различными изобразительными материалами.
- Побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования в
свободной изодеятельности.
- Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания,
творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса, мелкой
моторики рук и зрительно – моторной координации.
- Способствовать развитию изобразительных навыков, интереса к коллективной
деятельности.
- Способствовать приобщению к миру прекрасного.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования,
стимулировать их совместное творчество с детьми.
Используемые методы
Практические :
- Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательного интереса и
творческой активности.
- Наблюдения, расширяющие кругозор детей.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры
- С/р игры
- Изобразительная деятельность (рисование ладошкой, пальчиком, точкография
(пуантилизм), монотипия (кляксография), рисование тычком жесткой кисти, на
5.
прозрачном мольберте, мятой бумагой, пластилинография.)
Словесные :
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Слушание песен.
Наглядные :
- Рассматривание фото, иллюстраций, просмотр видеофильма
Теоретическое обоснование
Поддерживая стремление детей к творчеству, проект «Путешествие в страну Рисовандию»
поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать
их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Ожидаемые результаты
В ходе работы над проектом дети познакомятся с нетрадиционными способами
рисования, овладеют простейшими техническими приемами работы с различными
изобразительными материалами, возникнет желание самостоятельно применять
нетрадиционные техники рисования в свободной изодеятельности; дети станут более
активны в своем творчестве, появится интерес к коллективной деятельности; родители
воспитанников познакомятся с нетрадиционными техниками рисования, у них появится
интерес к совместному творчеству с детьми.
Эффективность проекта
Подводя итог проделанной работы по реализации проекта «Путешествие в страну
Рисовандию», можно сделать вывод:
-
У детей сформировались и расширились элементарные знания и представления о
нетрадиционных техниках рисования (отпечаток ладошкой, мятой бумагой, рисование
пальчиком, на прозрачном мольберте, на файле, монотипия, тычком жесткой кисти,
штриховка, пластилинография).
-
Активизировались психические функции (фантазия, память, воображение,
мышление), общие речевые навыки, стал активнее проявляться познавательный
интерес, показатели мелкой ручной моторики и зрительно – моторной координации
так же имеют положительную динамику.
-
Дети стали активнее включаться в творческо – поисковую деятельность.
-
Стали лучше проявляться творческие способности и композиционные навыки.
-
Появился интерес к коллективной деятельности.
6.
Основная часть
Этапы работы над проектом
1 этап: подготовительный (организационный)
Цель : разработка содержания проекта, условий его реализации.
Включает в себя 1) подготовку методического обеспечения проекта, а именно:
- разработку проекта, подбор фотографий, открыток, иллюстраций, рисунков
по нетрадиционным техникам рисования.
- подбор дидактических игр, пособий, материалов, литературы, музыкальных
произведений по теме проекта.
2) опрос детей «Чем можно рисовать»
2 этап: основной
Цель: разработка и реализация структуры и содержания проекта.
Включает в себя 1) организацию взаимодействия педагогов с детьми и родителями.
2) реализацию основных мероприятий проекта.
3) создание соответствующей развивающей среды.
3 этап: итоговый (аналитический)
Цель: анализ итогов работы, демонстрация продуктов проекта (презентация проекта
«Путешествие в страну Рисовандию», оформление стенгазеты «Наши руки – не для
скуки!», оформление выставки творческих работ детей совместно с родителями
«Путешествие в страну Рисовандию»)
Содержание мероприятий проекта:
1) Беседы :
- «Наш уголок изодеятельности»
- «Эти волшебные краски»
- «Кто такой художник»
- «Чем можно рисовать»
2) С/р игра «Мастерская маленьких художников»
3) НОД :
- рисование «Умелые ладошки» (отпечаток ладошкой)
7.
- рисование «Улица города» , «Снегопад» (рисование пальчиком)
- рисование «Мишутка - пушистик» (тычком жесткой кисти)
- рисование «Праздничный салют», «Деревья спят под снегом» (отпечаток мятой бумагой)
- рисование «Забавные кляксы» (монотипия)
- пластилинография «Снежинка», «Зима»
- рисование на файле «Снеговик»
- рисование «Точка раз, точка два» (пуантилизм)
- рисование «Полосатые картинки» (штриховка и обводка цветными маркерами)
4) Индивидуальное рисование
- на прозрачном мольберте
- на водных раскраскасках
5) Д/игры
- «Угадай на что похоже?»
- «Дорисуй - ка»
- «Профессии. Ассоциации»
- «Найди половинку»
- «Мозаика»
- «Разрезные картинки»
- «Подбери по цвету»
- «Что бывает красного (синего, желтого…) цвета?»
- «Воздушные шары»
6) П/игры:
- «Краски»
- «К своему цвету - беги»
- «Ловишка с ленточками»
- «Найди краске пару»
- «Радуга»
8.
7) Пальчиковая гимнастика:
- «Много могут пальчики, озорные мальчики…»
- «Дружба»
- рисование пальчиком в воздухе.
8) Чтение, рассматривание иллюстраций
- В. Сутеев «Петушок и краски»
- Н. Емельченко «Художник и краски»
- Медоус Дейзи «Разноцветная радуга»
- С. Маршак «Разноцветная книга»
9) Слушание детских песен о художниках и творчестве.
10) Совместная с родителями деятельность
- выставка рисунков «Путешествие в страну Рисовандию»
- мастер – класс «Рисование на файле»
11) Создание презентации проекта «Путешествие в страну Рисовандию»
12) Создание стенгазеты «Наши руки – не для скуки!»
13) Выставка творческих работ детей «Путешествие в страну Рисовандию»
14) Изготовление памяток для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей
дошкольного возраста», «Нетрадиционные техники рисования – ключ к развитию
детского творчества»
9.
Литература
1.
«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Екжанова Е.
А., Стребелева Е. А. Просвещение 2021г.
2.
«Занятия по рисованию с дошкольниками : нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий» Казакова Р. Г. М: Т. Ц. Сфера 2009
3.
«Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной
деятельности дошкольников с задержкой психического развития» Лебедева Е. Н.
М.: Классик Стиль, 2004
4.
«Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» Иванова
О. Л., Васильева И. И., СПб.: Речь; М: Сфера, 2011
5.
«Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с
задержкой психического развития» Иванова А. А., Смолярчук И. В. Статья «
Теория и практика современной науки» НИЦ «Мир науки» 2019
6.
«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2» М: «Издательство
Скрипторий 2003», 2008
7.
«Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»
Цквитария Т. А., М.: ТЦ Сфера, 2011
8.
«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. М:
Мозаика - Синтез, 20014 г.
9.
«Технология проектирования в ДОУ» Евдокимова Е. 2006
10. «Роль нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в
системе ФГОС для обучающихся с ЗПР и ТМНР» Ермаков С. С. Научная статья
«Вестник науки об образовании» 2019 г.
11. «Рисование с детьми 4 – 5 лет» Колдина Д. Н. М.: Мозаика – Синтез, 2008 г.
12.
«Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» Утробина К. К. М.:
«Издательство Гном и Д», 2007
10.