Автор: Бысыина Людмила Гаврильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тулунинская средняя школа им П.В. Аммосова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с. Тулуна
Наименование материала: статья
Тема: Особенности изучения творчества А. Платонова в национальной школе
Раздел: полное образование
Происходящие перемены в сфере образования требуют нового подхода в опре-
делении направлений и содержания в развитии системы образования
, повыше-
нии уровня литературного образования как основы духовного становления лич-
ности. Школа ставит перед собой цель обеспечить условия для развития интел-
лектуальной, творчески одаренной, нравственной личности, способной к обще-
нию в мультикультурном пространстве. Работая с детьми, учитель-словесник
должен формировать у школьников любовь к своему народу, культуре, выраба-
тывать уважительное отношение к другим народам и культурам. Весь мир как
единое целое должен осмысливаться в сознании ребенка через познание своей
родины. В национальной школе взаимосвязанное изучение русской и якутской
литератур способствует духовному воспитанию школьников, развивает мышле-
ние, совершенствует языковую культуру. Результатом обращения к такой учеб-
ной деятельности становится осмысленное усвоение предлагаемого материала;
активная позиция в познании окружающего мира; умение ставить собственные
вопросы и самостоятельно находить на них ответы; сопоставлять и видеть об-
щее в культуре разных народов. В процессе изучения русской литературы орга-
нически сливаются основной программный материал и национально-региональ-
ный компонент.
В учебные программы произведения Андрея Платонова были введены сравни-
тельно недавно. Практика показывает, что отдельные произведения писателя,
разрозненно включенные в школьную программу, не в состоянии дать «ключ к
шифру платоновских текстов». Практическое освоение произведений Платоно-
ва сталкивается с рядом проблем, среди которых главная - сложность их чита-
тельского восприятия, обусловленная философской насыщенностью эстетиче-
ских решением и своеобразием стиля. В национальной школе необходимо нето-
ропливое, постепенное знакомство учащихся национальной школы с творче-
ством писателя в средних классах. Это восхождение, освоение «школы чтения»
Платонова поможет преодолеть поверхностное восприятие учащимися произве-
дений этого писателя в старших классах.
В пятом классе на уроке внеклассного чтения предлагается изучение сказки-
были «Неизвестный цветок». При анализе этого произведения учитель обраща-
ет особое внимание на «неправильную гибкость» платоновского языка, по-
скольку, как отмечает литературовед Дмитриевская, у Платонова чувствование
мира показывает себя не с помощью языка, а через язык, через его неправиль-
ности и отклонения от нормы». Перед изучением сказки-были учащиеся полу-
чают опережающее задание: прочитать произведение и нарисовать неизвестный
цветок. В начале урока читают эпизод, где есть описание жизни цветка на пу-
стыре: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на свете».
В этих строках чувствуется щемящее одиночество, которым насыщен эмоцио-
нальный мир героев Платонова. Читательское восприятие пятиклассников отли-
чается эмоциональной активностью и слой сопереживания. Дети чувствуют в
описании цветка грусть, печаль и даже тоску. Учитель ставит вопросы:
-
Подумайте, какие слова в первых предложениях помогли вам понять на-
строение автора? ( Маленький - никто - на земле.)
-
Объясните ваш выбор ключевых слов. Почему важным оказалось не только
слово маленький, но и словосочетание на земле.
-
Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? ( маленький цветок -
на огромной земле)
-
Что говорит цветок девочке? (Меня никто не зовет, я один живу.)
Эти и другие вопросы помогают правильно расставить смысловые и эмоцио-
нальные акценты при анализе произведения Платонова.
Важную роль в понимании художественного произведения играет словарно-
фразеологическая работа. Она нашла отражение в подборе словосочетаний, по-
казывающих мучительные усилия неизвестного цветка: Семечко- цветок прию-
тилось, томилось, впилось в камень, жил, рос, собирал, сторожил ветер и
росу, трудился, превозмогал терпением.
-
Каким враждебным силам сопротивлялся цветок? (боль, голод, усталость,
безжизненность почвы на пустыре.)
-
Как можно передать одним словом жизнь цветка?
Обращаем внимание ребят на описание девочки Даши, на то, какие чувства она
испытывает. Два одиноких сердца тянутся к другим, находя надежду и опору.
Тезисы могут быть перенесены в рабочие тетради:
-
Каждый может оказаться одиноким в мире;
-
Для преодоления люди должны объединиться и осуществить «братство
звезд, зверей и людей»;
-
Против враждебных сил нужно бороться людям с чистыми помыслами и
открытым сердцем;
-
для преодоления трудностей нужна сила духа;
Зачитываем два последних абзаца:
-
Цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря?
-
Найдите выражения, описывающие жизнь цветка-сына.
-
Какие слова передают настроения повествования в конце сказки?
Обращаемся к рисункам с выставки. Учащиеся сопоставляют рисунки с описа-
нием цветка. Такая работа позволяет видеть многогранность художественного
образа, раскрыть возможности диалога между читателем-художником и писа-
телем.
-
Кому удалось нарисовать именно платоновский неизвестный цветок? Дока-
жите свое мнение текстом.
-
Как вы думаете, почему получились разные цветки, хотя мы все прочли одно
произведение?
Завершаем урок рефлексией, где ученики сопоставляют свои впечатления от
произведений до и после совместного анализа: «Я прочел сказку до урока и …,
а сейчас мне кажется …»
Восприятие слова учащимися индивидуально и субъективно, многое зависит от
их эмоциональной восприимчивости и воображения. Но размышление над сло-
вом, его анализ, интерпретация, сопоставление способствует формированию
коммуникативной компетенции.