Напоминание

Особенности изучения творчества А. Платонова в национальной школе


Автор: Бысыина Людмила Гаврильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тулунинская средняя школа им П.В. Аммосова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с. Тулуна
Наименование материала: статья
Тема: Особенности изучения творчества А. Платонова в национальной школе
Раздел: полное образование





Назад




Происходящие перемены в сфере образования требуют нового подхода в опре-

делении направлений и содержания в развитии системы образования

, повыше-

нии уровня литературного образования как основы духовного становления лич-

ности. Школа ставит перед собой цель обеспечить условия для развития интел-

лектуальной, творчески одаренной, нравственной личности, способной к обще-

нию в мультикультурном пространстве. Работая с детьми, учитель-словесник

должен формировать у школьников любовь к своему народу, культуре, выраба-

тывать уважительное отношение к другим народам и культурам. Весь мир как

единое целое должен осмысливаться в сознании ребенка через познание своей

родины. В национальной школе взаимосвязанное изучение русской и якутской

литератур способствует духовному воспитанию школьников, развивает мышле-

ние, совершенствует языковую культуру. Результатом обращения к такой учеб-

ной деятельности становится осмысленное усвоение предлагаемого материала;

активная позиция в познании окружающего мира; умение ставить собственные

вопросы и самостоятельно находить на них ответы; сопоставлять и видеть об-

щее в культуре разных народов. В процессе изучения русской литературы орга-

нически сливаются основной программный материал и национально-региональ-

ный компонент.

В учебные программы произведения Андрея Платонова были введены сравни-

тельно недавно. Практика показывает, что отдельные произведения писателя,

разрозненно включенные в школьную программу, не в состоянии дать «ключ к

шифру платоновских текстов». Практическое освоение произведений Платоно-

ва сталкивается с рядом проблем, среди которых главная - сложность их чита-

тельского восприятия, обусловленная философской насыщенностью эстетиче-

ских решением и своеобразием стиля. В национальной школе необходимо нето-

ропливое, постепенное знакомство учащихся национальной школы с творче-

ством писателя в средних классах. Это восхождение, освоение «школы чтения»

Платонова поможет преодолеть поверхностное восприятие учащимися произве-

дений этого писателя в старших классах.

В пятом классе на уроке внеклассного чтения предлагается изучение сказки-

были «Неизвестный цветок». При анализе этого произведения учитель обраща-

ет особое внимание на «неправильную гибкость» платоновского языка, по-

скольку, как отмечает литературовед Дмитриевская, у Платонова чувствование

мира показывает себя не с помощью языка, а через язык, через его неправиль-

ности и отклонения от нормы». Перед изучением сказки-были учащиеся полу-

чают опережающее задание: прочитать произведение и нарисовать неизвестный

цветок. В начале урока читают эпизод, где есть описание жизни цветка на пу-

стыре: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на свете».

В этих строках чувствуется щемящее одиночество, которым насыщен эмоцио-

нальный мир героев Платонова. Читательское восприятие пятиклассников отли-

чается эмоциональной активностью и слой сопереживания. Дети чувствуют в

описании цветка грусть, печаль и даже тоску. Учитель ставит вопросы:

-

Подумайте, какие слова в первых предложениях помогли вам понять на-

строение автора? ( Маленький - никто - на земле.)

-

Объясните ваш выбор ключевых слов. Почему важным оказалось не только

слово маленький, но и словосочетание на земле.

-

Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? ( маленький цветок -

на огромной земле)

-

Что говорит цветок девочке? (Меня никто не зовет, я один живу.)

Эти и другие вопросы помогают правильно расставить смысловые и эмоцио-

нальные акценты при анализе произведения Платонова.

Важную роль в понимании художественного произведения играет словарно-

фразеологическая работа. Она нашла отражение в подборе словосочетаний, по-

казывающих мучительные усилия неизвестного цветка: Семечко- цветок прию-

тилось, томилось, впилось в камень, жил, рос, собирал, сторожил ветер и

росу, трудился, превозмогал терпением.

-

Каким враждебным силам сопротивлялся цветок? (боль, голод, усталость,

безжизненность почвы на пустыре.)

-

Как можно передать одним словом жизнь цветка?

Обращаем внимание ребят на описание девочки Даши, на то, какие чувства она

испытывает. Два одиноких сердца тянутся к другим, находя надежду и опору.

Тезисы могут быть перенесены в рабочие тетради:

-

Каждый может оказаться одиноким в мире;

-

Для преодоления люди должны объединиться и осуществить «братство

звезд, зверей и людей»;

-

Против враждебных сил нужно бороться людям с чистыми помыслами и

открытым сердцем;

-

для преодоления трудностей нужна сила духа;

Зачитываем два последних абзаца:

-

Цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря?

-

Найдите выражения, описывающие жизнь цветка-сына.

-

Какие слова передают настроения повествования в конце сказки?

Обращаемся к рисункам с выставки. Учащиеся сопоставляют рисунки с описа-

нием цветка. Такая работа позволяет видеть многогранность художественного

образа, раскрыть возможности диалога между читателем-художником и писа-

телем.

-

Кому удалось нарисовать именно платоновский неизвестный цветок? Дока-

жите свое мнение текстом.

-

Как вы думаете, почему получились разные цветки, хотя мы все прочли одно

произведение?

Завершаем урок рефлексией, где ученики сопоставляют свои впечатления от

произведений до и после совместного анализа: «Я прочел сказку до урока и …,

а сейчас мне кажется …»

Восприятие слова учащимися индивидуально и субъективно, многое зависит от

их эмоциональной восприимчивости и воображения. Но размышление над сло-

вом, его анализ, интерпретация, сопоставление способствует формированию

коммуникативной компетенции.



В раздел образования