Напоминание

"Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Гаджиева Елена Вячеславовна
Должность: Воспитатель дошкольных групп
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №2" г. Минусинска
Населённый пункт: г. Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

ФГОС открывают новые направления и предъявляет новые требования к

организации воспитания и образования в дошкольных образовательных

учреждения.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются

первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем

возрасте».

Детский сад является первым значимым шагом в жизни ребенка. Семья и

детский сад стоят у истоков воспитания детей. И каким будет воспитание и

образование детей с раннего возраста во многом зависит наше будущее.

В процессе работы с педагогическим коллективом мною были выявлены

недостатки работы с родителями и проанализированы причины. Наблюдалась

нехватка взаимопонимания, такта, терпения, присутствие позиции «над» как с

одной, так и с другой стороны, которая мешает воспитателям установить

тесный контакт и организовать продуктивное взаимодействие с родителями в

позиции сотрудничества.

Моей задачей, как старшего воспитателя, было научить педагогов

взаимодействовать с родителями, чтобы помочь им сделать родителей

участниками воспитательного процесса и создать единое пространство

развития ребенка в семье и в ДОУ.

Из опыта работы я понимала, что недостаточно проводить консультации

и

размещать

информацию

на

стендах

для

родителей.

Необходимо

организовать интересное и полезное общение посредством нетрадиционных

методов, которые направлены на привлечение родителей к установлению

контактов и привлечение их к совместной воспитательно-образовательной

работы в ДОУ.

Мною в детском саду с педагогами проводились педсоветы, мастер –

классы, круглые столы, где были представлены памятки, алгоритмы и

выработаны интересные формы работы педагогов с родителями. Одним из

таких мероприятий является семинар –

практикум с воспитателями и

специалистами

«Современные

формы

взаимодействия

педагога

с

родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО».

Оригинальность состоит в том, что формы работы с родителями педагоги

предлагают современные, не повсеместно используемые в дошкольных

образовательных учреждениях, они могут быть использованы во всех уголках

нашей Родины.

Методической ценностью этой работы является то, что в семинаре –

практикуме

использованы

разнообразные

формы

и

методы

работы

с

педагогами. Они под руководством старшего воспитателя разными способами

добывают знания и формируют некий алгоритм, который в последствие могут

использовать, как педагоги, имеющие большой стаж и жизненный опыт, так и

молодые специалисты в дошкольном воспитании, которые только начинают

свою педагогическую деятельность.

Материал содержит комплексный подход к развитию профессиональных

компетенций педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников ДОУ.

Представленный мониторинг помогает определить уровень включенности

педагогов в эту тему и позволяет контролировать динамику развития их

компетенций

в

этой

области.

Его

можно

проводить

на

начальном,

промежуточном и заключительном этапе знакомства и изучения данной темы.

На заключительном этапе семинара – практикума сформирован материал,

так называемая Памятка по взаимодействию с родителями воспитанников.

Она полезна в использовании как молодыми специалистами ДОУ так и

воспитателями, имеющими большой стаж в работе, так как многие из

мероприятий являются современными, ранее не используемые в активной

практике.

Семинар – практикум с воспитателями и специалистами

«Современные формы взаимодействия

педагога с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в

вопросах взаимодействия с родителями воспитанников. Создание памятки для

пользования педагогами по эффективному общению и взаимодействию педагога

с родителями»

Оборудование: Музыкальный центр; мультимедийный проектор; емкость

от сухого бассейна; воздушные шары; нарисованные три ствола дерева; надписи

форм взаимодействия с родителями; изображение почвы около подножья дерева;

листья

деревьев

с

написанными

на

них

мероприятиями;

анкеты

для

воспитателей; ручки и карандаши по количеству участников семинара; таблица

«Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ» для

заполнения; карточки голубые, желтые и зеленые с мероприятиями, примерными

темами и ожидаемыми результатами.

Ход семинара

Создание эмоционального настроя и психологического комфорта.

В зале звучит музыка, настраивающая на приятное взаимодействие

педагогов. На экране мультимедийного проектора идет ряд фото взаимодействия

педагогов, детей и их родителей (игра, экскурсии, праздники, соревнования,

выставки семейных работ и т.д)

Приветствие коллег. Объявление темы семинара – практикума.

Семья. Детский сад. Какое значение они имеют в воспитании ребенка? Кто

должен воспитывать и учить: родители или воспитатели? Вопросов очень

много. Мы постараемся дать на них ответы в процессе сегодняшнего семинара –

практикума.

В качестве разминки педагогам предлагается прочесть на экране начало

пословицы и закончить ее.

Вся семья вместе, так и душа… (на месте)

Семья сильна, когда над ней … (крыша одна)

Послушному сыну родительский наказ не ломит… (спину)

Каков ясень, такой и клин. Какой отец, такой и … (сын)

Не будет добра, покуда в семье … (вражда)

Коли есть отец да мать, так ребенку… (благодать)

На что клад, когда в семье… (лад)

Семья в куче, не страшна и … (туча)

Один отец да одна мать значат больше чем 100… (учителей)

Мини-лекция.

Да, действительно, от родителей зависит, каким вырастет их ребенок, какие

ценности и традиции он возьмет из семьи, каким он вырастит человеком. Из

семьи ребенок попадает в детский сад, который является первым значимым

шагом в жизни ребенка. При этом очень важно поддерживать все добрые

начинания семьи, и привлекать родителей к сотрудничеству и взаимодействию с

педагогами детского сада в воспитании и образовании детей.

Это

подтверждается

нормативными

документами

дошкольного

образования, которые нацеливают нас на взаимодействие с родителями

воспитанников как гласит п.3.2.1 ФГОС «на основе сотрудничества, вовлечение

семей непосредственно в образовательную деятельность». Важно, чтобы педагог

не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой

организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС,

но и был открыт к общению с родителями.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике

является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями

дошкольников.

Все педагоги на нашей сегодняшней встрече имеют разный опыт работы,

различные квалификационные категории, обладающие разным характером. Но,

не смотря на это, зачастую сталкиваются с одинаковыми проблемами. Я передаю

слово

педагогу

психологу,

который

определит

вашу

проблему

во

взаимодействии с родителями.

Провожу

психологический тренинг

«Проблемы во взаимодействии с

родителями воспитанников ДОУ»

Как вы думаете, почему одним воспитателям

удается наладить с

родителями контакт, и они с удовольствием откликаются на все предложения

педагогов, а другим, как бы он не старался этого не удается? (ответы участников

семинара).

Да, действительно, каким бы не был детский сад, какие бы замечательные

педагоги в нем не трудились, всегда бывают проблемы и непонимания между

педагогами и родителями воспитанников.

Предлагаю воспитателям озвучить свои проблемы во взаимодействии с

родителями при этом каждый раз, вынимая из сухого бассейна воздушные шар.

Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется

сделать? (ответы участников)

Всем разным способом, но хочется от них освободиться.

Рефлексия в рамках тренинга.

Предлагаю положить их обратно, при этом называя предполагаемую вами

причину, почему это происходит.

Взаимопомощь.

Если кто-то затрудняется, будем помогать друг – другу искать причину.

Все шары оказались в емкости от сухого бассейна. Эта емкость с шарами и

будет наша одна общая проблема – проблема неправильной организации

сотрудничества с родителями. А целью – нахождение современных форм

продуктивного взаимодействия с родителями воспитанников детского сада.

Предлагаю педагогам назвать формы

взаимодействия с родителями.

Принимает ответы и озвучивает основные:

- наглядно-информационные

- познавательные

- совместная деятельность и досуговые мероприятия.

Применение метода наглядности.

Основные формы взаимодействия с родителями представлены в виде трех

стволов деревьев, на которых написаны названия каждой формы.

Предлагаю педагогам разделиться на три группы у каждого дерева. Способ

деления

на

группы

предлагает

выбрать

педагогам

самостоятельно

(многообразие способов деления на группы поможет использовать воспитателям

эти приемы на встречах с родителями на различных мероприятиях).

Каждая группа занимает место около одного из деревьев.

После этого старший воспитатель просит сформулировать цель к каждой

форме и представителя из каждой группы озвучить их.

Работа педагогов в группах. В это время старший воспитатель ходит между

столами, слушает рассуждения педагогов, при необходимости оказывает

помощь.

Первая группа

Наглядно-информационные

направлены

на

выявление

интересов,

запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами

и родителями. Они помогают лучше ориентироваться в педагогической

потребности каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Вторая группа

Познавательные формы повышают психолого-педагогическую культуру

родителей. Их суть знакомить родителей с возрастными и психологическими

особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических

навыков воспитания детей, формирование практических навыков воспитания

детей.

Третья группа

Совместные мероприятия и досуговые формы призваны устанавливать

теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты

между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители

становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском

саду культурным центром, сплачивающим родителей – единомышленников.

Единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Работа с импровизированной схемой.

Цели форм общения с родителями размещаем у подножья каждого дерева.

Далее предлагаю разместить на определенном стволе листья деревьев, на

которых написаны различные мероприятия (анкетирование, информационные

газеты, проекты, гость дня, копилка семейных советов, соревнования, мастер –

классы и т.д.)

Три группы воспитателей с общего подноса берут листья с названием

мероприятий по взаимодействию с родителями и размещают подходящие на

своих деревьях.

По

очереди

воспитатели

каждой

группы

озвучивают

мероприятия,

помещенные в виде листьев на ствол дерева. Коллегиально все педагоги при

необходимости корректируют месторасположение и помещают на нужное

дерево.

Рефлексия.

Какие виды мероприятий вы применяете в своей работе? Какие из них вам

не знакомы? О каких, вам хотелось бы узнать подробнее? Какие вы хотели бы

освоить и включить в активную практику во взаимодействии с родителями?

Прошу педагогов написать на листьях свои мероприятия, проводимые

педагогами, относящиеся к определенной форме взаимодействия с родителями.

Педагоги пишут их на листиках и закрепляют к своему дереву.

Методов сотрудничества с родителями много, но очень важен подход, стиль

общения педагога и родителя. И от того насколько грамотно выбран путь

взаимодействия, зависит результат. Далее педагогам предлагается ответить на

вопросы анкеты, приготовленной для них на столах.

Заполнение и анализ воспитателями анкеты «Позиция воспитателя по

отношению к родителям воспитанников ДОУ»

Анкета

«Позиция воспитателя по отношению к родителям

воспитанников ДОУ»

Инструкция. Из предложенных утверждений необходимо выбрать одно,

которое, на ваш взгляд более приемлемо для вас.

I.

I-А Родители должны беспрекословно слушать все мои советы, и делать

так, как я им советую.

I-Б. Воспитателю нужно слушать родителей, узнавать, как происходит

воспитание ребенка в семье и делать так же.

I-В. Только сотрудничество воспитателей и родителей даст положительный

результат в воспитании и образовании детей.

II.

II-А Я должна быть как педагог всегда в центре внимания и постоянно

находиться в общении с родителями

II-Б Необходимо держаться в тени и лишний раз не подходить к родителям

II-В Нужна золотая середина в общении с родителями. Нельзя быть

навязчивой. Действуй по принципу «Умей во время сказать – умей и

промолчать»

III.

III-А Родители должны быть бесконечно благодарны мне, за то, что я целый

день нахожусь с их детьми и занимаюсь их воспитанием.

III-Б Родители совсем не обязаны благодарить меня за воспитание своих

детей. Это моя работа.

III-В Только сотрудничество педагога и родителя, общение и совместный

труд помогут в воспитании детей.

Анализ анкеты.

Если ваши ответы

под литером «В» – вы являетесь педагогом с

современными взглядами на взаимодействие с родителями воспитанников и

ваши подходы принесут положительные результаты.

В других случаях есть опасность, что у вас превалирует авторитарный или

попустительский стиль общения.

В этих случаях зачастую родители и

воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и занимают оборону,

считая свое мнение единственно правильным.

Наша задача состоит в том, чтобы наладить контакт и двигаться в одном

направлении к общей цели.

Рефлексия.

Самоанализ своих ответов на вопросы анкеты каждого педагога.

Из анкетирования, проведенного в рамках этой встречи, мне понятно, что

иногда воспитателям трудно общаться с некоторыми родителями. Играет роль

отношение родителя к педагогу, отсутствие гибкости у самого воспитателя и

другие факторы.

Есть среди вас и такие, которые отметили все ответы с литером «В», но

вначале встречи озвучивали проблемы с родителями из своей практики. Но

радует то, что вы на этом этапе понимаете «как надо», «как правильно»

построить взаимодействие с родителями согласно современным требованиям.

Совет психолога

в общении с родителями «Три правила успеха» с

использованием ИКТ.

Первое – всегда демонстрируйте свою готовность к общению, Необходима

искренняя доброжелательная улыбка. Для нас это ничего не стоит, но это

помогает установить контакт. Родитель понимает, что здесь ему рады, здесь ему

при любом обстоятельстве окажут поддержку. Даст уверенность, что их ребенок

находится в положительной атмосфере покоя и понимания.

Второе

– употребляйте при разговоре имя и отчество родителя. Это

оказывает положительное влияние, сближает и усиливает взаимопонимание.

Третье – не скупитесь на комплименты. Может возникнуть вопрос, какие?

Например, почему бы не похвалить их за то, что у них такой трудолюбивый сын

или хозяйственная дочь, приведя пример из жизни детского сада. Сказать, что

их заслуга в том, что ребята знают много сказок, которые им читают на ночь

родители или похвалить за любые достижения их детей.

Польза этих советов состоит в том, что они вернутся к вам. Вам непременно

ответят улыбкой на улыбку. Пусть не с первого раза, но это обязательно

произойдет. Ваше обращение к родителю по имени вернется к вам, и вы гораздо

чаще будете слышать в свой адрес уважительное обращение по имени, отчеству.

А ваши комплименты родителям порадуют и вас, потому что редко кто из них не

понимает вашу общую заслугу в том, о чем было сказано. Сказанное ими об

этом будет приятно слышать и вам. А самое главное, между вами возникнет

контакт и взаимопонимание, которое окажет положительное влияние на ваше

сотрудничество.

Эти советы вам понадобятся на любом мероприятии с родителями. Пришло

время переходить к практической деятельности и вернуться к формам общения.

Практическая деятельность.

Предлагаю подойти к столу и обратить внимание на три стопки карточек и

таблицу, которую необходимо заполнить с их помощью. В таблице три колонки

«Мероприятия», «Примерные темы» и «Ожидаемые результаты».

Поочередно предлагаю несколько вариантов работы с таблицей.

Работа с первым разделом таблицы.

Первый вариант заполнения таблицы в первом разделе.

В таблице

заполнена первая и третья колонка «Мероприятия» и «Предполагаемые

варианты». Педагоги зачитывают обе. Их задача из предложенных на карточках

тем, выбрать подходящие для второй колонки. Какие темы подходят для

указанных мероприятий.

Анализ проведенной работы.

Рассматриваем таблицу, зачитываем мероприятия и темы. Если есть

разногласия, обсуждаем и меняем карточки местами.

Прошу педагогов определить, с какой формой взаимодействия с родителями

сейчас работали? (наглядно – информационной), напомнить ее цель (выявление

интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между

педагогами и родителями). Заполняется верхняя часть таблицы (форма, цель).

Работа с вторым разделом таблицы.

Второй вариант заполнения таблицы во втором разделе. На столе рядом с

таблицей лежат карточки, которые имеют разный цвет:

Желтые – «Примерные темы»

Зеленые – «Ожидаемые результаты»

Первая колонка заполнена, ваша задача заполнить с помощью карточек, на

которых дана информация, остальные колонки.

Ваша задача заполнить карточками таблицу в полном соответствии.

Осуществляется показ одним из педагогов как сделать выбор и что куда

поместить.

Все педагоги приступают к работе, определяя место каждой карточке.

Анализ проведенной работы.

Рассматриваем таблицу, зачитываем содержимое. Если есть разногласия,

обсуждаем и меняем карточки местами.

Прошу педагогов определить, с какой формой взаимодействия с родителями

сейчас работали? (познавательные формы), напомнить ее цель (повышение

психолого-педагогической

культуры

родителей,

знакомство

родителей

с

возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста,

формирование практических навыков воспитания детей). Заполняется верхняя

часть таблицы в этом разделе (форма, цель)

Работа с третьим разделом таблицы.

Третий вариант заполнения таблицы в третьем разделе. На столе рядом с

таблицей лежат две стопки карточек:

Голубые – «Мероприятия»

Желтые – «Примерные темы»

Ваша задача заполнить карточками таблицу в полном соответствии по

аналогии с двумя предыдущими разделами, самостоятельно заполнив колонку

«Ожидаемые результаты»

Все педагоги приступают к работе, определяя место каждой карточке и

заполняя третий столбец.

Анализ проведенной работы.

Рассматриваем таблицу, зачитываем содержимое. Если есть разногласия,

обсуждаем и меняем карточки местами.

Прошу педагогов определить, с какой формой взаимодействия с родителями

сейчас

работали?

(совместная

деятельность

и

досуговые

мероприятия),

напомнить ее цель (установление теплых, неформальных, доверительных

отношений, эмоциональных контактов между педагогами и родителями, между

родителями и детьми, создание эмоционального комфорта в каждой группе.).

Заполняется верхняя часть таблицы в этом разделе (форма, цель)

Рефлексия по итогам семинара – практикума.

Чему была посвящена наша сегодняшняя встреча?

Что нового узнали для себя?

Где испытали трудности?

Что из услышанного и увиденного вы готовы взять в практику своей

деятельности и использовать в работе с детьми и взаимодействии с их

родителями?

Какая польза от того, чем мы сегодня с вами занимались?

(ответы педагогов, одним из которых является то, что сегодня был

сформирован материал, так называемая памятка по взаимодействию с

родителями воспитанников. Она полезна в использовании молодыми

специалистами ДОУ и воспитателями, имеющими большой стаж в работе,

так как многие из мероприятий являются современными, ранее не

используемые в активной практике.

Задание для самостоятельного выполнения педагогами вне семинара.

Просмотрите внимательно таблицу, подумайте, какие мероприятия в разных

формах взаимодействия с родителями вы используете, но о них не было сегодня

сказано.

Самостоятельно

в

течение

недели

дополните

таблицу

своими

«изюминками», вписав в любой раздел таблицы. Через неделю материал будет

сформирован, отпечатан, помещен в методическом кабинете для доступного

использования воспитателями и специалистами детского сада.

(Приложение № 1)

Благодарю за продуктивную работу всех педагогов. И предупреждаю о

грядущем комплексном контроле «Взаимодействие детского сада с семьей в

едином образовательном пространстве ДОУ», запланированном на февраль 2019

года.

Все необходимые материалы по комплексному контролю предоставлены в

Приложении

№ 2. План – график тематической проверки «Взаимодействие с родителями

воспитанников ДОУ»

№ 3. Карта «Наличие наглядно-информационных материалов для родителей»

№ 4. Карта проверки плана воспитательно-образовательной деятельности на

наличие мероприятий по взаимодействию с родителями воспитанников.

№ 5. Тестовый опрос воспитателя для изучения особенностей понимания и

принятия педагогом взаимодействия с родителями.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

НАГЛЯДНО – ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Цель: выявление

интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами и

родителями.

Мероприятия

Примерные темы

Ожидаемые результаты

Опросы, тесты,

анкетирование,

социальный паспорт

Тесты:

«Знаете ли Вы своего ребёнка?»

«Готов ли Ваш ребёнок к школе?»

Анкеты: «Культурно-

гигиенические навыки Вашего

ребенка»

«Удовлетворенность работой

дошкольного учреждения»

«Дополнительные

образовательные услуги в детском

саду»

Опросы: «С каким настроением

ребёнок идёт в детский сад»

«Чем любит заниматься Ваш

ребёнок в детском саду»

«В какой информации, связанной

с работой ДОУ Вы нуждаетесь

больше всего»

Правильно сформулированные вопросы анкеты,

тестирование и опрос родителей дают важную

информацию по интересующим воспитателя

(психолога, логопеда и других специалистов)

вопросам, проанализировав которую, педагоги

планируют работу по организации учебно-

воспитательной деятельности

Почтовый ящик

доверия или телефон

доверия

«Мы решим ваши проблемы»

«Ваш вопрос – наш ответ»

Родители могут получить по телефону

консультативно-психологическую помощь, в том

числе в случаях жестокого обращения и насилия, а

также в случаях сексуального насилия. Сигналы о

нарушении прав детей специалисты телефона

доверия могут передавать в органы и учреждения по

защите прав детей. Кроме того, здесь можно

получить консультацию по дальнейшему решению

проблемы, получить совет, где и как искать выход из

сложившейся ситуации.

Мобильные

консультации

«Ребёнок и телефон»

«Рисуем вместе с детьми»

«Детское экспериментирование»

Мобильные консультации, грамотно построенные

специалистами (воспитателями, педагогом –

психологом, музыкальным руководителем и др.)

помогут родителям воспитанников получить нужную

информацию в разных сферах и ответы на

волнующие их вопросы.

Дни открытых дверей

«Счастливая дорога в детский сад

от домашнего порога»

«Соберём своих друзей»

«Детский сад встречает родителей

и ребят»

Дни открытых дверей в ДОУ дают возможность

привлечь родителей к сотрудничеству, интерес и

возможность посмотреть, принять активное участие,

в организации режимных моментов и прожить этот

день не рядом, а вместе с детьми.

Открытые занятия

(НОД)

«Мы в стране Светофории»

«Кем работать нам пойти? Чем

нам заниматься?»

«Путешествуем по временам

года»

Родители присутствуют в качестве гостей либо

активных участников – помощников воспитателя на

занятии. Видят своих детей в непривычной

обстановке, участвуют вместе с ними во всех делах.

Учатся ставить вопросы, организовывать разные

виды деятельности с детьми, добиваться результатов.

Затем эти умения родители могут использовать в

домашних условиях.

Индивидуальные и

групповые

консультации

«Любимые детские блюда»

«Игры на кухне»

«Речевые игры на прогулке»

«Возрастные особенности детей»

Консультации способствуют созданию

доверительных, откровенных отношений с

родителями, особенно с теми, кто отрицает

необходимость сотрудничества.

Формирование у родителей представлений о

развитии детей, методах воздействия на это развитие.

Информационные

стенды, сайт ДОУ

«Для Вас, родители»

«Будьте здоровы»

Информационные стенды, красочно оформленные

помогут повысить компетенцию родителей в

«Уроки безопасности»

«Обязанности родителей»

различных вопросах психолого-педагогической

науки, направлены на обогащение знаний родителей

об особенностях развития, образования детей

дошкольного возраста.

Приглашение

родителей на

итоговые

мероприятия по

тематическим

неделям;

«Наши крылатые друзья»

«В гости к бабушке Федоре»

«Все профессии нужны,

все профессии важны»

Родители принимают активное участие в

организации и проведении итоговых мероприятий.

Приобретают организаторские навыки, наблюдают за

успехами своих детей, понимают, о чем можно

поговорить и что повторить дома.

Создание

тематических

памяток;

Рекомендации по теме «Наш лес

осенний золотой, словно терем

расписной»

«По лесной тропе шагаем, всех

животных изучаем».

Тематические памятки помогут родителям узнать,

чем занимался ребенок в саду, что сегодня изучал, а

также повторить изученное в последующей беседе с

ребенком дома, в совместной деятельности. Можно

использовать в соответствии с темой недели.

Информационные

газеты

«СМИ о нас без прекрас»

«Улыбнитесь!»

«Страничка здоровья»

«Наши успехи»

«Домашняя игротека»

Способствуют повышению активности и

ответственности семей воспитанников детского сада

и привлечение родителей к сотрудничеству в

вопросах развития детей. Способствуют

обеспечению информационно- просветительской

поддержки выбора родителями направлений в

развитии и воспитании посредством выработки

компетентной педагогической позиции по

отношению к своему ребенку.

Семейный альбом

«Я и моя семья»

«Наши увлечения»

«Традиции нашей семьи»

Совместное участие родителей и детей в создании

«Семейных альбомов» способствует созданию

родительско – педагогического сообщества, которое

направит свою деятельность на развитие ребенка.

Галерея добрых дел

«Делать будем хорошо и не будем

плохо»

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Родители с детьми заполняют добрыми делами

серединку цветка (пишут, какие добрые дела сделали

вместе) и к концу недели в горшочке или в вазе

появляется целый букет добрых дел. Совместная

деятельность сплачивает родителей и детей.

Родители учатся обсуждать дела, которые приносят

пользу людям, растениям, животным. Учат детей

делать добрые дела. Помещенные на стенде записи

дают возможность остальным мамам и папам

повторить со своим ребятам добрые дела.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Цель:

повышение

психолого-педагогической

культуры

родителей,

знакомство

родителей

с

возрастными

и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания

детей.

Мероприятия

Примерные темы

Ожидаемые результаты

Родительские

собрания, в том числе

в нетрадиционной

форме

«Родительская любовь»

«Под крышей дома моего»

« На пороге школы»

Осознание родителями необходимого проявления

своих

чувств

к

ребенку.

Признание

важности

проявления поддержки и любви родителя к ребенку.

Практические

советы

по

вопросам

семейного

общения

помогут

раскрыть

разные

причины

возникновения барьеров между взрослыми и детьми.

Проявление

интереса

родителей

к

содержанию

образовательного процесса ДОУ, увеличение числа

вопросов к педагогу-психологу, касающиеся ребенка

внутреннего мира его личности.

Открытие игротеки

«Поэтический калейдоскоп»

«Фабрика игр»

«Вместе веселей»

«Большая стройка»

«Истории на кубиках»

«Кто самый умный?»

«Пазлодром»

Даёт возможность оказать помощь педагогам и

родителям

в

решении

проблем

организации

игрового взаимодействия. Создаёт благоприятные

условия для развития личности каждого ребенка,

развития

и

гармонизации

детско-родительских

отношений, содействия в решении психологических

проблем семей.

Аукцион – собрание

«Продажа полезных

советов» и другие

Аукцион полезных советов

Педагогическая конференция -

аукцион

Привлечение родителей к обмену мнениями по

актуальным для них вопросам, оформление стенда

«Копилка родительского опыта»

Всё

это

способствует

не

только

повышению

психолого-педагогической

компетентности

родителей, но и формированию их коммуникативной

культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Возможность обменяться опытом в виде «продажи»

полезных советов по выбранной теме в игровой

форме. Советы, набравшие большее количество

фишек, также оформляются в картотеки или альбомы

«Педагогическая копилка: родители для педагогов»,

«Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

Мини-библиотека по

темам

«Любящим родителям про

любимых деток»

«Для вас, родители»

«Полезные книги для мам и пап»

Тематические выставки книг с правом использования

дома с познавательной литературой для родителей

дадут возможность родителям сократить время на

поиски полезного материала и информации о

воспитании и образовании детей, найти полезные

советы. Даст возможность родителям

воспользоваться ею для самообразования.

Пропаганда

семейного опыта

«Маршруты выходного дня»

«Хорошо, что есть семья, которая

от бед спасет меня»

«Семейный калейдоскоп»

Возможность побыть с ребенком, завлечь,

заинтересовать личным примером.

Способствует пополнению знаний родителей о

привитии детям нравственных качеств,

ответственности, приобщение к семейным

ценностям, оказанию помощи в воспитании детей из

собственного опыта.

Аукцион – собрание

«Продажа полезных

советов» и другие

«Моя профессия – самая лучшая»

«Формирование фонематическое

восприятие ребенка»

Родители на мероприятии делятся полезными

советами друг с другом. Как они решают ту или

иную проблему, как организую какую-либо

интересную деятельность с детьми дома. Игры,

«Кризис трех лет»

приемы, советы помогут родителям самостоятельно

работать

над этой темой

Полученные знания помогут родителям учитывать

возрастные особенности ребенка в решении

проблемных ситуаций, выбрать новые навыки

взаимодействия с ребенком.

Родительские клубы,

гостиные

семейный клуб «Здоровячек»

семейный Клуб «Будущий

первоклашка»

Родители получат помощь в освоении навыков

физического

воспитания

детей.

Появится

возможность

привлечь

к

участию

не

только

родителей детей, но и бабушек, дедушек, старших и

младших братьев и сёстёр. Совместное участие в

упражнениях, подвижных играх, тренингах, дарит

радость, веселье сплотит детей и взрослых.

Педагогическое просвещение семей воспитанников,

расширение

и

углубление

знаний

родителей

в

области дошкольной психологии и педагогики.

Содействие

сохранению

и

укреплению

психологического здоровья детей и родителей.

Оказание квалифицированной консультативной и

практической помощи родителям по проблемам

воспитания и развития ребенка.

Формирование единого пространства семьи и ДОУ в

воспитании и развитии дошкольников, их подготовке

к обучению в школе.

Активизация и обогащение воспитательных умений

родителей,

поддержка

их

уверенности в

собственных педагогических возможностях.

Экологический клуб

Педагогическая гостиная

«Проблемы в общении родителя с

ребенком»

«Детский рисунок – ключ к

внутреннему миру ребенка»

Использование народных игр с

ребенком в жизни вашей семьи»

Привлечение

родителей

к

сотрудничеству

с

коллективом ДОУ в плане единых подходов к

воспитанию ребенка.

Занятия в данном клубе способствуют расширению

сотрудничества с родителями по экологическому

воспитанию детей, объединяют родителей.

Родители являются активными участниками в жизни

детского сада, а также ориентируются в вопросах,

касающихся воспитания и поведения детей.

Привлечение родителей

к участию в различных

мероприятиях,

обсуждение

либо

намеченных

мероприятий, либо анализ прошедших, подведение

итогов.

Обсуждение

причин

возникновения

конфликтных ситуаций в общении с ребенком,

поиск удачных способов родительского поведения.

Привлечение

внимания

родителей

к

ценности

изобразительного творчества детей - как источника

познания внутреннего мира ребенка, особенностей

восприятия им окружающего.

Ознакомление родителей с детской игрой - как

деятельностью, которая в условиях семьи наиболее

полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом,

познавательном

и

эмоциональном

общении

со

взрослым.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель: установление теплых, неформальных, доверительных отношений, эмоциональных контактов между педагогами и

родителями, между родителями и детьми, создание эмоционального комфорта в каждой группе.

Мероприятия

Примерные темы

Ожидаемые результаты

Праздники,

развлечения и

совместные досуги

Осень в гости к нам пришла»

«Праздник лета»

«Зимние забавы»

Родители становятся более открытыми для общения.

В неформальной обстановке увидят своих детей,

примут во внимание при подготовке к праздникам

взаимодействовать с детьми, что им по силам в

оформлении

и

содержании

развлечений.

Это

пригодится им в организации домашних праздников

в кругу семьи.

Соревнования

«Мама, папа, я – спортивная

семья»

«Семейная спартакиада»

«Экозарница»

«Юные патриоты»

Совместные спортивные соревнования способствует

сплачиванию семьи.

Своим участием поддерживают у детей интерес к

физическим

упражнениям

и

здоровому

образу

жизни,

умеют

создать

эмоциональный

настрой,

атмосферу дружелюбия.

Родители

помогут детям

закрепить

знания

о

правилах поведения в лесу. Примут участие в

создании экологических плакатов

Конкурсы

«Лучший папа детского сада»

«Мой край родной»

«Ах, какой я молодец!»

Окажут содействие в укреплении благоприятного

микроклимата

в

семейных

отношениях.

Будут

задействованы в совместной с детьми деятельности.

Родители

становятся

более

раскрепощенными,

открытыми, готовыми к сотрудничеству. Сплотят

отношения родителей и детей общим делом и

подготовке к конкурсам.

Выставки

совместного

творчества

«Красавица — осень в гости

пришла» (лучшая поделка из

овощей, фруктов, природного

материала)

« Новогодний маскарад»

« Масленица»

Родители и дети демонстрируют свои творческие

возможности, проявляют таланты при подготовке к

разным творческим выставкам. Родители совместно с

детьми изготавливают рисунки, аппликации, оригами

и другие поделки для размещения в группе или холле

детского сада. У детей вызовет чувство гордости за

поделку, которую он сделал вместе с родными.

Практическая

деятельность в уголке

творчества

«Художник и природа родного

края»

«В осеннем лукошке всего

понемножку»

Родители

создают

атмосферу

заинтересованного

общения с детьми в уголке творчества, вместе

наблюдая за

природой

и

окружающим

миром;

практикуются в выполнении работ в плоскостной и

объёмной технике.

Акции, проекты

Акция «От нашей семьи - вашей»

Акция «Права и обязанности

детей»

Проект «От сердца к сердцу»

Проект «Растем и развиваемся

вместе»

Организация таких видов деятельности помогает

педагогам, родителям и детям вместе планировать,

составлять мероприятия, добиваться поставленной

цели. Акции и проекты направлены на освоение

чего-то

нового

и

внедрение

в

активную

повседневную

жизнь.

Большинство

из

них

направлено на организацию добрых дел.

Родители

обучаются

практическим

приёмам

организации

досуга

детей,

взаимодействию

с

разными организациями. Это очень поможет в плане

социализации дошкольников в

дальнейшей жизни.

Маршруты выходного

дня

«По улицам родного города»

«Отдыхаем на природе с пользой»

Мотивация на предстоящую деятельность. Помощь

детскому саду в сборе иллюстрированного материала

с достопримечательностями города; книг, журналов,

открыток, вырезок из газет, видеофильмов о городе.

Родители заинтересованы и участвуют в процессе

вовлечения

дошкольников

в

мир

культурных

ценностей, в историю родного края; составляют план

выходного дня. Организуют деятельность в семье

либо групповую совместно с другими детьми и

родителями.

Экскурсии

Экскурсия «Путешествие по

городу»

«Экскурсия в школу»

Возьмут

на

себя

обязанности

экскурсовода,

познакомят с понятием «малой родины», улицами,

жилыми домами и общественными зданиями, их

назначением; покажут место своей работы.

Удовлетворят свои желания узнать о предстоящей

жизни будущего

ученика; исследуют внутреннее

устройство школы; дадут детям дельные советы как

вести себя в этом заведении. Помогут педагогам

вовлечь детей в процесс подготовки к школе.

Тематические

гостиные, вечера

Родительская гостиная

«Физическое воспитание в семье»

Творческий вечер «По страницам

книг детских писателей»

Их организация поможет родителям повысить свою

психолого-педагогическую грамотность, познакомит

со спецификой воспитания и обучения их ребенка.

Родители

смогут

изнутри

понаблюдать

за

деятельностью

дошкольной

организации.

Тематические вечера и гостиные помогают повысить

уровень взаимопонимания, взаимопомощи между

детьми

и

родителями,

приобщатся

к

подбору

музыкального и игрового материала, организовывать

досуг своих детей и в домашних условиях в том

числе.

Творческие

объединения

родителей и детей

«Народные промыслы»

(роспись предметов)

«Бисер рассыпной»

(бисероплетение)

«Журавлик» (оригами)

«Узелок за узелком»

(вязание крючком)

Родители

приобретают

опыт

участия,

а

впоследствии

и

руководства

творческим

объединением, смогут передать свои умения своим

детям. Вместе с детьми будут изготавливать на

творческих объединениях изделия в разных техниках

(роспись по дереву, ткани; макраме, бисероплетение,

оригами, вязании крючком.

Групповые

консультации на

«Детская застенчивость»

«Характер ребёнка зависит от

Вас»

После консультаций родители могут выбрать из

предоставленной

воспитателями

более

удачные

формы

обращения

с

ребёнком,

дать

оценку

примере телепередач:

«Поле чудес»,

«Угадай мелодию»,

«Что, где, когда?»

«Можно» и «нельзя» в нашей

семье»

«Вопросы детей, которые ставят

взрослых в тупик»

различным

способам

взаимодействия

с

детьми

дошкольного возраста, смогут конструировать новую

модель действий, отношений.

Результатом деловых игр является выработка и

закрепление

определенных

навыков,

поддержать

детские

интересы,

умение

предупредить

конфликтные ситуации дома и в детском саду.

Педагогический

случай и т.д.

«Почему дети обманывают»

«Если у ребёнка нет друзей»

«Мой ребёнок кусается»

Повышение педагогической грамотности родителей

по

вопросам

воспитания

и

обучения

ребёнка,

решение

проблемных

вопросов,

активизация

педагогических

умений

родителей.

С

помощью

специалистов

родители

могут

проанализировать

ситуацию со всех сторон и найти приемлемое

решение.

Семейный досуг

«Игры на кухне»

«Соленое тесто вылепим вместе»

«В гостях у сказки»

Родители

реализуют

свои

потребности

в

содержательном

познавательном

общении,

что

оказывает развивающее воздействие на детей и

взрослых, повышает их культурный уровень.

Дети

становятся

более

открытыми,

раскрепощёнными, они могут свободнее общаться не

только с педагогами, но и друг с другом, и с

родителями своих друзей.

Круглые столы с

родителями и детьми

«Знаете ли вы своего ребенка?»

«Что читать детям старшего

возраста?»

«Если ребёнок плохо ест»

Родители видят на таких мероприятиях ребёнка в

обстановке отличной от домашней, а так же

наблюдают процесс его общения с другими

детьми и взрослыми. Дети получают возможность

разобраться в той или иной информации, а

родители, незаметно для себя, с увлечением

передают им свои опыт и знания.

Участники

самостоятельно

ищут

собственный

подход

к

решению

актуальных

проблем

воспитания детей.

Педагогический

университет

«Как мы играем со звуками»

«Учим ребёнка определять

время»

«Воспитание трудовых навыков»

Родители знакомятся с детскими играми, овладения

методикой

организации

воспитания

в

семье,

навыками конструирования, планирования занятий с

детьми, обучения технологии изготовления игрушек

и пособий, организации развивающей среды.

Повышается

уровень

воспитательных

умений

и

педагогической культуры родителей.

Родители проинформированы об успехах,

достижениях ребёнка.

Музыкальная

гостиная

«Накануне Рождества»

«Колыбельная для дочки и

сыночка»

Установление

эмоционального

контакта

между

педагогами, родителями, детьми.

Совместные

мероприятия

позволяют

родителям:

увидеть

изнутри

проблемы

своего

ребенка,

трудности

во

взаимоотношениях;

апробировать

разные подходы; посмотреть, как это делают другие,

то есть приобрести опыт взаимодействия не только

со

своим

ребенком,

но

и

с

родительской

общественностью в целом.

Презентация семьи

«Мы - Ивановы»

«Как папа был маленьким»

«Наш выходной день»

Расширит представления взрослых и детей о семье,

её традициях, обычаях и традициях в русской

культуре, связанных с семьёй.

Позволит

сделать

интересный

семейный

опыт

доступным для всех желающих.

Создание библиотеки

для родителей и детей

Библиотека для родителей

«Любящим родителям про

любимых деток»

Воспитатели и специалисты готовят и предоставляют

родителям книги и брошюры по воспитанию и

образованию

детей

дошкольного

возраста,

с

советами

педагогов,

психологов

и

других

специалистов. Родители знакомятся с ними в стенах

детского сада либо по желанию дома, получают

нужную для себя информацию как теоретической

направленности

(возрастные

и

психологические

особенности дошкольников, что могут уметь дети в

определенном возрасте…), так и практической (как

изготовить с ребенком открытку к празднику, как

организовать домашний театр…)

Семейная библиотека

«Мамина книжка»

«Всезнайка»

«По сказочным дорожкам»

Возрождение чтения в кругу семьи, посещение

библиотеки ДОУ. Воспитание бережного отношения

к книге. Библиотека помогает родителям подобрать

рекомендуемую педагогами детскую литературу и

игры для проведения домашнего досуга.

В семейной библиотеке есть возможность обмена

семей

детскими

книгами.

После

прочтения

и

рассматривания книги возвращаются в библиотеку и

используются другими читателями.

Изготовление книг

«Книги о зверятах»

«Мы сочинили сказку»

«Библиотека научных открытий»

Родители

приобретают

опыт

совместной

деятельности с детьми. Учатся обговаривать сюжет,

подбирать фотографии – иллюстрации. Описывать

случаи из жизни или сочинять сказочные сюжеты.

Гость дня (родители в

группе читают детям,

мастерят с ними,

беседуют….) и другие

«В гости к нам пришел

Светофорик»

«Мастерская моей мамы»

«Бабушкины сказки»

Вовлечение

родителей

в

образовательную

деятельность.

Построение

образовательного

процесса на основе партнерских взаимоотношений

всех его участников взрослых (родители, педагоги) и

детей. Укрепление детско-родительских отношений.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном

пространстве ДОУ»

Цель: определить уровень взаимодействия детского сада и семьи в

формировании отношений, основанных на принципах гуманно-личностной

педагогики, через реализацию современной модели по ФГОС.

Срок проведения: _________________

План тематической проверки:

п/п

Вопросы контроля

Методика

Дата

1.

Содержание,

оформление наглядной

информации для

родителей.

Посещение групп. Анализ

информации в родительских

уголках.

2.

Планирование

взаимодействия с

родителями.

Анализ календарных и

перспективных планов.

3.

Родительские собрания.

Формы проведения.

Анализ протоколов групповых

родительских собраний.

4.

Содержание работы по

взаимодействию

детского сада и семьи.

Наблюдение различных форм

взаимодействия с родителями.

5.

Паспорт семьи.

Сведения о родителях.

Анализ работы с семьями по

созданию паспорта семьи. Беседы с

педагогами.

6.

Анализ эффективности

взаимодействия детского

сада и семьи.

Анкетирование родителей и

педагогов.

7.

Принятие педагогами

родителей.

Тестовый опрос педагогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

КАРТА НАЛИЧИЯ НАГЛЯДНО – ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП

п/п

ОСНОВНЫЕ

КРИТЕРИИ

ГРУППЫ

1

2

3

4

5

6

Дополнительные

примечания

1.

Информационный стенд

для родителей (режим,

возрастные особенности)

2.

Рубрика Здоровья

3.

Меню

4.

Тема и информация о

тематической неделе.

Идеи, просьбы, задания.

5.

Чем занимались сегодня

6.

Наличие тематических

консультаций, памяток

плановых, по запросу

родителей.

7.

Выставки творческих

детских работ.

8.

Привлечение родителей

к общим делам группы,

сада.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Группы

Индивидуальные

беседы

Консультации

Совместные

тематические

мероприятия

Вариативная

деятельность

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

КРИТЕРИИ

Параметр отсутствует – 0 баллов

Параметр присутствует частично – 1 балл

Параметр присутствует в полном объеме

\

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

ТЕСТОВЫЙ ОПРОС ВОСПИТАТЕЛЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ И ПРИНЯТИЯ ПЕДАГОГОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Цель:

Изучение особенности понимания и принятия педагогами взаимодействия с

родителями.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными суждениями. Если Вы

согласны, обведите порядковый номер.

1.

Считаю, что родители воспитанников полностью удовлетворены моей

работой с детьми.

2.

Родители уверенны в моем хорошем отношении к их ребенку.

3.

Общаясь с родителями, я постоянно привлекаю их к участию в

различных видах деятельности, режимных моментах.

4.

Общение с родителями я строю «на равных» - это позволяет мне

установить хороший контакт с семьями воспитанников.

5.

Оформляя предметно – развивающую среду в группах, я ориентируюсь

на мнение родителей и использую их советы.

6.

Прежде чем составлять и готовить мероприятия с родителями

(мобильные консультации, семинары, практикумы и др.) ориентируюсь

на запросы от родителей.

7.

Ежегодно в начале и конце учебного года анкетирую, опрашиваю

родителей на различные темы воспитания и образования детей в детском

саду.

8.

Постоянно готовлю памятки с различной информацией для родителей

воспитанников.

9.

Всегда чутко реагирую на возникающее непонимание между мной и

родителями воспитанников, ищу ответ в себе и стараюсь исправить

ситуацию при необходимости, используя различные резервы.



В раздел образования