Авторы: Хохлова Людмила Альбертовна, Айткалиева Рабига Самаргалиевна
Должность: педагоги-психологи
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 56" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Тревожные дети
Раздел: дошкольное образование
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся
повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчиво-
стью. Важно своевременно распознать их, т.к вовремя оказанная помощь мо-
жет предотвратить развитие у них невротических состояний и неврозов.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями тревоги и большим
количеством страхов, причем даже в тех ситуациях, в которых ребенку ниче-
го не грозит. Они отличаются особой чувствительностью, мнительностью и
впечатлительностью Тревожные дети характеризуются низкой самооценкой,
в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружа-
ющих. Они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них,
склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой
испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на заняти-
ях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные
дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитате-
ля тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может
быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как
правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками оде-
жду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вред-
ным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы,
выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции с собственным
телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать
тревожных детей помогает и рисование. Их рисунки отличаются обилием
штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений.
Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте —
неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителя-
ми, особенно с матерью. Так, отвержение, неприятие матерью ребенка вызы-
вает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в лю-
бви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает
условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут лю-
бить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его
добиваться ее удовлетворения любыми способами. Детская тревожность мо-
жет быть следствием и таких отношений ребенка с матерью, когда мать ощу-
щает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и
неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от во-
ображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытыва-
ет беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боит-
ся. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зави-
симость.
В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требова-
ниях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом,
тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как
нужно.
Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодей-
ствия воспитателя с ребенком: превалированием авторитарного стиля обще-
ния или непоследовательности требований и оценок. И в первом, и во втором
случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выпол-
нить требования взрослых, не «угодить» им, преступить жесткие рамки. Дис-
циплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к
порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Непоследова-
тельный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему воз-
можности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость
требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения влекут за
собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует по-
ступать в том или ином случае.
Следующая ситуация — ситуация соперничества, конкуренции. Особен-
но сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых
проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситу-
ацию соперничества, будут стремиться быть первыми, любой ценой достиг-
нуть самых высоких результатов.
Еще одна ситуация — ситуация повышенной ответственности. Когда
тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не
оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.
В случае частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей трево-
гу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяю-
щий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам мож-
но отнести систематический отказ от ответов на занятиях, отказ от участия в
тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а также молчание
ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ре-
бенок относится негативно.
Что же позволит уменьшить или предотвратить детскую тревожность?
1. Поручения, которые даются ребенку, должны соответствовать его возмож-
ностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы
заранее обрекаете ребенка на неуспех, следовательно, на снижение самоо-
ценки, неудовлетворенность собой.
2. Одной из основных задач является повышение самооценки тревожного ре-
бенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предва-
ряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это по-
лучится», «Ты это умеешь хорошо делать»). Чтобы снизить риск неуспеха,
желательно поэтапно выстраивать иерархию заданий: начинать с тех, кото-
рые ребенок выполняет хорошо. При выполнении заданий необходим об-
щий положительный эмоциональный фон. В случае неуспеха нужно мак-
симально снизить его эффект. Самое главное, чтобы неуспех в конкретном
виде деятельности не привел к глобальному отвержению ребенком себя
(«Раз у меня не получился рисунок, значит, я плохой»).
3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение
не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами
и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вче-
ра», «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получи-
лось хуже, чем в прошлый раз. Но, я думаю, завтра ты сможешь сделать
лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода
считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в
себе.
4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, пуб-
личного выступления, не рекомендуется давать тревожным детям задания
типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является
стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал
перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предла-
гая ребенку задания, необходимо подробно выстраивать пути его выполне-
ния, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т. д.
6. Еще одна задача — развитие самостоятельности и уверенности тревожного
ребенка. Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрос-
лых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятель-
ными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и
волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А
вдруг я сделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и
страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким де-
тям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять воз-
можность для творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрос-
лый рядом и всегда придет на помощь. Детей следует учить находить вы-
ходы из создавшихся ситуаций. Этому способствуют разнообразные игры
на развитие воображения, творческие игры по сочинению сказок, рисова-
ние на свободную тему, а также игры на развитие мышления.
7. Для тревожных детей будут весьма полезными упражнения на релаксацию
как отдельных мышц, так и всего тела.