Напоминание

Тревожные дети


Авторы: Хохлова Людмила Альбертовна, Айткалиева Рабига Самаргалиевна
Должность: педагоги-психологи
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 56" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Тревожные дети
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся

повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчиво-

стью. Важно своевременно распознать их, т.к вовремя оказанная помощь мо-

жет предотвратить развитие у них невротических состояний и неврозов.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями тревоги и большим

количеством страхов, причем даже в тех ситуациях, в которых ребенку ниче-

го не грозит. Они отличаются особой чувствительностью, мнительностью и

впечатлительностью Тревожные дети характеризуются низкой самооценкой,

в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружа-

ющих. Они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них,

склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой

испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на заняти-

ях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные

дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитате-

ля тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может

быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как

правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками оде-

жду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вред-

ным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы,

выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции с собственным

телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать

тревожных детей помогает и рисование. Их рисунки отличаются обилием

штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений.

Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте —

неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителя-

ми, особенно с матерью. Так, отвержение, неприятие матерью ребенка вызы-

вает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в лю-

бви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает

условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут лю-

бить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его

добиваться ее удовлетворения любыми способами. Детская тревожность мо-

жет быть следствием и таких отношений ребенка с матерью, когда мать ощу-

щает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и

неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от во-

ображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытыва-

ет беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боит-

ся. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зави-

симость.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требова-

ниях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом,

тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как

нужно.

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодей-

ствия воспитателя с ребенком: превалированием авторитарного стиля обще-

ния или непоследовательности требований и оценок. И в первом, и во втором

случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выпол-

нить требования взрослых, не «угодить» им, преступить жесткие рамки. Дис-

циплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к

порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Непоследова-

тельный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему воз-

можности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость

требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения влекут за

собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует по-

ступать в том или ином случае.

Следующая ситуация — ситуация соперничества, конкуренции. Особен-

но сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых

проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситу-

ацию соперничества, будут стремиться быть первыми, любой ценой достиг-

нуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация — ситуация повышенной ответственности. Когда

тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не

оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

В случае частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей трево-

гу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяю-

щий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам мож-

но отнести систематический отказ от ответов на занятиях, отказ от участия в

тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а также молчание

ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ре-

бенок относится негативно.

Что же позволит уменьшить или предотвратить детскую тревожность?

1. Поручения, которые даются ребенку, должны соответствовать его возмож-

ностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы

заранее обрекаете ребенка на неуспех, следовательно, на снижение самоо-

ценки, неудовлетворенность собой.

2. Одной из основных задач является повышение самооценки тревожного ре-

бенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предва-

ряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это по-

лучится», «Ты это умеешь хорошо делать»). Чтобы снизить риск неуспеха,

желательно поэтапно выстраивать иерархию заданий: начинать с тех, кото-

рые ребенок выполняет хорошо. При выполнении заданий необходим об-

щий положительный эмоциональный фон. В случае неуспеха нужно мак-

симально снизить его эффект. Самое главное, чтобы неуспех в конкретном

виде деятельности не привел к глобальному отвержению ребенком себя

(«Раз у меня не получился рисунок, значит, я плохой»).

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение

не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами

и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вче-

ра», «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получи-

лось хуже, чем в прошлый раз. Но, я думаю, завтра ты сможешь сделать

лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода

считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в

себе.

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, пуб-

личного выступления, не рекомендуется давать тревожным детям задания

типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является

стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал

перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предла-

гая ребенку задания, необходимо подробно выстраивать пути его выполне-

ния, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т. д.

6. Еще одна задача — развитие самостоятельности и уверенности тревожного

ребенка. Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрос-

лых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятель-

ными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и

волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А

вдруг я сделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и

страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким де-

тям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять воз-

можность для творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрос-

лый рядом и всегда придет на помощь. Детей следует учить находить вы-

ходы из создавшихся ситуаций. Этому способствуют разнообразные игры

на развитие воображения, творческие игры по сочинению сказок, рисова-

ние на свободную тему, а также игры на развитие мышления.

7. Для тревожных детей будут весьма полезными упражнения на релаксацию

как отдельных мышц, так и всего тела.



В раздел образования