Напоминание

"Нетрадиционные формы работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Воробьева Галина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: с. Синявское Неклиновский район Ростовская область
Наименование материала: Выступление на педсовете: Презентация
Тема: "Нетрадиционные формы работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №

«Нетрадиционные формы работы

по развитию речи с детьми

старшего дошкольного возраста».

Подготовила:

воспитатель

Овладение связной устной

речью

важнейшее

условие

успешной

подготовки детей к обучению в школе.

К сожалению, практика показывает, что

большинство

поступающих

в

школу

детей

не

владеют

навыками связной

речи в достаточном объёме.

В речи детей существуют множество проблем:

• односложная, состоящая лишь из простых

предложений речь;

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

употребление нелитературных просторечных слов и

выражений;

• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и

доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развернутый ответ;

• неспособность выстроить монолог: например,

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ

текста своими словами;

В речи детей существуют множество проблем:

• плохая дикция.

Главной и отличительной чертой современного

общества является подмена живого

человеческого общения зависимостью от

компьютера и разнообразных гаджетов,

недостаток общения родителей со своими

детьми, игнорирование речевых трудностей

лишь увеличивает число дошкольников с

недостатками речи.

В

арсенале

современной

педагогической

практики существует множество методов и

приемов

развития

связной

речи

дошкольников.

Одни

из

них

являются традиционными и основными, это,

как вам известно:

наглядные:

- наблюдение во время прогулок, экскурсий;

-

рассматривание

конкретного

объекта

и

наблюдение за ним;

-

знакомство

с

объектом

опосредованным

путем, т. е. посредством фотографий, картин,

картинок.

словесные:

- беседы.

- пересказ;

- составление различных видов рассказов;

-

заучивание наизусть.

игровые:

- дидактические игры-упражнения;

- театрализованные игры;

- сюжетно-ролевые игры.

Чтобы

научить

детей связно

излагать

свои

мысли,

рассказывать

о

различных

событиях

из

окружающей

среды,

наряду

с традиционными

методиками,

нужно использовать и

нетрадиционные

формы работы по развитию речи.

1.

Мнемотехника

это

система

различных

приемов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- связную речь;

-

мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над

всеми видами связного высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картинке;

- описательный рассказ;

- разучивание стихотворений, скороговорок,

чистоговорок;

- составление пословиц, загадок и т.д.;

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- связную речь;

-

мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над

всеми видами связного высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картинке;

- описательный рассказ;

- разучивание стихотворений, скороговорок,

чистоговорок;

- составление пословиц, загадок и т.д.;

Суть

мнемосхем:

на

каждое

слово

или

на

предложение подбирается картинка; таким образом, весь

текст

зарисовывается

схематично.

Глядя

на

эти

схемы-

рисунки

ребёнок

легко

воспроизводит

текстовую

информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего

возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5

лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

необходимо

давать

цветные

мнемотаблицы,

так

как

в

памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса -

рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для

детей

старшего

возраста

схемы

желательно

рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на

яркость символических изображений.

ПРИМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ НА РАЗУЧИВАНИЕ

СТИХОВ

ПРИМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ НА

СОСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦ

2. Еще одна нетрадиционная технология по развитию речи

технология ТРИЗ (теории решения изобретательных

задач).

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно

помогает развить у дошкольников изобретательную

смекалку, творческое воображение, связную речь, учит

детей находить причинно-следственные связи и

высказывать умозаключения.

Примеры игр по методике ТРИЗ-технологии:

«Круги Луллия».

Примеры игр по методике ТРИЗ-технологии: пособие «Гусеничка».

Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным

признакам.

3. Набирает популярность еще одна нетрадиционная форма работы –

лепбуки. Это подборка дидактических игр на заданную лексическую

тему или на отработку определенной темы (например, образование имен

прилагательных

от

имени

существительного).

В

лепбуке

собрано

несколько

различных

дидактических

игр

на

одну

тему

(разрезные

картинки, лото, сортировка, картинки для составления рассказов и т.д.),

ребёнок

сам

определяет,

в

какую

игру

он

хочет

поиграть.

Лепбуки

удобны

для

использования

в

маленьких

подгруппах

или

для

индивидуальной

работы

с

ребёнком.

Использование нетрадиционных форм работы делают занятия

по развитию речи увлекательными, интересными для детей, а

значит, сами занятия становятся продуктивнее и эффективнее.



В раздел образования