Автор: Воробьева Галина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: с. Синявское Неклиновский район Ростовская область
Наименование материала: Выступление на педсовете: Презентация
Тема: "Нетрадиционные формы работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №
«Нетрадиционные формы работы
по развитию речи с детьми
старшего дошкольного возраста».
Подготовила:
воспитатель
Овладение связной устной
речью
–
важнейшее
условие
успешной
подготовки детей к обучению в школе.
К сожалению, практика показывает, что
большинство
поступающих
в
школу
детей
не
владеют
навыками связной
речи в достаточном объёме.
В речи детей существуют множество проблем:
• односложная, состоящая лишь из простых
предложений речь;
• бедность речи, недостаточный словарный запас;
употребление нелитературных просторечных слов и
выражений;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий
или развернутый ответ;
• неспособность выстроить монолог: например,
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ
текста своими словами;
В речи детей существуют множество проблем:
• плохая дикция.
Главной и отличительной чертой современного
общества является подмена живого
человеческого общения зависимостью от
компьютера и разнообразных гаджетов,
недостаток общения родителей со своими
детьми, игнорирование речевых трудностей
лишь увеличивает число дошкольников с
недостатками речи.
В
арсенале
современной
педагогической
практики существует множество методов и
приемов
развития
связной
речи
дошкольников.
Одни
из
них
являются традиционными и основными, это,
как вам известно:
наглядные:
- наблюдение во время прогулок, экскурсий;
-
рассматривание
конкретного
объекта
и
наблюдение за ним;
-
знакомство
с
объектом
опосредованным
путем, т. е. посредством фотографий, картин,
картинок.
словесные:
- беседы.
- пересказ;
- составление различных видов рассказов;
-
заучивание наизусть.
игровые:
- дидактические игры-упражнения;
- театрализованные игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Чтобы
научить
детей связно
излагать
свои
мысли,
рассказывать
о
различных
событиях
из
окружающей
среды,
наряду
с традиционными
методиками,
нужно использовать и
нетрадиционные
формы работы по развитию речи.
1.
Мнемотехника
–
это
система
различных
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- связную речь;
-
мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над
всеми видами связного высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картинке;
- описательный рассказ;
- разучивание стихотворений, скороговорок,
чистоговорок;
- составление пословиц, загадок и т.д.;
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- связную речь;
-
мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над
всеми видами связного высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картинке;
- описательный рассказ;
- разучивание стихотворений, скороговорок,
чистоговорок;
- составление пословиц, загадок и т.д.;
Суть
мнемосхем:
на
каждое
слово
или
на
предложение подбирается картинка; таким образом, весь
текст
зарисовывается
схематично.
Глядя
на
эти
схемы-
рисунки
ребёнок
легко
воспроизводит
текстовую
информацию.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего
возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5
лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста
необходимо
давать
цветные
мнемотаблицы,
так
как
в
памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса -
рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для
детей
старшего
возраста
схемы
желательно
рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на
яркость символических изображений.
ПРИМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ НА РАЗУЧИВАНИЕ
СТИХОВ
ПРИМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ НА
СОСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦ
2. Еще одна нетрадиционная технология по развитию речи
–
технология ТРИЗ (теории решения изобретательных
задач).
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно
помогает развить у дошкольников изобретательную
смекалку, творческое воображение, связную речь, учит
детей находить причинно-следственные связи и
высказывать умозаключения.
Примеры игр по методике ТРИЗ-технологии:
«Круги Луллия».
Примеры игр по методике ТРИЗ-технологии: пособие «Гусеничка».
Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным
признакам.
3. Набирает популярность еще одна нетрадиционная форма работы –
лепбуки. Это подборка дидактических игр на заданную лексическую
тему или на отработку определенной темы (например, образование имен
прилагательных
от
имени
существительного).
В
лепбуке
собрано
несколько
различных
дидактических
игр
на
одну
тему
(разрезные
картинки, лото, сортировка, картинки для составления рассказов и т.д.),
ребёнок
сам
определяет,
в
какую
игру
он
хочет
поиграть.
Лепбуки
удобны
для
использования
в
маленьких
подгруппах
или
для
индивидуальной
работы
с
ребёнком.
Использование нетрадиционных форм работы делают занятия
по развитию речи увлекательными, интересными для детей, а
значит, сами занятия становятся продуктивнее и эффективнее.