Напоминание

Комплекс игровых упражнений на развитие речевого дыхания


Автор: Гаврилина Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №5
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс игровых упражнений на развитие речевого дыхания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комплекс игровых упражнений

на развитие речевого дыхания

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Гаврилина Елена Михайловна

г. Магнитогорск

Игра «Определи место игрушки»

Цель: Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из

пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо

знакомые детям.

Краткое описание:

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки

(машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает:

«Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ:

«Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый

меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной

заменять игрушки другими.

Методические указания. Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили

неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на

вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

Упражнение «Ныряльщики»

Цель:

Учить

детей

делать

вдох

ртом,

а

выдох

носом.

Выработка

дифференцированного дыхания.

Подготовительная

работа.

Педагог

подбирает

картинки,

на

которых

изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.

Краткое описание:

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и

приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше

двух-трех раз.

Игра «Угадай, как надо делать»

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в

соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа

речи.

Подготовительная работа. Подобрать фразы, обозначающие действия, которые

могут быть выполнены в разном темпе.

Краткое описание:

Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница

зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том

же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы:

«Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Методические указания. Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно,

повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить

движения.

Игра «Вьюга».

Цель: Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому

и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Краткое описание:

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в

ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга

начинается» дети тихо говорят: «ууу...»; по сигналу «сильная вьюга» громко гово-

рят: «ууу...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга

кончилась» замолкают.

Методические

указания.

Желательно,

чтобы

дети

на

одном

выдохе

произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро

сменяет один сигнал другим.

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель.

Учить

детей

делать

вдох

носом,

а

выдох

ртом.

Выработка

дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа. Взрослый заготавливает для каждого ребенка

надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было

надуть за 3-4 выдоха.

Краткое описание:

Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через

нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно

выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-

шести человек.

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом

игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от

детей при ответах на вопросы по рассказу.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением

шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание:

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги

длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен.

Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и

говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро

стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания

бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим

голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной

изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер,

качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на

прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет

травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и дли-

тельно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались

идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко

загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за

педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают

соответствующему ветру.

Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним,

соблюдали ту же силу голоса.

Игра «Кто внимательный?»

Цель.

Учить

детей

правильно

воспринимать

словесную

инструкцию

независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического

слуха.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить

различные действия.

Краткое описание:

Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3

м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду

давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому си-

деть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам

задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны.

Вова, возьми мишку и посади в машину».

Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они

меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый -

третьего.

Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не

подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по

количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на

них наклейки с именами детей.

Краткое описание:

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте,

как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у

Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а

затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть

кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка.

Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не

получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый

ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Игра «Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения

пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа.

Приготовить шапочки с изображением кота.

Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание:

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок,

изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные

становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не

говорили шепотом.

Упражнение «Гудок»

Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка

умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание:

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через

стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны

вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а

затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он

вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети

делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения

различать на слух силу звука.

Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд.

На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее,

провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден

последний вагон поезда.

Краткое описание:

Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит:

«Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим

громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от

станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит зву-

коподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и

загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)

Далее педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают

соответствующую картинку.

Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами

поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).

«Три медведя»

Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона

голоса по высоте.

Краткое описание:

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом

иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил

Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют

соответственно высоту голоса.

Методические

указания.

Взрослый

следит,

чтобы,

подражая

Мишутке,

Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до

писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали

голос в доступных для них пределах.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.

Развитие умения различать высоту голоса.

Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображением персонажей из

сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На

каждый персонаж - по 8-9 картинок.

Краткое описание:

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей.

Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети

поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей,

педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в

сказке.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Игра «Эхо»

Цель. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей

говорить громко и тихо.

Подготовительная работа. Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в

лесу».

Краткое описание:

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу,

другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые

заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау,

Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники

игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени

выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.



В раздел образования