Автор: Зезюля Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - д/с № 57 "Одуванчик"
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в
детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены:
дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать
особенности своего организма.
Я начала работать с родителями. Выяснилось, что большинство родителей не придают
серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими,
стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в
развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может
справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и
медлительность детей их раздражает.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я
решила углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков». В этом
же направлении решаются не менее важные задачи по формированию начальных представлений о
здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению физического и психического здоровья
детей.
В своей работе я использую следующие формы и методы:
Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример.
Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение.
Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок.
Формы: Игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром. Игры – занятия с
элементами
экспериментирования.
Сюжетные,
дидактические
игры
и
упражнения.
Художественное слово. Чтение художественной литературы. Праздники и развлечения, беседы.
Но такие умения в раннем возрасте еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или
неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться
пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из
стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.
К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется
горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой,
другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке
руками.
Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в
детском садике и дома приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в
охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. На
первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и
применение культурно-гигиенических навыков.
Во время еды строго слежу, чтобы последовательность блюд была постоянной, еда была не
слишком горячей, не слишком холодной, ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками,
хорошо ее пережевывал, дети не разговаривали во время еды; стараюсь не допускать громких
разговоров, поторапливания детей, насильного кормления. Кормление – очень ответственный
момент в режиме. Некоторые малыши умеют есть самостоятельно, но крайне неаккуратно,
обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки,
отказываются от пищи. Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку.
Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с
чистыми руками и лицом. С первого дня за каждым ребенком закрепляю постоянное место за
столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Слежу, чтобы они правильно сидели за
столом. Во время кормления в начале года на всех малышей надеваем нагрудники.
Обязательно учу малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь
многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.
С первого дня пребывания детей в группе начинаю работу по воспитанию навыков одевания
(раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.
При одевании и раздевании также даю возможность детям в какой-то степени действовать
самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорю: «Дай ручку, я на тебя надену
кофточку». Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось
платье, или стали мокрыми штанишки. После тихого часа показываю детям, в какой
последовательности надо одеваться.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому
мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут
и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на мягком
модуле. При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней –
самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней. То,
как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Я
считаю, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя
верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение
малыша.
Из моей практики я поняла, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться
правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под
струю и держат. Подготовку к умыванию начинаю в группе: дети засучивают рукава, как
показывает воспитатель. Объясняю, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки
надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Дети сами повторяют эти слова.
Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняю и показываю детям, что сначала надо
намочить руки. Даю ребенку кусочек мыла, показывю, как намылить руки и как смыть мыло;
затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т.д.
Обучая детей умыванию, провожу дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у
Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». Наблюдая за
играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.
Приучая детей к опрятности, оказываю помощь при пользовании носовым платком, учу
своевременно сообщать о своих естественных потребностях.
Я считаю, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным
процессом. Не забываю хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого
мероприятия. Не позволяю малышу засиживаться на горшке.
Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце и горшок, они маркируются в детском
саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные
картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.
Для решения задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни необходимо иметь правильно построенную пространственную среду, где
ребенок будет не только развиваться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.