Напоминание

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста


Автор: Зезюля Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - д/с № 57 "Одуванчик"
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в

детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены:

дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать

особенности своего организма.

Я начала работать с родителями. Выяснилось, что большинство родителей не придают

серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими,

стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в

развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может

справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и

медлительность детей их раздражает.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я

решила углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков». В этом

же направлении решаются не менее важные задачи по формированию начальных представлений о

здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению физического и психического здоровья

детей.

В своей работе я использую следующие формы и методы:

Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример.

Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение.

Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок.

Формы: Игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром. Игры – занятия с

элементами

экспериментирования.

Сюжетные,

дидактические

игры

и

упражнения.

Художественное слово. Чтение художественной литературы. Праздники и развлечения, беседы.

Но такие умения в раннем возрасте еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или

неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться

пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из

стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется

горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой,

другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке

руками.

Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в

детском садике и дома приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в

охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. На

первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и

применение культурно-гигиенических навыков.

Во время еды строго слежу, чтобы последовательность блюд была постоянной, еда была не

слишком горячей, не слишком холодной, ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками,

хорошо ее пережевывал, дети не разговаривали во время еды; стараюсь не допускать громких

разговоров, поторапливания детей, насильного кормления. Кормление – очень ответственный

момент в режиме. Некоторые малыши умеют есть самостоятельно, но крайне неаккуратно,

обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки,

отказываются от пищи. Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку.

Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с

чистыми руками и лицом. С первого дня за каждым ребенком закрепляю постоянное место за

столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Слежу, чтобы они правильно сидели за

столом. Во время кормления в начале года на всех малышей надеваем нагрудники.

Обязательно учу малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь

многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.

С первого дня пребывания детей в группе начинаю работу по воспитанию навыков одевания

(раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.

При одевании и раздевании также даю возможность детям в какой-то степени действовать

самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорю: «Дай ручку, я на тебя надену

кофточку». Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось

платье, или стали мокрыми штанишки. После тихого часа показываю детям, в какой

последовательности надо одеваться.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому

мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут

и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на мягком

модуле. При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней –

самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней. То,

как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Я

считаю, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя

верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение

малыша.

Из моей практики я поняла, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться

правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под

струю и держат. Подготовку к умыванию начинаю в группе: дети засучивают рукава, как

показывает воспитатель. Объясняю, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки

надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».

Дети сами повторяют эти слова.

Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняю и показываю детям, что сначала надо

намочить руки. Даю ребенку кусочек мыла, показывю, как намылить руки и как смыть мыло;

затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т.д.

Обучая детей умыванию, провожу дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у

Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». Наблюдая за

играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

Приучая детей к опрятности, оказываю помощь при пользовании носовым платком, учу

своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Я считаю, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным

процессом. Не забываю хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого

мероприятия. Не позволяю малышу засиживаться на горшке.

Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце и горшок, они маркируются в детском

саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные

картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.

Для решения задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни необходимо иметь правильно построенную пространственную среду, где

ребенок будет не только развиваться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.



В раздел образования