Напоминание

"Здоровьесберегающая среда в группе для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Бабикова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Синяя птица"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающая среда в группе для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающая среда в группе для детей дошкольного возраста с

ограниченными возможностями здоровья

Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ОВЗ в первую

общественную

образовательную

систему.

Для

оптимального

осуществления

интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные

условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную

среду их жизнедеятельности... «Создание полноценных условий для активной

жизни

детей-инвалидов

должно

стать

приоритетом

при

реализации

новой

государственной программы «Доступная среда». ( III послание

Президента

страны Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.).

Одним

из

направлений

Концепции

модернизации

российского

образования

является обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с

ограниченными возможностями здоровья. [2]

В законе РФ «Об образовании» сказано: «Что государство создает условия

гражданам с ОВЗ , для получения ими образования, коррекции нарушений

развития

и

социальной

адаптации

на

основе

специальных

педагогических

подходов, а так же в качестве основной задачи в области реализации права на

образование детей с ОВЗ,

рассматривается создание условий для получения

образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических

особенностей. [1]

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической

помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных

недостатков

в

развитии

ребенка

к

моменту

начала

обучения

на

ступени

начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению

в общеобразовательном учреждении.[3]

Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в

образовательном

учреждении

является

создание

адекватной

возможностям

ребенка

здоровьесберегающей

среды,

обеспечивающие

здоровье

ребёнка

и

полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений

высших психических функций и становление личности ребенка.

К основным характеристикам здоровьесберегающей среды в дошкольной

группе для детей с ОВЗ, можно отнести: морально – психологический климат,

экологию

и

гигиену;

комфортные

условия,

гибкий

режим

жизни,

труда

и

отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии.

Здоровьесберегающая среда решает задачи не только обучения и воспитания, а

также коррекции, социальной реабилитации и интеграции в общество детей с

ОВЗ.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает

создание специальных условий, с учетом специфики заболеваний детей.

Одним

из

основных

условий

является

пониженная

наполняемость

групп

установленная СанПиН 2.4.1.2660 – 10

и наличие штата специалистов, для

осуществления психолого-педагогического сопровождения.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная

расторможенность,

низкая

работоспособность,

повышенная

утомляемость,

нестабильность

эмоциональной

сферы,

что

требует

внесения

изменений

в

режиме

дня.

Предусматривается

увеличение

времени,

отводимого

на

проведение

гигиенических

процедур,

прием

пищи,

выполнение

режимных

моментов.

Содержание развивающей предметной среды должно обеспечить охрану и

укрепление здоровья

ребёнка, удовлетворить потребности как актуального,

ближайшего,

так

и

перспективного

развития

ребёнка

и

отвечать

его

индивидуальным приоритетам. Предметно–развивающая, здоровьесберегающая

среда

включает

в

себя

ряд

компонентов,

необходимых

для

полноценного

физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.

Это

физкультурно-игровые,

оздоровительные

сооружения,

специальное

оборудование, уголки отдыха и релаксации, предметно-игровая и предметно-

развивающая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная и

художественно-эстетическая среда.

Доступность и разнообразие материалов создаёт благоприятные условия для

обучения ребёнка и в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды

его активности.

В работе с детьми с ОВЗ повседневно, всеми специалистами используются

здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление

здоровья

детей,

воспитание

валеологической

культуры

детей

и

родителей.

Воспитательно-образовательные

мероприятия

проводятся

с

использованием

релаксационных моментов, игр для эмоциональной разгрузки, музыкотерапии и

арттерапии, игр для снятия напряжения с водой и песком.

Закаливающие процедуры такие как, сухой душ, водно-солиевые дорожки,

водные

процедуры,

солнечные,

воздушные

ванны,

тропа

здоровья,

дыхательная,

коррегирующая,

пальчиковая,

артикуляционные

гимнастики,

упражнения на укрепление опорно-двигнательного аппарата, упражнения для

глаз, зарядки проводятся с учетом специфики заболевания ребёнка. Все дети

получают витаминизированное питание. Осуществляются превентивные меры

по

профилактике заболеваний детей: витаминные настои,

поливитамины,

кварцевание,

проветривания,

а

так

же

ведется

просветительная

работа

с

родителями

по

формированию

валеологической

грамотности

в

воспитании

детей.

При планировании образовательной деятельности предусматривается

варьирование

организационных

форм

работы:

групповых,

подгрупповых,

индивидуальных. Организуются перерывы с использованием релаксационных

упражнений,

психогимнастики,

динамических

пауз.

Регулируется

степень

утомляемости ребёнка за счет планирования порядка предъявления заданий по

степени сложности. Выбирается оптимальный темп работы в соответствии с

личностными

особенностями

ребёнка,

осуществляется

контроль

за

его

самочувствием.

Используются

разнообразные

дидактические,

наглядные

и

игровые материалы адекватные уровню развития ребёнка и специфики его

заболевания. Для детей имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха

используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы,

система жестов, календарная система (картинки-символы).

Вопрос

о

рациональном

выборе

системы

методов

и

отдельных

методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. В тех

случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических,

психических

нарушений,

создаются

индивидуальные

коррекционные

программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие

нормализации

эмоционального

поведения,

формированию

навыков

самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-

бытовой ориентации.

Важным компонентом здоровьесберегающей среды является работа с

родителями. На базе МБДОУ № 69 действует Клуб родителей «Мы-семья»,

целью

которого

является

формирование

адекватных

родительско-детских

позиций,

через

создание

условий

для

психолого-педагогиче ского

сопровождения

семей;

формирование

п с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко й

компетентности родителей; оказание психологической поддержки родителям в

решении личных проблем; оказать помощи по дальнейшему сопровождению

ребёнка в социальной среде.

Каждое из направлений Клуба прямо или косвенно решает задачи по

оздоровлению.

Направление

«Самое

сокровенное»

-

консультации

специалистами родителей по решению личностных проблем семей, создают

эмоционально положительную атмосферу в семье. Направление «Помоги мне

сделать

самому»

предусматривает

обучение

родителей

психолого-

педагогическим методам и технологиям по развитию, воспитанию и обучению

детей, сохранению здоровья.

Воспитатели реализуют специальный проект

«Вместе с нами» по трудовому воспитанию и формированию валеологической

компетентности у детей, совместно с родителями. Для детей с ОВЗ данное

направление работы, порой является ведущим в развитии. Обучение навыкам

самообслуживания – с этого

начинается проектная деятельность, с каждым

годом формируя и совершенствуя гигиенические и трудовые навыки детей. У

родителей есть возможность принимать активное участие, подавать пример,

видеть,

чем

овладел

их

ребёнок,

закреплять

полученные

умения

дома.

Направление

«Сотрудничество»

осуществляет

знакомство

и

организацию

взаимодействия семей с социальными реабилитационными центрами города.

На базе МБДОУ дети и их семьи получают психолого-педагогическую помощь,

в то время, как семьи нуждаются и в социальной и в медицинской помощи.

Благодаря

сотрудничеству

с

центрами

города,

появляется

возможность

для

определения дальнейшего маршрута для каждого ребёнка и семьи в целом.

«Радость

встречи»-

организация

и

проведение

совместно

семьями

воспитанников праздников, встреч, конкурсов, ярмарок и других мероприятий.

Направление

решает

сложные

задачи:

коррекцию

детско-родительских

отношений, по средствам создания ситуации успеха для детей и возможность

родителям

увидеть

успех

своих

детей

(т.е.

принятие

ребёнка).

Форма

мероприятий позволяет работать в непринужденной обстановке, что оказывает

положительный

эмоциональный

настрой

на

взаимодействие,

открытость,

активность

и

мотивирует

на

дальнейшее

сотрудничество.

Психологический

комфорт – залог здоровья.

Таким образом, здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок»,

представляет

собой

комплекс

оборудования,

мероприятий,

технологий,

направлений и форм работы, отвечающий целям воспитания, обучения

и

коррекции

развития

детей

дошкольного

возраста

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

в

дальнейшем

способствующий

успешной

социализации и адаптации ребёнка и его семьи в обществе.

Библиографический список:

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266 (ред. От 27.12.2009) ст.5

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-

150/06

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2.

От

рождения

до

школы.

Основная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.



В раздел образования