Автор: Бабикова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Синяя птица"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающая среда в группе для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающая среда в группе для детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья
Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ОВЗ в первую
общественную
образовательную
систему.
Для
оптимального
осуществления
интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные
условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную
среду их жизнедеятельности... «Создание полноценных условий для активной
жизни
детей-инвалидов
должно
стать
приоритетом
при
реализации
новой
государственной программы «Доступная среда». ( III послание
Президента
страны Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.).
Одним
из
направлений
Концепции
модернизации
российского
образования
является обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья. [2]
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Что государство создает условия
гражданам с ОВЗ , для получения ими образования, коррекции нарушений
развития
и
социальной
адаптации
на
основе
специальных
педагогических
подходов, а так же в качестве основной задачи в области реализации права на
образование детей с ОВЗ,
рассматривается создание условий для получения
образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических
особенностей. [1]
Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической
помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных
недостатков
в
развитии
ребенка
к
моменту
начала
обучения
на
ступени
начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению
в общеобразовательном учреждении.[3]
Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в
образовательном
учреждении
является
создание
адекватной
возможностям
ребенка
здоровьесберегающей
среды,
обеспечивающие
здоровье
ребёнка
и
полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений
высших психических функций и становление личности ребенка.
К основным характеристикам здоровьесберегающей среды в дошкольной
группе для детей с ОВЗ, можно отнести: морально – психологический климат,
экологию
и
гигиену;
комфортные
условия,
гибкий
режим
жизни,
труда
и
отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии.
Здоровьесберегающая среда решает задачи не только обучения и воспитания, а
также коррекции, социальной реабилитации и интеграции в общество детей с
ОВЗ.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает
создание специальных условий, с учетом специфики заболеваний детей.
Одним
из
основных
условий
–
является
пониженная
наполняемость
групп
установленная СанПиН 2.4.1.2660 – 10
и наличие штата специалистов, для
осуществления психолого-педагогического сопровождения.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность,
низкая
работоспособность,
повышенная
утомляемость,
нестабильность
эмоциональной
сферы,
что
требует
внесения
изменений
в
режиме
дня.
Предусматривается
увеличение
времени,
отводимого
на
проведение
гигиенических
процедур,
прием
пищи,
выполнение
режимных
моментов.
Содержание развивающей предметной среды должно обеспечить охрану и
укрепление здоровья
ребёнка, удовлетворить потребности как актуального,
ближайшего,
так
и
перспективного
развития
ребёнка
и
отвечать
его
индивидуальным приоритетам. Предметно–развивающая, здоровьесберегающая
среда
включает
в
себя
ряд
компонентов,
необходимых
для
полноценного
физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.
Это
физкультурно-игровые,
оздоровительные
сооружения,
специальное
оборудование, уголки отдыха и релаксации, предметно-игровая и предметно-
развивающая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная и
художественно-эстетическая среда.
Доступность и разнообразие материалов создаёт благоприятные условия для
обучения ребёнка и в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды
его активности.
В работе с детьми с ОВЗ повседневно, всеми специалистами используются
здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление
здоровья
детей,
воспитание
валеологической
культуры
детей
и
родителей.
Воспитательно-образовательные
мероприятия
проводятся
с
использованием
релаксационных моментов, игр для эмоциональной разгрузки, музыкотерапии и
арттерапии, игр для снятия напряжения с водой и песком.
Закаливающие процедуры такие как, сухой душ, водно-солиевые дорожки,
водные
процедуры,
солнечные,
воздушные
ванны,
тропа
здоровья,
дыхательная,
коррегирующая,
пальчиковая,
артикуляционные
гимнастики,
упражнения на укрепление опорно-двигнательного аппарата, упражнения для
глаз, зарядки проводятся с учетом специфики заболевания ребёнка. Все дети
получают витаминизированное питание. Осуществляются превентивные меры
по
профилактике заболеваний детей: витаминные настои,
поливитамины,
кварцевание,
проветривания,
а
так
же
ведется
просветительная
работа
с
родителями
по
формированию
валеологической
грамотности
в
воспитании
детей.
При планировании образовательной деятельности предусматривается
варьирование
организационных
форм
работы:
групповых,
подгрупповых,
индивидуальных. Организуются перерывы с использованием релаксационных
упражнений,
психогимнастики,
динамических
пауз.
Регулируется
степень
утомляемости ребёнка за счет планирования порядка предъявления заданий по
степени сложности. Выбирается оптимальный темп работы в соответствии с
личностными
особенностями
ребёнка,
осуществляется
контроль
за
его
самочувствием.
Используются
разнообразные
дидактические,
наглядные
и
игровые материалы адекватные уровню развития ребёнка и специфики его
заболевания. Для детей имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха
используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы,
система жестов, календарная система (картинки-символы).
Вопрос
о
рациональном
выборе
системы
методов
и
отдельных
методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. В тех
случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических,
психических
нарушений,
создаются
индивидуальные
коррекционные
программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие
нормализации
эмоционального
поведения,
формированию
навыков
самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-
бытовой ориентации.
Важным компонентом здоровьесберегающей среды является работа с
родителями. На базе МБДОУ № 69 действует Клуб родителей «Мы-семья»,
целью
которого
является
формирование
адекватных
родительско-детских
позиций,
через
создание
условий
для
психолого-педагогиче ского
сопровождения
семей;
формирование
п с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко й
компетентности родителей; оказание психологической поддержки родителям в
решении личных проблем; оказать помощи по дальнейшему сопровождению
ребёнка в социальной среде.
Каждое из направлений Клуба прямо или косвенно решает задачи по
оздоровлению.
Направление
«Самое
сокровенное»
-
консультации
специалистами родителей по решению личностных проблем семей, создают
эмоционально положительную атмосферу в семье. Направление «Помоги мне
сделать
самому»
предусматривает
обучение
родителей
психолого-
педагогическим методам и технологиям по развитию, воспитанию и обучению
детей, сохранению здоровья.
Воспитатели реализуют специальный проект
«Вместе с нами» по трудовому воспитанию и формированию валеологической
компетентности у детей, совместно с родителями. Для детей с ОВЗ данное
направление работы, порой является ведущим в развитии. Обучение навыкам
самообслуживания – с этого
начинается проектная деятельность, с каждым
годом формируя и совершенствуя гигиенические и трудовые навыки детей. У
родителей есть возможность принимать активное участие, подавать пример,
видеть,
чем
овладел
их
ребёнок,
закреплять
полученные
умения
дома.
Направление
«Сотрудничество»
осуществляет
знакомство
и
организацию
взаимодействия семей с социальными реабилитационными центрами города.
На базе МБДОУ дети и их семьи получают психолого-педагогическую помощь,
в то время, как семьи нуждаются и в социальной и в медицинской помощи.
Благодаря
сотрудничеству
с
центрами
города,
появляется
возможность
для
определения дальнейшего маршрута для каждого ребёнка и семьи в целом.
«Радость
встречи»-
организация
и
проведение
совместно
семьями
воспитанников праздников, встреч, конкурсов, ярмарок и других мероприятий.
Направление
решает
сложные
задачи:
коррекцию
детско-родительских
отношений, по средствам создания ситуации успеха для детей и возможность
родителям
увидеть
успех
своих
детей
(т.е.
принятие
ребёнка).
Форма
мероприятий позволяет работать в непринужденной обстановке, что оказывает
положительный
эмоциональный
настрой
на
взаимодействие,
открытость,
активность
и
мотивирует
на
дальнейшее
сотрудничество.
Психологический
комфорт – залог здоровья.
Таким образом, здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок»,
представляет
собой
комплекс
оборудования,
мероприятий,
технологий,
направлений и форм работы, отвечающий целям воспитания, обучения
и
коррекции
развития
детей
дошкольного
возраста
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
дальнейшем
способствующий
успешной
социализации и адаптации ребёнка и его семьи в обществе.
Библиографический список:
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266 (ред. От 27.12.2009) ст.5
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-
150/06
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2.
От
рождения
до
школы.
Основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.