Напоминание

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к труду


Автор: Божко Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: БДОУ " Центр развития ребёнка-Детский сад 302
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к труду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Овечкина Екатерина Павловна,

Воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 302»

Божко Татьяна Николаевна

Воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 302»

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего

дошкольного возраста через приобщение их к труду.

В наше время одной из важнейших сторон воспитания в дошкольных

учреждениях является трудовое воспитание. Как ни странно, современные

родители не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат, как

правило, трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость,

самостоятельность, прилежание, и конечно же, помогают ребёнку гораздо

быстрее и легче адаптироваться в социуме.

Выбор этой темы для нас продиктован следующими соображениями, что

приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда,

формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь

взрослым. По-нашему мнению, выполняя несложные обязанности дети учатся

быть полезными для других, у них формируется ответственное отношение к

порученному делу. В труде дети овладевают разнообразными навыками и

умениями, необходимыми в повседневной жизни. У детей развиваются

самостоятельность, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до

конца.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный

процесс.

Он

требует

постоянных

усилий

педагога,

систематической

и

планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Исходя из этого, поставили перед собой цель: Формирование духовно-

нравственных

качеств

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

через

приобщение их к труду.

Для достижения цели определили, следующие задачи:

1. Создать условия, способствующие формированию духовно-нравственных

качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к труду.

2. Формировать умение у детей поддерживать порядок в группе и выполнять

отдельные поручения взрослого(убрать на место игрушки, разложить ложки

перед обедом, расставить хлебницы, убрать свою посуду с обеденного стола).

3. Развивать у детей интерес к хозяйственно-бытовому труду .

4. Воспитывать положительное отношение к труду, уважительное отношение к

труду взрослых, желание трудиться, помогать взрослым, доводить начатое дело

до конца, показывать детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Средства реализации задач:

В

условиях

дошкольного

учреждения воспитание

труда

у

детей

начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование

навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы. Во 2-

ой младшей группе поручения являются ведущей формой организации труда,

так как дети трёх-четырёх лет слабо владеют необходимыми навыками и

нуждаются в обучении, поручения давались одному ребёнку или небольшой

группе. Метод поручения даёт наибольший эффект, если он сочетается с

примером взрослых. [1]

Учитывая младший возраст детей, старались организовывать трудовую

деятельность в игровой форме. Например, как мы обыгрываем такой вид труда,

как уборка участка, можно превратить его в секрет для дворника. Все дети

верят в чудеса и хотят быть волшебниками. «У дворника много работы, он

очень устаёт. Но мы можем ему помочь. Представьте, придёт он к нам, а на

нашем участке делать нечего - всё уже убрано. Пусть подумает, что это добрые

волшебники прилетели и помогли ему». Такие секретные задания способствуют

развитию у детей интереса к труду, желание выполнять работу хорошо.

В течение дня, в режимных моментах, мы знакомим детей с трудом взрослых.

Проводим с детьми такие беседы: («Кто где работает», «Кто что делает»,

«Кому что нужно для работы»), экскурсии по детскому саду с ребятами мы

посетили: медицинский кабинет, прачечную, кухню- где познакомились с

трудом медсестры, прачки, повара).

Мы ежедневно организуем трудовую деятельность и посильную помощь

взрослым - убрать на место и красиво расставить игрушки, разложить ложки

перед обедом, помочь раздать карандаши и др.

Организуем с детьми просмотр презентаций( «В мире профессий»),

мультфильмов способствующих формированию нравственных качеств, любви к

труду, пониманию значения труда в жизни человека(«Маша больше не

лентяйка», «Мороз Иванович», «Сказка про лень»). Элементы трудовой

деятельности совмещаем с театрализованной деятельностью, где разыгрываем

такие сказки «Колобок», «Репка», «Маша и медведь. Важным моментом для

организации трудовой деятельности является игра, особенно сюжетно-ролевая.

Мы используем такие игры, как «Поможем Котику собрать игрушки»,

«Угостим кукол чаем» (сервировка стола, помыть посуду после чаепития).

Таким образом, постоянно поддерживаем детей в их стремлении сделать что-

то полезное.

В уголке природы предоставляем детям возможность полить растения,

протереть влажной тряпочкой листья. Дети участвуют в посадке растений на

участке (помогают нести рассаду, поливают растения). Осенью и весной вместе

с детьми организуем

помощь птицам – готовим корм, развешиваем

кормушки, насыпаем в кормушки корм). [2]

Наши дети любят трудиться с взрослыми.

Вместе с родителями

участвовали в сооружении снежных построек, уборке огорода, совместных

субботниках, так же в расчистке участка зимой - от снега, осенью и весной –

от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывали

пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений.

На начальном этапе давая детям поручения, мы старались помогать

ребятам,

выполнять

работу

самостоятельно,

брать

ответственность

за

выполненное поручение, обязательно доводить дело до конца, поощрять за

проявленную инициативу.

Мы провели консультативную работу с родителями по теме: «Значение

трудовой деятельности дошкольника в нравственном становлении личности» и

изготовили для них папку передвижку «Трудовое воспитание ребёнка в семье»

В педагогической деятельности никак не обойтись без помощи родителей,

поэтому мы им предложили создать фотовыставку «Люблю папе помогать»,

«Мне с мамой весело трудиться».

Таким образом, при приобщении младших дошкольников к труду у них

формируются

такие

нравственные

качества

как:

отзывчивость,

добросовестность,

ответственность,

заботливость.

В

ходе

трудовой

деятельности

воспитываются

личностные

качества

и

положительное

взаимоотношение между детьми.

Мы продолжаем работу в данном направлении, и уверены, в процессе

совместного труда наши дети приобретут необходимые навыки и умения,

которые потребуются в дальнейшей жизни.

Использованные источники:

1.

Комплексная

образовательная программа дошкольного образования

«Мир открытий»/науч.рук. Л.Г.Петерсон; под общ.ред. Л.Г.Петерсон,

И.А.Лыковой-5-еизд., перераб.и доп.-м.:БИНОМ.

2.

Куцакова

Л.В.,

Нравственно-трудовое

воспитание

в

детском

саду.М.,2003-3с.

3.

Неверович Я.З., Начальные формы трудовой деятельности у детей

дошкольного возраста./Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина.



В раздел образования