Авторы: Николаенко Марина Михайловна, Якубова Альфия Хамисовна
Должность: Воспитатель, Музыкальный руководитель.
Учебное заведение: ГБОУ школа №1359
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Традиции и быт русского народа"
Раздел: дошкольное образование
«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке,
фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…
Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
Сегодня мы живём в такое время, когда технологии развиваются с
невероятной скоростью и ушли далеко вперёд. Это привело к большому
разрыву между поколениями. Давайте порассуждаем на эту тему:
Дети 21 века другие, они с лёгкостью справляются с гаджетами, но с
трудом приобщаются к устному народному творчеству, не знакомы с
традиционными сказаниями, песнями, что сказывается на недостаточном
формировании нравственно-этических чувств, понимания традиций, обычаев
нашего народа, а также знании истории и культуры родного края.
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему
предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие
следующим поколениям.
Дошкольный возраст- это начало познания жизни, человеческих
взаимоотношений, время формирования личности, становление характера.
Дети этого возраста как пластилин, гибкие, податливые - всё заложенное на
этом этапе развития останется в памяти на всю жизнь.
Одним интересно узнать, как жили динозавры, а другим как жили наши
предки, в какие игры играли, какие песни пели, в какие костюмы наряжались.
Дети в младшем дошкольном возрасте увлечённо слушают сказки, которые
начинаются со слов «жили-были», а ведь эти слова придуманы задолго до
нас. И чем старше ребёнок, тем он больше интересуется, стремится узнать
свою историю, её многочисленные факты и задача педагогов помогать,
направлять и содействовать в развитии этих знаний.
Поэтому нами был разработан проект «Традиции и быт русского
народа». Работая в тандеме несколько лет, музыкальный руководитель и
воспитатель погружают ребят в историю русского народа и его обычаев.
С раннего возраста мы используем малые формы фольклора -
пестушки, потешки, колыбельные, прибаутки на музыкальных занятиях и в
повседневной жизни в группе. Это помогает воспитателям прививать детям
бытовые умения и навыки, простым и понятным языком, в игре объяснять
малышам простые действия (навыки гигиены, подержания порядка, приёма
пищи).
Народные песни, игры, хороводы для старших детей – это богатейший
источник музыкального развития, формирования образного мышления, речи
и координации движения. Этот материал легко осваивается детьми,
воздействует на их эмоции, воспитывает уважительное отношение к
старшим, природе, труду, и конечно приобщают к своей национальной
культуре.
В старшем дошкольном возрасте мы познакомили детей с понятиями
«ярмарка», «святки», «колядки». Начали проект с рассказа о традициях и
обычаях народных праздников. Приготовили костюмы, маски, разучили
колядки и весёлыми закличками пригласили ребят с другой группы на
святочные гулянья.
Этот проект позволил сформировать у детей представления о быте
русского народа, его традициях, сравнение жизни в старину с нашим
временем. Мы рассказали о значимости и ценности предметов,
изготовленных из дерева. Например: русская изба - памятник архитектуры,
место, где жили наши предки, здесь хорошо ощущается история народа. С
детьми разобрали такие понятия как «подзор», «наличники», «кукушка»,
«конек»; прочитали отрывки из книги А. Рощина «Мы строим дом».
В группе был организован импровизированный уголок русской избы, с
имитацией русской печи и разнообразной старинной утварью (самовар,
горшки, туески, ухват, рушники ручной работы, расписная посуда). Все
предметы в нашем мини-музеи, собирали вместе с детьми и родителями. Вся
утварь была доступна, мы обсуждали откуда что взялось и для чего
использовалось, применяли многое в игровой деятельности, сравнивая
старинные предметы с их современной заменой. Детей удивило, что раньше в
доме были только деревянные ложки, не было вилок.
Изучили народный костюм на примере русской матрешки. Историю
создания, покрой и силуэт костюма, особенности орнамента и украшений.
Выяснили много тонкостей о значения узоров и цветах костюма.
Чтение и изучение русских народных сказок, обогатило речь
дошкольников. Мы разбирали смысловые значения сказок, объясняли детям
непонятные слова, ребята сами приходили к выводу, чему научила сказка.
Мы разучили много пословиц, закличек и поговорок. Дети с удовольствием
их рассказывали дома.
Начали знакомство детей с национальным декоративно-прикладным
искусством. Создавали декоративные композиции по мотивам дымковских,
филимоновских, гжельских и хохломских узоров. Изучали историю
возникновения каждого промысла, выяснили что каждый узор принадлежит
определённому краю и связан с обычаями и ремеслом региона. Иллюстрации
Евгения Рачёва, Ивана Билибина, Елены Поленовой, Виктора Михайловича
Васнецова, помогли понять красоту и смысл русской природы, народа и его
культуры. Русские народные игры «Ловишки», «Ручеёк», «Мёд и сахар»,
«Золотые ворота», «Заря-зарница», «Где работа –там еда», «Жмурки»,
«Перетягивание каната» с использованием различных атрибутов (канат,
ленты, ложки, платок, скакалка, палочки) вошли в повседневную
деятельность наших дошкольников.
К участию в проекте мы привлекали родителей: провели совместные мастер-
классы по изготовлению глиняной посуды и куклы «Масленички».
Музыкальные мероприятия проходили в русских-народных традициях. С
играми, песнями и плясками мы провели масленичную неделю. Дети смогли
увидеть праздник во всех красках, мальчики продемонстрировали свою удаль
в перетягивании каната, девочки показали свою красоту и грацию в
хороводе, в шумном оркестре раскрыли свои музыкальные способности.
Насыщенность народного праздника сюрпризными моментами усиливает у
детей интерес, наполняет их впечатлениями и переживаниями.
Проделанная работа расширила творческие способности, коммуникативные
качества детей, сформировала эмоционально-положительное отношение к
русскому фольклору, приобщила к устному народному творчеству. Сейчас в
условиях активного внедрения зарубежной культуры очень важно знакомить
детей с традициями и ремеслом родного края. Обращение к нашему
наследию развивает личность каждого ребенка, воспитывает
гордость, уважение за страну, в которой мы живём. Особое внимание
уделяется истории народа, его культурным ценностям. Тот, кто знает свою
историю, будет уважительно относиться к истории других народов.