Напоминание

"Традиции и быт русского народа"


Авторы: Николаенко Марина Михайловна, Якубова Альфия Хамисовна
Должность: Воспитатель, Музыкальный руководитель.
Учебное заведение: ГБОУ школа №1359
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Традиции и быт русского народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке,

фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

Сегодня мы живём в такое время, когда технологии развиваются с

невероятной скоростью и ушли далеко вперёд. Это привело к большому

разрыву между поколениями. Давайте порассуждаем на эту тему:

Дети 21 века другие, они с лёгкостью справляются с гаджетами, но с

трудом приобщаются к устному народному творчеству, не знакомы с

традиционными сказаниями, песнями, что сказывается на недостаточном

формировании нравственно-этических чувств, понимания традиций, обычаев

нашего народа, а также знании истории и культуры родного края.

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему

предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие

следующим поколениям.

Дошкольный возраст- это начало познания жизни, человеческих

взаимоотношений, время формирования личности, становление характера.

Дети этого возраста как пластилин, гибкие, податливые - всё заложенное на

этом этапе развития останется в памяти на всю жизнь.

Одним интересно узнать, как жили динозавры, а другим как жили наши

предки, в какие игры играли, какие песни пели, в какие костюмы наряжались.

Дети в младшем дошкольном возрасте увлечённо слушают сказки, которые

начинаются со слов «жили-были», а ведь эти слова придуманы задолго до

нас. И чем старше ребёнок, тем он больше интересуется, стремится узнать

свою историю, её многочисленные факты и задача педагогов помогать,

направлять и содействовать в развитии этих знаний.

Поэтому нами был разработан проект «Традиции и быт русского

народа». Работая в тандеме несколько лет, музыкальный руководитель и

воспитатель погружают ребят в историю русского народа и его обычаев.

С раннего возраста мы используем малые формы фольклора -

пестушки, потешки, колыбельные, прибаутки на музыкальных занятиях и в

повседневной жизни в группе. Это помогает воспитателям прививать детям

бытовые умения и навыки, простым и понятным языком, в игре объяснять

малышам простые действия (навыки гигиены, подержания порядка, приёма

пищи).

Народные песни, игры, хороводы для старших детей – это богатейший

источник музыкального развития, формирования образного мышления, речи

и координации движения. Этот материал легко осваивается детьми,

воздействует на их эмоции, воспитывает уважительное отношение к

старшим, природе, труду, и конечно приобщают к своей национальной

культуре.

В старшем дошкольном возрасте мы познакомили детей с понятиями

«ярмарка», «святки», «колядки». Начали проект с рассказа о традициях и

обычаях народных праздников. Приготовили костюмы, маски, разучили

колядки и весёлыми закличками пригласили ребят с другой группы на

святочные гулянья.

Этот проект позволил сформировать у детей представления о быте

русского народа, его традициях, сравнение жизни в старину с нашим

временем. Мы рассказали о значимости и ценности предметов,

изготовленных из дерева. Например: русская изба - памятник архитектуры,

место, где жили наши предки, здесь хорошо ощущается история народа. С

детьми разобрали такие понятия как «подзор», «наличники», «кукушка»,

«конек»; прочитали отрывки из книги А. Рощина «Мы строим дом».

В группе был организован импровизированный уголок русской избы, с

имитацией русской печи и разнообразной старинной утварью (самовар,

горшки, туески, ухват, рушники ручной работы, расписная посуда). Все

предметы в нашем мини-музеи, собирали вместе с детьми и родителями. Вся

утварь была доступна, мы обсуждали откуда что взялось и для чего

использовалось, применяли многое в игровой деятельности, сравнивая

старинные предметы с их современной заменой. Детей удивило, что раньше в

доме были только деревянные ложки, не было вилок.

Изучили народный костюм на примере русской матрешки. Историю

создания, покрой и силуэт костюма, особенности орнамента и украшений.

Выяснили много тонкостей о значения узоров и цветах костюма.

Чтение и изучение русских народных сказок, обогатило речь

дошкольников. Мы разбирали смысловые значения сказок, объясняли детям

непонятные слова, ребята сами приходили к выводу, чему научила сказка.

Мы разучили много пословиц, закличек и поговорок. Дети с удовольствием

их рассказывали дома.

Начали знакомство детей с национальным декоративно-прикладным

искусством. Создавали декоративные композиции по мотивам дымковских,

филимоновских, гжельских и хохломских узоров. Изучали историю

возникновения каждого промысла, выяснили что каждый узор принадлежит

определённому краю и связан с обычаями и ремеслом региона. Иллюстрации

Евгения Рачёва, Ивана Билибина, Елены Поленовой, Виктора Михайловича

Васнецова, помогли понять красоту и смысл русской природы, народа и его

культуры. Русские народные игры «Ловишки», «Ручеёк», «Мёд и сахар»,

«Золотые ворота», «Заря-зарница», «Где работа –там еда», «Жмурки»,

«Перетягивание каната» с использованием различных атрибутов (канат,

ленты, ложки, платок, скакалка, палочки) вошли в повседневную

деятельность наших дошкольников.

К участию в проекте мы привлекали родителей: провели совместные мастер-

классы по изготовлению глиняной посуды и куклы «Масленички».

Музыкальные мероприятия проходили в русских-народных традициях. С

играми, песнями и плясками мы провели масленичную неделю. Дети смогли

увидеть праздник во всех красках, мальчики продемонстрировали свою удаль

в перетягивании каната, девочки показали свою красоту и грацию в

хороводе, в шумном оркестре раскрыли свои музыкальные способности.

Насыщенность народного праздника сюрпризными моментами усиливает у

детей интерес, наполняет их впечатлениями и переживаниями.

Проделанная работа расширила творческие способности, коммуникативные

качества детей, сформировала эмоционально-положительное отношение к

русскому фольклору, приобщила к устному народному творчеству. Сейчас в

условиях активного внедрения зарубежной культуры очень важно знакомить

детей с традициями и ремеслом родного края. Обращение к нашему

наследию развивает личность каждого ребенка, воспитывает

гордость, уважение за страну, в которой мы живём. Особое внимание

уделяется истории народа, его культурным ценностям. Тот, кто знает свою

историю, будет уважительно относиться к истории других народов.



В раздел образования