Напоминание

Современные требования к организации группы продлённого дня в начальной школе


Автор: Гурбанова Рамила Рустамовна
Должность: Учитель начальный классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 186 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Современные требования к организации группы продлённого дня в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 186

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья на тему

«Современные требования к организации группы продленного дня в

начальной школе»

Составитель:

Гурбанова Рамила Рустамовна

Санкт-Петербург

2022 год

Выбирая школу, папы и мамы часто интересуются, есть ли в школе группа

продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет

забирать школьника младшего возраста сразу после уроков. Многие родители

меняют работу, подстраивают свой график под школьный режим. Все это

допустимо, когда есть возможность. В основном родители работают и не могут

забирать ребенка из школы в обеденное время. Очень часто на помощь приходят

бабушки и дедушки, для которых такой процесс становится своеобразной

работой. Вопрос с кем и где оставить ребенка во второй половине дня для многих

стоит очень остро. С одной стороны, оставить ребенка без контроля одного

на целый день дома — рискованно. С другой стороны, в группе продленного дня

большое количество детей, и ребенок не может отдохнуть и расслабиться, побыть

немного один в тишине.

Что хорошего дает продленка и чем она может помочь? Плюсов у групп

продленного дня много. Основное преимущество — ребенок находится под

присмотром до прихода родителей с работы. О нем заботятся педагоги, которые и

проконтролируют и помогут в случае чего. Немаловажный фактор, это

социализация юного члена общества, которым посещается продленка в начальной

школе. В группе сверстников ребенок приобретает опыт общения, который

пригодится ему во взрослой жизни. Продленка в начальной школе также может

обеспечивать детей кружками и секциями по интересам. Это важно для

гармоничного развития личности. Также в школах работает детский психолог.

Если у ребенка возникли проблемы, психолог всегда поможет разобраться во

взаимоотношениях

со

сверстниками

и

взрослыми.

Педагог-воспитатель организует выполнение режима дня учащихся, оказывает

им помощь в учении, организации самоподготовки и досуга, а также в получении

дополнительного образования, вовлекая в спортивные секции, кружки и другие

объединения по интересам.

При выполнении домашних заданий в группе продленного дня следует отметить

некоторые важные моменты:

начинать самоподготовку не раньше 15–16 часов;

ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты

времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3

классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч;

предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы

по завершению определенного этапа работы;

предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий

раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам.

Стоит отметить, что временные затраты на выполнение домашних заданий

школьников не только в группе, но и дома не должны превышать указанных

нормативов. Самым сложным направлением деятельности воспитателя в группе

продлённого дня является организация самоподготовки. Успех самоподготовки

в значительной мере зависит от проведенного на уроке закрепления, поэтому

воспитателю необходимо узнать у учителя информацию о том, как усвоили

воспитанники изучаемый материал, что значительно облегчит им эту работу.

Лучше,

если

в группе

продленного

дня

установлен

следующий

порядок

выполнения заданий:

начинать с самого сложного задания;

чередовать виды деятельности;

заканчивать более легкими заданиями.

Воспитатель

организует

работу

детей

во время

самоподготовки,

следит

за дисциплиной, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе.

Работники и воспитатели ведут документацию о посещении детьми группы

продленного дня.

Так же очень важно, чтобы дети проводились время на свежем воздухе.

Представляю для Вас сборник подвижных игр для детей в группе продленного

дня.

Игра «Волна»

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки (не

менее 10 человек) становятся в круг и берутся за руки. Круг из игроков будет

представлять собой море, а водящий — «кораблик». Игроки начинают делать

«волну», то есть, не расцепляя рук, выполнять плавные волнообразные движения

руками. При этом они то поднимают, то опускают руки. Выполнять эти движения

надо произвольно: важно, чтобы водящий не мог предугадать, где «волна» будет

выше, а где ниже. Задача водящего-«кораблика» — проскочить под «волной», то

есть быстро пробежать сквозь просвет между любыми двумя игроками в тот

момент, когда их руки будут подняты. Если ему это удается, он занимает место в

круге, а вместо него выбирают другого водящего, если же нет, он повторяет

попытку до тех пор, пока она не станет удачной.

Игра «Подтянулись, подросли»

Ход игры: количество игроков не ограничено. Ведущий объясняет правила. Они

просты: игроки должны декламировать вместе с ведущим стихотворение,

повторяя при этом его движения.

Ветер дует нам в лицо (Машем руками, повернутыми ладонями внутрь, по

направлению «к себе».)

И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо и влево, руки

при этом не напряжены.)

Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно уменьшается.)

Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх, приподнимаемся на цыпочки и

тянемся изо всех сил.)

Игра «Лови-бросай!»

Инвентарь: мяч

Ход игры: на игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии

вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит ведущий, который по очереди

бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку:

«Лови, бросай, Упасть не давай!..» Игру начинают с небольшого расстояния

(радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2—2,5 м.

Примечание: при проведении игры ведущий произносит текст не спеша, чтобы за

это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч. Учитель отмечает детей,

ни разу не уронивших мяч.

Игра «Удочка»

Инвентарь: веревка (скакалка)

Ход игры: Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки

встают в круг диаметром 3—4 м. Водящий становится в центр крута. У него в

руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий

вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на

высоте 5—10 см. Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить

летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает

штрафное очко.

Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит

8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Игра «Ловишки»

Ход игры: на игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии

5—10 м. Играющие дети стоят у одной линии. Между линиями — зона

«ловишки». В начале игры роль «ловишки» выполняет воспитатель, показывая,

как нужно ловить. Потом ловишкой становится кто-то из детей. Ведущий подает

сигнал: «Бежим!..» (это может быть свисток, хлопок в ладоши и т. п.). После этого

дети стремятся перебежать от одной линии до другой, а «ловишка» в это время их

ловит по одному, и пойманный ребенок отходит в сторону. Он больше не

принимает участия в игре. Таким образом, игра продолжается несколько раз, до

тех пор, пока на игровой площадке останется один ребенок или «ловишка» не

переловит всех.

Примечание: существует еще несколько вариантов игры:

1)дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих на игровой

площадке есть свой «домик» (например, нарисованный круг), в котором нельзя

ловить;

2)можно оговорить, что нельзя ловить детей, успевших присесть или

остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками.

При смене положения — игра продолжается;

3)одним из вариантов является, что первый же пойманный играющий ребенок

становится «ловишкой», а «ловишка» входит в число играющих детей.

Игра «Мышеловка»

Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть

играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и

находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и

начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: «Ах, как мыши

надоели, Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут – вот

напасть. Берегитесь же, плутовки. Доберемся мы до вас. Вот поставим

мышеловки, Переловим всех за раз!» По окончании стихотворения дети

останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в

мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу ведущего: «Хлоп!»

дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута.

Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже

становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть

мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Примечание: во время игры воспитатель одновременно с детьми проговаривает

стихотворение.

Игра «Команда быстроногих»

Инвентарь: палка, обруч ( или нарисованный мелом круг)

Ход игры: Играющий делятся на две-три команды и строятся с разных сторон

площадки. Обозначается стартовая линия, на которую становится по одному

игроку от каждой команды. В 15-20 шагах от каждой команды обозначен кружок,

в которой кладут палочку. По команде ведущего «Марш!» игроки бегут к

кружкам, берут палочки и стучат ими три раза по полу, кладут палочки в кружки

и бегут обратно. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко,

вторым - два очка и т.д. Выигрывает команда, набравшая меньшее количество

очков.

Примечание: количество ударов палки по полу можно менять, также можно

добавить дополнительные действия (оббежать круг до/после ударов,

перепрыгнуть через круг и т.д.)



В раздел образования