Напоминание

Головоломка для самых маленьких


Автор: Павлова Татьяна Кымовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2 "КЭНЧЭЭРИ"
Населённый пункт: с.БЕРДИГЕСТЯХ МР "ГОРНЫЙ УЛУС" РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Головоломка для самых маленьких
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №2 "КЭНЧЭЭРИ"

С.БЕРДИГЕСТЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРНЫЙ УЛУС" РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Рабочая программа кружка «Головоломка для самых маленьких»

Составитель:

Павлова Татьяна Кымовна – воспитатель

высшей квалификационной категории

с.Бердигестях 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается

актуальной в наше время. Мы все понимаем, что от развития интеллекта зависит формирование и произношение

ребенком вслух первых его слов, а далее и формирование сложных логически выстроенных целых предложений.

Именно поэтому в своей педагогической деятельности особое внимание обращаю на развитие интеллектуальных

способностей детей, а первичное развитие интеллектуальных способностей детей формируется с помощью развития

мелкой моторика.

Мелкая моторика — это последовательность и точность движений, необходимых для осуществления различных

действий с мелкими предметами. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего

физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность

освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения

родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Понимая важность развития мелкой моторики, в своей практике часто использую различные общепедагогические

приемы, а именно: рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика,

конструирование из мелких деталей, обматывание клубка вязаной нити и другие приемы.

После продолжительной работы по данному направлению мы поняли, что детям после определенного этапа

развития мелкой моторики необходимо выходить уже на новый, более сложный уровень. На тот уровень, когда детям

необходимо

думать

уже

на

когнитивном

уровне.

Для

того

чтобы

способствовать

дальнейшему

развитию

интеллектуальных способностей детей с 2015 года начала работать по теме «Развитие у детей сенсорных процессов

посредством игры в головоломки», и в рамках этой темы по самообразованию начали разрабатывать головоломки для

детей дошкольного возраста.

Работу по этой теме начали из следующих убеждений. Сама игра в головоломки интересна, здесь идет

непрерывный процесс интеллектуального развития. Игра ярко отражает и прививает любовь к интеллектуальному труду

и в то же время развивает сенсорные и интеллектуальные процессы. В своей работе разработанные головоломки

чередую с готовыми дидактическими головоломками. Сейчас в арсенале имеется 60 различных головоломок.

Исходя из вышеизложенного, дабы акцентировать внимание на развитие интеллектуальных способностей детей,

мы решили провести мастер – класс по разработке головоломок для детей дошкольного возраста.

Цель:

Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) и когнитивных

способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и

накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

2. Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

3. Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и

явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое

существенное, характерное (признаки, качества).

4. Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

5. Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

6. Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Методы и приемы:

1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий).

Широкое

использование

наглядного

материала

способствует

формированию

обобщенных

представлений

о

геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком

различные игры.

2. Игровой метод (дидактические игры).

3. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а

также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе

дидактических игр используются вопросы к детям.

4. Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

5. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи

элементов: головоломки, мозаики разной величины, формы, цвета.

При

сравнении

предметов

по

величине

происходит

развитие

глазомера

- прием

соотнесения

по

величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура

фигуры

Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному

развитию и успешному обучению в школе.

Формы организации:

- Групповая

- Подгрупповая

- Индивидуальная

Ожидаемый результат:

1. Дети различают и называют основные цвета.

2. Различают и называют геометрические фигуры и тела.

3. Используют сенсорные эталоны.

4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Продолжительность реализации программы:

Занятия проводятся по 10-15 минут, 2 раза в неделю

недел

и

Месяц

Тема

Задачи

Наглядный материал

1

Сентябрь

"Смешарики",

"Фрукты"

Развивать глазомер при выборе по образцу

предметов определенной величины. Учить

детей группировать объекты по заданиям.

Головломки

"Смешарики",

"Домашние

животные",

"Геометрические

фигуры",

"Фрукты"

2

Сентябрь

"Домашние

животные",

"Геометрические

фигуры"

Развивать глазомер при выборе по образцу

предметов определенной величины. Учить

детей группировать объекты по заданию.

Головломки

"Домашние

животные",

"Геометрические

фигуры"

3

Сентябрь

Рисуем линии, волны

Развивать графоторные навыки у детей

посредством

начертания

сплошной

и

пунктирной линии, различных волн.

Лист бумаги

1

Октябрь

Раскраска

Раскраска по трафаретам

Раскраска

2

Октябрь

"Смешарики",

"Фрукты"

Развивать глазомер при выборе по образцу

предметов определенной величины. Учить

детей группировать объекты по заданиям.

Головломки

"Смешарики",

"Домашние

животные",

"Геометрические

фигуры",

"Фрукты"

3

Октябрь

Большие и маленькие

геометрические

фигуры

Закреплять

знания

детей

о

величине

(большие,

маленькие).

Учить

находить

одинаковые

предметы.

Учить

детей

группировать объекты по 2 признакам

(форме и величине).

Головоломки "Геометрические

фигуры"

4

Октябрь

Вложи

в

прямоугольник,

сопоставь

по

форме

сложные

геометрические

фигуры.

Развивать глазомер при выборе по образцу

предметов определенной величины. Дать

первичное представление по замощению

плоскости.

Учить детей группировать

объекты по заданиям.

Головоломки "Геометрические

фигуры"

1

Ноябрь

Раскраска

Раскраска по трафаретам

Раскраска

2

Ноябрь

Счетные палочки

Формировать у детей первичное воспритие

счета.

Счетные палочки

3

Ноябрь

Большие и маленькие

геометрические

фигуры

Закреплять

знания

детей

о

величине

(большие,

маленькие).

Учить

находить

одинаковые

предметы.

Учить

детей

группировать объекты по 2 признакам

(форме и величине).

Головоломки "Геометрические

фигуры"

4

Ноябрь

Вложи

в

прямоугольник,

сопоставь

по

форме

сложные

геометрические

фигуры.

Развивать глазомер при выборе по образцу

предметов определенной величины. Дать

первичное представление по замощению

плоскости.

Учить детей группировать

объекты по заданиям.

Головоломки "Геометрические

фигуры"

1

Декабрь

Сложи кубик

Формировать

представления

детей

о

величине предметов. Учить детей строить

куб из деталей в соответствии с цветом и

величиной.

Формировать

представления

детей

о

геометрических

фигурах,

закреплять представления детей о цвете и

величине.

Головоломки "Геометрические

фигуры"

2

Декабрь

Большие и маленькие

Закреплять

знания

детей

о

величине

Головоломки "Геометрические

геометрические

фигуры

(большие,

маленькие).

Учить

находить

одинаковые

предметы.

Учить

детей

группировать объекты по 2 признакам

(форме и величине).

фигуры"

3

Декабрь

Повторение

"Фестиваль

головоломок"

Повторение пройденного материала путем

организации игровой среды

все изученные головоломки

4

Декабрь

Сложи картинку

Учить детей группировать объекты по

образу руснков животных.

Мозаика "Животные"

1

Январь

Сложи картинку

Учить детей группировать объекты по

образу руснков животных.

Мозаика "Животные"

2

Январь

Сложи попугай, дом и

пунду

Научить ребенка из деталей сложить образ

животных из различных деталей. Развивать

тактильные ощущения. Закреплять умения

узнать предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

3

Январь

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

1

Февраль

Сложи картинку

Учить детей группировать объекты по

образу руснков животных.

Мозаика "Животные"

2

Февраль

Сложи картинку

Учить детей группировать объекты по

образу руснков животных.

Мозаика "Животные"

3

Февраль

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

1

Март

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим Головоломки

"Сложные

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

трафареты"

2

Март

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

3

Март

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

4

Март

Большие и маленькие

геометрические

фигуры

Закреплять

знания

детей

о

величине

(большие,

маленькие).

Учить

находить

одинаковые

предметы.

Учить

детей

группировать объекты по 2 признакам

(форме и величине).

Головоломки "Геометрические

фигуры"

1

Апрель

Вложи

в

прямоугольник,

сопоставь

по

форме

сложные

геометрические

фигуры.

Развивать глазомер при выборе по образцу

предметов определенной величины. Дать

первичное представление по замощению

плоскости.

Учить детей группировать

объекты по заданиям.

Головоломки "Геометрические

фигуры"

2

Апрель

Сложи кубик

Формировать

представления

детей

о

величине предметов. Учить детей строить

куб из деталей в соответствии с цветом и

величиной.

Формировать

представления

детей

о

геометрических

фигурах,

закреплять представления детей о цвете и

Головоломки "Геометрические

фигуры"

величине.

3

Апрель

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

4

Апрель

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

1

Май

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

2

Май

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

3

Май

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

4

Май

Сложная головоломка

Научить

ребенка

алгоритмическим

действиям.

Развивать

тактильные

ощущения.

Закреплять

умения

узнать

предмет на ощупь.

Головоломки

"Сложные

трафареты"

Приложение 1

Головоломки из планшета

Цель головоломки: развитие логических приемов умственных действий – сравнение, обобщение, анализ и синтез

у детей дошкольного возраста.

Оборудования: самодельные планшеты с шестью ячейками, шесть прямоугольников с рисунками.

Решение головоломки: Детям дается самодельный планшет и шесть прямоугольников с рисунками. На любом

планшете слева от каждой ячейки расположены различные картинки (белка, волк, лось, лиса, медведь, заяц), такие же

картинки в увеличенном масштабе, присутствуют и у шести прямоугольников. Главная задача ребенка заключается в

установлении соответствия идентичных рисунков, после он должен вложить прямоугольник с рисунком, рядом с

ячейкой, где изображен такой же рисунок.

Самодельные планшеты разработали по разным темам:

- домашние животные - Полезные фрукты - Геометрические фигуры

Головоломки из дерева

Цель головоломки: развитие логических приемов умственных действий – сравнение, обобщение, анализ и синтез

у детей дошкольного возраста.

Оборудования: самодельные планшеты из дерева с шестью вырезанными фигурами.

Решение головоломки: Детям дается самодельный планшет и шесть (девять) геометрических фигур. Главная

задача ребенка заключается в установлении соответствия идентичных по фигуре форм, после он должен вложить формы

соответствующей вырезанной форме на планшете.

- Большие и малые геометрические фигуры - Различные объемные геометрические фигуры

Головоломки – пазлы

Цель головоломки: развитие логических приемов умственных действий – сравнение, обобщение, анализ и синтез

у детей дошкольного возраста.

Оборудования: самодельные пазлы из четырех или более элементов.

Решение головоломки:

Детям даются пазлы из четырех или более элементов. Посредством подстановки

необходимо вывести русинок.

Головоломки – составление

Цель головоломки: развитие логических приемов умственных действий – сравнение, обобщение, анализ и синтез

у детей дошкольного возраста.

Оборудования: самодельные объемные фигуры из дерева



В раздел образования