Напоминание

"Права ребенка и ювенальная юстиция в России"


Автор: Анучкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №462"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Права ребенка и ювенальная юстиция в России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Права ребенка и ювенальная юстиция в России

Анучкина О.А., воспитатель МБДОУ №462, Самара.

Жизнедеятельность

в

нашем

ДОУ

«Калинка»

организуется

в

соответствии с нормативными правовыми документами, один из таких –

программа.

На протяжении многих лет ребенок рассматривался как будущий член

общества.

Воспитание толковалось

как

процесс подготовки

детей

к

выполнению тех или иных социальных функций. Лишь постепенно, по мере

становления представлений о самоценности человеческой личности, ребенок

стал восприниматься не только как объект педагогических воздействий, а как

равноправный партнер.

Чтобы говорить о правах ребенка, для начала, я бы хотела определить,

что же это такое. Понятие «права ребенка» тесно связано с понятием «права

человека»,

которое

рассматривается

в

контексте

общечеловеческих

ценностей. Речь идет о человеческой свободе, связанной с представлениями о

справедливости, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма.

В основе такого понимания – признание ребенка личностью, которая

обладает таким же достоинством, как и взрослый. Разница только в том, что

взрослые способны самостоятельно защищать свои интересы, ребенок же

вынужден обращаться за помощью к тем, кто готов, и главное, должен

гарантировать защиту. Права ребенка до сих пор воспринимаются в

массовом сознании, как нечто вроде бы приемлемое, но не требующее

серьезных усилий педагогов, родителей и общества.

20 ноября 1989г. была принята Конвенция о правах ребенка. На

территории нашей страны ее ратифицировали 15 сентября 1990г. Конвенция

предусматривает равные и одинаковые права всех детей Земли – это

международный юридический документ, признающий все права человека в

отношении детей от рождения до 18 лет.

Основные положения конвенции:

- В первую очередь ребенок имеет право на жизнь!

- Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

- Ребенок имеет право на общение с родственниками.

- Ребенок имеет право на защиту.

- Ребенок имеет право иметь и выражать свое мнение.

- Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, а также

национальность и гражданство.

- Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей.

- Каждый ребенок имеет право на образование!

- Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь.

- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Мы, взрослые, не имеем права требовать от своих детей чего-то в силу

того, что они наши дети. Они ничего нам не должны. Зато мы, в свою

очередь, должны обеспечить ребенка здоровы питанием, возможностью

крепкого сна, одеждой, нужными медикаментами, образованием, защитой от

посторонних и нарушения прав, заботой и любовью.

В настоящее время мы все чаще слышим в средствах массовой

информации о вступление в силу закона об ювенальной юстиции, под

которой в широком смысле, мы понимаем систему государственных

(муниципальных) структур и негосударственных организаций, совместно

действующих с целью формирования и деятельности комплексной системы

защит прав ребенка. Таким образом- ювенальная юстиция — это, по нашим

представлениям, не только специализированный, ювенальный суд, где

рассматриваются дела, одним из участников в которых является ребенок

(несовершеннолетний), но и множество разнообразных социальных служб. И

уверены, что система ювенальной юстиции будет эффективной лишь в том

случае, когда основной и главной задачей ее станет не выстраивание границ

ответственности того или иного ведомства, а защита прав и законных

интересов конкретного ребенка в конкретной жизненной ситуации.

Что произойдет в России через несколько лет, если будет принята

ювенальная юстиция? Результаты мы можем увидеть уже сегодня на примере

некоторых западных стран. Там тоже недавно говорили, что эта система

создана в интересах детей, и что порядочным родителям опасаться нечего. В

Норвегии так называемые социалисты пытаются воплотить в жизнь идею о

том, что все должны быть одинаковыми. Все дети должны ходить в детский

сад с года, должны быть адаптированы к социальной среде, хорошо

воспитаны. Если ребенок отличается от других, выделяется из общей массы

(даже если он стеснительный или непоседливый), принимается за работу

служба опеки над детьми Barnevern

(Барневарн), сотрудники которой

уверяют, что умеют формировать детей. Их логика: легче формировать

маленького ребенка, чем подростка, который уже испорчен. Причины для

подачи жалобы в эту организацию могут быть различными. Например, если

родители «заставляют» ребенка убирать в комнате и выносить мусор, это

называется принудительным использованием детского труда. Барневарн

имеет весьма широкие полномочия. Основанием для того, чтобы забрать

ребенка от родителей, может быть мнение одного человека – классного

руководителя, врача, медсестры, заведующей детским садом, представителя

самой Барневарн, если вы им не понравились просто даже случайного

человека, недоброжелателя. Они говорят о соблюдении прав человека и

заботе о детях, но не понимаю или не хотят понимать, что если ребенка

забрали от родителей, травма детской психике уже нанесена, и это уже

никакими средствами не вылечишь.

Ювенальная

юстиция

встречает

крайне

отрицательную

реакцию

значительной части российского общества.

Особой задачей становится защита прав и достоинства маленького

ребенка. Главное, чтобы педагог и родители вели работу по своевременному

выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от

жесткого обращения.

В свою очередь с нашими воспитанниками мы ведем активную работу

по ознакомлению со своими правами: проводим беседы (как с детьми, так и с

родителями), занятия, досуговую деятельность и т.д.

Предлагаю вашему вниманию комплексное занятие для детей старшей

группы с ЗПР.

Наши права

Задачи: Образовательные:

- дать детям общее представление о своих правах, способствовать

социально-нравственному развитию;

- развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Коррекционные:

- продолжать развивать связную речь;

- расширять и активизировать словарь;

- знакомить с понятиями: «право на имя», «право на жилье», «право

на любовь и заботу».

Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в коллективе,

любовь к близким.

Оборудование:

кукла, сундучок, свидетельство рождении, домик,

сердечки (для детей и гостей), мяч.

В гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой красивый сундучок, в

котором лежит свидетельство о рождении, сердечки, домик.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята к нам в гости пришла кукла, ее зовут Маша (

дети

здороваются с куклой).

Маша на что-то принесла в своем сундучке. Давайте вместе посмотрим,

что же там. (

Достает из сундучка свидетельство о рождении.)

Это свидетельство о

рождении, в котором записаны ваше имя, фамилия и отчество. Имя есть у

каждого ребенка, так как каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель.

Имя вам дают ваши родители. Свидетельство о

рождении – это ваш первый документ в жизни. Давайте встанем в круг, и вы

по очереди назовете свои имена (

дети называют).

А теперь кукла Маша хочет услышать, как ласково по имени вас

называют папа и мама (

проводится игра с мячом).

Что должно быть у каждого ребенка?

Дети. Имя, фамилия, отчество.

Воспитатель (

достает из сундучка игрушечный домик).

Еще каждый

ребенок имеет право на дом. У всех вас есть свой дом, в котором вы живете с

родителями. Назовите свой домашний адрес (

дети называют город, в котором

живут, улицу, номер дома и квартиры).

Воспитатель. Помните, ребята, мы с вами читали сказки, в которых

кто-нибудь из героев поступал неправильно, выгнал из собственного дома

хозяина. Какие это сказки?

Дети. «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Морозко».

Воспитатель.

Кто неправильно поступал в этих сказках? (

Дети

отвечают).

Ребята, давайте построим из наших пальчиков и рук различные дома:

«дом», «дом с трубой», «сарай».

Физкультминутка

Вот стоит красивый дом –

Тридцать три окошка в нем,

В гости к другу я пойду,

И в окошко постучу.

Тук-тук-тук,

Открывай

Воспитатель. Что же еще должно быть у каждого ребенка?

Дети. Дом.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что еще лежит в сундучке у Маши

(

воспитатель достает сердечко).

А еще у вас есть право, которое помогает вам быть счастливыми,

делает вашу жизнь светлой. Это право на любовь и заботу, право всегда быть

с родителями. Кто вас любит и заботиться о вас? (

Дети отвечают).

А кто нуждается в вашей заботе и любви? Что вы можете сделать для

своих родителей, чтобы они почувствовали вашу любовь и заботу?

Дети. Хорошо вести себя, слушаться и помогать.

Воспитатель. Давайте с вами вспомним и прочтем стихи о тех, кого вы

любите. (

Дети читают стихи о маме, папе, бабушке. Затем выходят на коврик, образуя

круг. Звучит тихая музыка).

Воспитатель. Давайте, ребята, построим из наших ладошек «пирамиду

любви». (

Протягивает руку.)

Я люблю свою семью. (

Дети по очереди кладут

ладонь на ладонь и перечисляют, кого они любят).

Пирамида получилась высокая, теплая, потому, что мы любим друг

друга.

(Обнимаются.)

В знак любви я хочу подарить вам сердечки.

(

Воспитатель дарит детям сердечки).

Воспитатель. Ребята, вы любите ходить в детский садик?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда давайте тоже подарим нашим гостям сердечки,

ведь они работают в нашем саду.

Дети дарят сердечки гостям. Затем подходят к воспитателю, он задает обобщающие

вопросы по теме. Дети просят куклу Машу остаться поиграть, а с гостями прощаются.

Литература.

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной

действительностью. Старшая группа. Пособие для воспитателей детских

садов, детских домов, частных групп и родителей. М., 2001.

2. Бернс Э. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986.

3. Конвенция о правах ребенка.



В раздел образования