Автор: Белёва Людмила Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: с. Бисерово Афанасьевского района, Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение опыта работы "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Улыбка» с. Бисерово
Афанасьевского района Кировской области
Обобщение опыта работы старшего
воспитателя
Белёвой Людмилы Леонидовны
по теме:
«Ранняя профориентация детей
дошкольного возраста»
2022 год
«Обобщение опыта работы по теме:
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста »
«Прекрасных профессий
в мире не счесть
и каждой профессии
слава и честь»
Ознакомление
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
профессиями взрослых - одна из важных задач социализации
ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже
проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует
интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем,
позволяет
гордиться
результатами
труда
своих
близких
родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов
труда
взрослых
на
себе,
дети
практически
усваивают
его
значимость.
Труд
становится
понятен
ребенку
старшего
дошкольного
возраста,
обобществление
результатов
труда
взрослых
дает
возможность
реально
представить
взаимозависимость людей в социуме.
К выбору своей будущей профессии, нужно и важно готовить
ребенка с детского сада. Ребенку необходимо знать, кем работают
его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со
спецификой различных профессий, требованиями, которые они
предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет
стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и
чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет
сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его
жизнь.
В начале нашей работы была создана рабочая группа
воспитателей. Которая определила цели, задачи нашей будущей
работы. Деятельность нашей опорной образовательной организации
это - формировать представления о профессиях, направленных на
удовлетворение потребностей человека в обществе, с применением
виртуальных экскурсий для детей дошкольного возраста.
Цель нашей работы по профессиям заключается в том, чтобы
обобщить знания детей о профессиях в процессе совместной и
самостоятельной деятельности в реальные практических ситуациях.
Задачи, которые были поставлены в нашей работе это-
- формирование элементарных представлений у детей дошкольного
возраста о профессии взрослых;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые
действия представителей разных профессий;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям
взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду и результатам их труда;
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает
возникать только в старших классах в связи с необходимостью
выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому
его можно готовить уже с детского сада.
Раннее
начало
подготовки
ребенка
к
выбору
будущей
профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он
должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить
ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему
самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных
умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он
будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Ожидаемые результаты предполагают:
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в
использовании инновационных образовательных технологий в
познавательном развитии детей дошкольного возраста по ранней
профориентации:
-методические продукты по теме: «Приобщение детей дошкольного
возраста к знакомству с профессиями»;
- распространение опыта работы по использованию инновационных
образовательных технологий по ранней профориентации детей
дошкольного возраста;
Группой воспитателей
разработан план работы с детьми
младшего и старшего дошкольного
возраста, в котором
определены формы и методы работы:
- наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-составление фото альбомов по профессиям;
-с/р игры, праздники и развлечения;
-разработка проектов;
- экскурсии;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность;
Дети младшего возраста знакомились с профессиями детского
сада это-воспитатель, повар, рабочий по стирке белья (прачка),
заведующий, помощник воспитателя, музыкальный руководитель,
рабочий, дворник.
Дети старшего дошкольного возраста больше посещали объекты
быта взаимодействие с социальными партнерами. Воспитатели
организовывали экскурсии – наблюдения: экскурсии в библиотеку,
школу, в музей, в магазины, в аптеку, в салон красоты «Лайк», в
больницу, в пожарную часть, в сберкассу, на почту, на пекарню, на
деревоперерабатывающее производство, в клуб. Встречи с людьми
разных интересных профессий. Это – пожарные, полицейский….
Во время экскурсий воспитанники, наблюдая за трудом
взрослых, узнали об особенностях профессий взрослых, уточняли
свои представления о профессиях. В ходе экскурсий внимание
детей было обращено на процесс труда, на то, какими орудиями,
предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая
нужна для разных профессий, ее назначении.
Также воспитатели погружали детей в виртуальные экскурсии,
знакомили детей с теми профессиями, которых нет в селе, но они
также востребованы в обществе; «Знакомство с работой сталевара:
лётчика, космонавта, банковского работника…
В детском саду имеется большая картотека дидактических игр
по теме профессии. Дети с удовольствием играют в настольные
игры, складывают пазлы, работают с лэпбуками, что даёт детям
возможность больше узнать про ту или иную профессию. Также
работники
библиотеки
являются
активными
помощниками
детского сада. Они приготовили и подарили детям различные лото
по знакомству с профессиями.
Детский сад приобрёл костюмы для сюжетно- ролевых игр: костюм
доктора. продавца, повара, почтальона, работника ДПС. Родители
также являются активными помощниками в работе детского сада.
Помогли изготовить Банкомат. Дети с удовольствием пользуются
им.
Знакомятся,
как
пользоваться
банковскими
картами,
купюрами…
После проведения экскурсий дети с удовольствием играли в с/
р игры, где хотели быть воспитателем, учителем, доктором,
продавцом и т.д.
Воспитатели
активные
участники
различных
профессиональных конкурсов. В окружном Грантовом конкурсе
авторских проектов, направленных на разработку коробочных
решений «Лабиринт моих профессий», был получен диплом и грант
в сумме двадцати тысяч рублей. Детский сад для работы приобрёл
проектор и экран, который стал помощником для воспитателей в
реализации инновационной деятельности при показе презентаций,
видеофильмов…
В сборнике по Отделу Восточного образовательного округа
Министерства Образования Кировской области «Профориентация
дошкольников- «Путь к успеху» была опубликована авторская -
научно методическая разработка воспитателя - Экскурсия в
поликлинику
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста:
«Знакомство с поликлиникой»
Воспитатели являются активными участниками РМО. На
уровне района показывали НОД:
«Каждая профессия нужна,
каждая профессия важна», «Страна профессий», «Профессия»,
«Знакомство с работой стилиста», «Путешествие в музыкальную
страну», «Есть такая профессия - Родину защищать»
Также участвовали в видео конференции в районе: НОД «Мы
архитекторы»,
виртуальная
экскурсия:
«Город
профессий»,
проведение игры по социо-игровой технологии с педагогами
района по теме: «Ранняя профориентация детей дошкольного
возраста», проект «Профессия моей мамы», где на заключительном
этапе дети уже сами рассказывали о профессии мамы, опираясь на
созданный альбом.
Мастер-класс
для
педагогов
«
Книжки-малышки»,
«
Дидактические игры», «Знакомство с профессией стоматолога и
медицинской
сестры
стоматологического
кабинета»,
«Изготовление дидактических игр по профессиям на липучках».
Внедрение инновационных преобразований в организацию
предметно-пространственной
развивающей
среды
ДОУ,
способствующих эффективной реализации ОП, следует отметить
педагогов ДОУ, которые представили на муниципальном уровне в
Районном XIV образовательном Форуме-2020 свои достижения и
показали
мастер-класс
по
теме:
«Профориентационные
мероприятия
в
образовательном
учреждении»,
также
стали
победителями в заочном конкурсе профессионализма 2020 среди
образовательных организаций Афанасьевского района.
Организация
работы
по
ранней
профориентации
детей
дошкольного возраста, педагогическая работа по приобщению
детей к знакомству с профессиями детского сада, своего села -
признана удовлетворительной.
Анкетирование родителей на первом этапе и заключительном
показало, что работа, которая велась на протяжении 5 лет с детьми
по профориентации показала свои результаты. Дети и родители
стали активно обсуждать тему профориентации дома….