Напоминание

"Познаю себя"


Автор: Демидова Марина Ивановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Новороссийский СРЦН"
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Коррекционно - развивающая программа
Тема: "Познаю себя"
Раздел: полное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ

СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Рассмотрена

на педагогическом совете

ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»

Протокол № 2

от 30 ноября 2022 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК

«Новороссийский СРЦН»

____________И.В. Субботина

Приказ №

от 28 ноября 2022 года

Коррекционно-развивающая программа

«Познаю себя»

Автор-составитель:

М.И. Демидова,

педагог-психолог

Новороссийск

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка......................................................................3

Учебный (тематический) план….......................................................5

Содержание учебного (тематического) плана..................................6

Формы аттестации и оценочные материалы..................................11

Список литературы.........................................................................13

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность

Современные психологические исследования свидетельствуют о том,

что успешность взрослого человека в современном обществе определяется не

только академическими знаниями и умениями, уровнем общего интеллекта

(IQ), но и способностью управлять как своим эмоциональным состоянием,

так и эмоциональным состоянием других людей (EQ). Люди с высоким

уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными

способностями к управлению эмоциональной сферой, что обеспечивает

более высокую адаптивность и эффективность в общении.

В чувствах и эмоциях человек выражает личное отношение к предметам,

явлениям, к процессу и содержанию познания. Как известно эмоции и

чувства взаимосвязаны.

Эмоции

возникают

при

удовлетворении

или

неудовлетворении

органических потребностей при непосредственной реакции человека на

предметы

окружающей

действительности.

Чувства

-

это

социальное

отношение человека к собственной деятельности. Между чувствами и

интеллектом

человека

складываются

сложные

взаимоотношения.

Так,

возникшее переживание может быть усиленно или подавлено разумом,

может стать источником деятельности или ее тормозом.

Все

чаще

психологи

сталкиваются

с

термины

«эмоциональная

неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и

тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство

подавленности и одиночества и многое другое. Однако это лишь симптомы,

верхние части айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно

сформированной Я - концепции, от бессознательного ощущения внутреннего

хаоса, от слабости «Я».

Развитие

эмоционально

волевой

сферы

является

не

только

предпосылкой успешного обучения, но и способствует саморазвитию

личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в

становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные

друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется

самосознание. Однако замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети меньше

общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной

степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее

отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными

средствами тела снижает умение ребёнка взаимодействовать с окружающим

миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы,

очень актуальна и важна.

В связи с этим одним из важных направлений деятельности является

обеспечение качественного психолого – педагогического сопровождения,

позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе

воспитания, но и предотвратить их.

Цель программы: коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы,

повышение

осознанного

восприятия

ребёнком

своих

эмоциональных

проявлений

и

взаимоотношений,

развитие

социально

личностной

компетентности

и

обеспечение

всестороннего

гармоничного

развития

личности.

Задачи программы:

расширение знаний детей об эмоциях;

стабилизация

эмоционального

состояния,

оптимизация

уровня

тревожности и агрессии;

формирование коммуникативных умений у детей;

помочь ребёнку овладеть языком «эмоций» как способом выражения

собственного

эмоционально

состояния,

формировать

способности

к

эмоциональной саморегуляции.

Сроки выполнения программы: данная программа рассчитана на

подростка в возрасте 11-18 лет, 17 занятий, продолжительностью 40 минут.

Занятия проводятся индивидуально 2 – 3 раза в неделю.

Планируемые результаты реализации программы:

умение понимать

эмоциональное состояние, свое и окружающих, снижение тревожности,

улучшение

психо-эмоционального

самочувствия

подростка;

осознание

собственной индивидуальности, принятие себя как личности.

Тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теорет.

занятия

Практич.

занятия

1

Будем знакомы

1

1

-

2

Я личность

1

-

1

3

Самого себя любить

1

-

1

4

Какого цвета мои чувства

1

-

1

5

Анализирую себя

1

-

1

6

Моя многогранность

1

-

1

7

Как я себя чувствую

1

-

1

8

Я особенный

1

-

1

9

Мои откровения

1

1

-

10

Следы чувств

1

-

1

11

Мой страх

1

-

1

12

Мое чувство вины

1

-

1

13

Моя тревога

1

-

1

14

Мое одиночество

1

-

1

15

Моя агрессия

1

-

1

16

Мой гнев

1

-

1

17

Моя зависть

1

-

18

Я совершенство

1

-

Содержание программы

Тема занятия

Содержание занятия

1.Диагностический блок

1.1.1 «Будем

знакомы»

Ритуал приветствия.

Упражнение «Сегодня я похож на … (цветок ) Потому что

Психотерапевтическая беседа

Согласование рамок работы

«Волшебная страна чувств»

«Три дерева»

Восьмицветовой Люшера.

Определение путей помощи ребёнку.

Упражнение «Вы меня узнаете?»

Рефлексия

Ритуал прощания

2.1.2 «Я

личность»

Ритуал приветствия.

Упражнение «Сегодня я похож на … (животное) Потому

что…

Тест “СМОЛ” (для учащихся 14–16 лет).

Цель: выявление типа личности подростка, его

характерологических особенностей.

Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет).

Цель: определение типа акцентуации характера.

Тест “Анализ семейной тревоги” (Э.Г.Эйдемиллер).

Рефлексия

Ритуал прощания

2. Повышение самооценки, снятие тревожности.

3.2.1. «

Самого себя

любить»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (погоду) Потому что…

Упражнение «Мое отражение»

Упражнение «Без маски»

Упражнение «Автопортрет»

Упражнение «Диалог с собой»

Рефлексия

Ритуал прощания

4.2.2. «Какого

цвета мои чувства»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (цвет) Потому что…

Упражнение «5 ситуаций»

Упражнение «Мусорное ведро»

Упражнение «Раскрась свои чувства»

Рефлексия

Ритуал прощания

5.2.3.

«Анализирую

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (автомобиль) Потому

себя»

что…

Упражнение «Что я знаю о себе»

Упражнение «Мои сильные стороны»

Упражнение «Мои добрые дела»

Упражнение «Я подарок доя человечества»

Упражнение «Письмо себе, любимому»

Рефлексия

Ритуал прощания

6.2.4. «Моя

многогранность».

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (геометр фигура)

Потому что…

Дискуссия «Самое-самое».

Методика. «Моя вселенная»

Упражнение «Девиз»

Рефлексия

Ритуал прощания

7.2.5. «Как я

себя чувствую»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (природное явление)

Потому что…

Упражнение «Сказочная поляна»

Медитация «Страна чувств»

Упражнение «Зубы и мясо».

Рефлексия

Ритуал прощания

8.2.6. «Я

особенный»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (блюдо) Потому что…

Упражнение «Лес»

Упражнение «Письмо себе любимому»

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в

будущем»

Рефлексия

Ритуал прощания

9.2.7. «Мои

откровения»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (предмет) Потому

что…

Упражнение «4 персонажа»

Графический прием «Шесть незаконченных изображений».

Упражнение «Конверт откровений»

Упражнение «Три портрета»

Рефлексия

Ритуал прощания

3. Работа с чувствами и эмоциями

10.3.1«Следы

чувств»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (мебель) Потому

что…

Упражнение «Рисуем чувства»

Анализ упражнения

Рефлексия

Ритуал прощания

11.3.2.«Мой

страх»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (овощь) Потому что…

Техника «Рисуем эмоции»

Упражнение «Веселый страх»

Сказочное преодоление страха

Сочинение сказки

Рисование нерабочей рукой.

Заполнение таблицы:

Мне страшно, когда….

Как победить свой страх…

Рефлексия

Ритуал прощания

12.3.3. «Мое

чувство вины»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (автомобиль) Потому

что…

Упражнение «Мои «виноватые» мысли»

Упражнение «Конверты радости и огорчений»

Упражнение «Суд»

Упражнение «Пустой стул»

Упражнение «Разбитая статуэтка»

Упражнение «Письмо»

Игра «Мне было стыдно, когда …»

Упражнение «Изобразим вину и стыд»

Процесс исцеления

Рефлексия

Ритуал прощания

13.3.4. «Моя

тревога»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на (автомобиль) Потому

что…

Упражнение «Конверты радости и огорчений»

Упражнение «Рисунок на мятой бумаге»

Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»

Упражнение «По сырому»

Упражнение «Набрызгивание»

Упражнение «Моя планета»

Упражнение «Автомобиль»

Упражнение «Избавление от тревог»

Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…».

Составление рассказа.

Упражнение «Драка»

Упражнение «Воздушный шарик»

Упражнение «Корабль и ветер»

Упражнение «Подарок под елкой»

Упражнение «Дудочка»

Упражнение «Штанга»

Упражнение «Вверх по радуге»

Упражнение «Заброшенный сад»

Упражнение «Я по городу шагаю»

Рефлексия

Ритуал прощания

14.3.5. «Мое

одиночество»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (автомобиль) Потому

что…

Упражнение «Победи одиночество».

Упражнение «Закачивание историй».

Тест «Ваше отношение к одиночеству».

Упражнение «Аукцион».

Упражнение «Нарисуйте свое одиночество»

Упражнение «Минута одиночества»

Рефлексия

Ритуал прощания

15.3.6 «Моя

агрессия»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (автомобиль) Потому

что…

Тест «Нарисуй кактус»

Техника «Подушка ярости, крика или плача»

Сломай меня!

Игра «Колючий ежик».

Упражнение «Рубим дрова»

Упражнение «Я злюсь, когда…»

Заполнение таблицы:

Как люди относятся к тем,

кто дерётся…

Как стравиться с

агрессией…

Рефлексия

Ритуал прощания

16.3.7. «Мой

гнев»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (автомобиль) Потому

что…

Упражнение «Два барана»

Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Упражнение «Мешочек криков»

Упражнение «Кулачки» («Лимон»).

Заполнение таблицы:

Мне обидно, когда…

Что

делать,

если

тебя

обидели?

Рефлексия

Ритуал прощания

17.3.8. «Моя

зависть»

Ритуал приветствия

Упражнение «Сегодня я похож на … (автомобиль) Потому

что…

Упражнение «Разбор по слогам»

Упражнение «Дотянись до своей звезды»

Упражнение «Сам себе премиант»

Рефлексия

Ритуал прощания

18.3.9 «Я

совершенство»

Список литературы

1. Вайнер, М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные

особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно

– развивающее образование. – 2008. - №4. – С. 64

2. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л.С.

Выготский. – М., 1982

3. Гордева, О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордева //

Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 22 – 32

4. Громова, Т.В. Страна эмоций. Методика как инструмент

диагностической и коррекционной работы с эмоционально – волевой сферой

ребёнка / Т.С. Громова. – М.: УЦ Перспектива, 2002

5. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.

Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2002

6. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.

заведений: В3 кн / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 –

Кн.

3.:

Психодиагностика.

Введение

в

научное

психологическое

исследование с элементами математической статистики. – С. 640

7. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии / Н.А. Сакович. – СПб.:

Речь, 2002



В раздел образования