Автор: Носова Ксения Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №369 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Расширение словаря у дошкольников с ТНР через многозначные слова
Раздел: дошкольное образование
Расширение словаря дошкольников с ТНР
через многозначные слова
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми
старшего дошкольного возраста относится формирование у них
связной
речи.
Для
полноценной
работы
в
этом
направлении
необходима сформированность всех компонентов речевой системы:
звукопроизношения,
лексики,
грамматики.
Объем
и
точность
словаря ребенка обуславливают успешность его обучения в школе.
Обогащение
словаря
осуществляется
преимущественно
привлечением
внимания
к
способам
словообразования,
к
эмоционально — оценочному значению слов.
Быть
внимательным
к
новым
словам
и
их
значениям,
расширять
словарный
запас
помогает
знакомство
детей
с
многозначными словами. Многие слова русского языка имеют не
одно, а два – три, а некоторые и большее количество значений.
Слово в изолированном виде воспринимается в своем основном
значении, то есть в том, в котором чаще всего употребляется в
речи. Различить значения многозначного слова можно только в
сочетании с другими словами. Толкование их значений обязательно
обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими
предметами и явлениями окружающего мира. Например, форма
предмета:
ШЛЯПКА
–
модная
ШЛЯПКА
(головной
убор,
небольшая шляпа); ШЛЯПКА гвоздя (верхняя расширенная часть
гвоздя);
ШЛЯПКА
гриба
(верхняя
часть
гриба,
по
форме
напоминающая головной убор – шляпу).
Многозначными
могут
быть
слова
всех
самостоятельных
частей
речи,
кроме
числительных:
ручка
двери,
ручка
ребенка;
тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.
Коррекционная
работа
не
проводится
изолированно
от
программы
образовательного
учреждения,
а
является
ее
составляющей,
только
в
более
обогащенном
развернутом
виде.
Изучение и знакомство с многозначными словами может проходить
параллельно с программой детского сада. Программа по развитию и
совершенствованию речи в детском саду строится по лексическим
темам. В каждой теме можно изучить определенные многозначные
слова, которые имеют отношение к ней. Это позволяет сделать
изучаемую тему более интересной, многогранной и занимательной
для
ребенка.
Например,
в
лексической
теме
«Игрушки»
дети
знакомятся с многозначным словом «пирамида» и узнают такое
Чудо
Света,
как
пирамида
Хеопса.
Это
способствует
познавательному развитию дошкольников, интересу к получению
новых знаний. В качестве закрепления целесообразно повторить
некоторые слова в других лексических темах, к которым они имеют
отношение. Например, слово «иголка (иголки)» может встречаться
в темах: «Дикие животные», «Деревья», « Профессии».
Выделяют этапы работы над многозначностью:
Первый этап – знакомство с многозначным словом, называние
его; Второй — составление словосочетаний (или предложений) с
многозначным словом;
Третий – использование многозначного слова.
При
изучении
многозначных
слов
активно
задействована
когнитивная
сфера
ребенка.
На
первом
этапе
работы
при
знакомстве
с
новым
словом
используются
такие
методы,
как
сравнение,
сопоставление,
проблемно-поисковый
метод,
когда
ребенок
ставится
в
определенную
ситуацию,
поиск
решения
которой
позволяет
узнать
значения
многозначного
слова.
Знакомство с многозначными словами проходит при визуальном
контроле,
опоре
на
зрительное
восприятие.
Поэтому
в
работе
обязательно
используются
картинки,
иллюстрации,
рисунки
многозначных
слов.
Ребенок
рассматривает,
сравнивает,
анализирует,
находит
сходство
и
отличие.
Узнав
новое
слово,
ребенок составляет с ним
словосочетания (или
предложения) в
разных его значениях – это второй этап.
На
последнем
этапе
работы
проводятся
различные
игры
и
задания,
которые
направлены
не
только
на
закрепление
употребления
многозначного
слова,
но
и
на
решение
логопедических задач.
Таким
образом,
знакомство
с
многозначными
словами
не
только делает изучаемую тему интереснее, но и решает задачи
логопедической
работы
с
детьми.
Изучение
многозначных
слов
детьми дошкольного возраста расширяет и уточняет их словарный
запас, что ведет к развитию и совершенствованию лексической
стороны речи, а также вызывает интерес к родному языку.
Носова Ксения Николаевна,
учитель-логопед,
МАДОУ №369 «Калейдоскоп»,
г. Новосибирск