Напоминание

Расширение словаря у дошкольников с ТНР через многозначные слова


Автор: Носова Ксения Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №369 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Расширение словаря у дошкольников с ТНР через многозначные слова
Раздел: дошкольное образование





Назад




Расширение словаря дошкольников с ТНР

через многозначные слова

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми

старшего дошкольного возраста относится формирование у них

связной

речи.

Для

полноценной

работы

в

этом

направлении

необходима сформированность всех компонентов речевой системы:

звукопроизношения,

лексики,

грамматики.

Объем

и

точность

словаря ребенка обуславливают успешность его обучения в школе.

Обогащение

словаря

осуществляется

преимущественно

привлечением

внимания

к

способам

словообразования,

к

эмоционально — оценочному значению слов.

Быть

внимательным

к

новым

словам

и

их

значениям,

расширять

словарный

запас

помогает

знакомство

детей

с

многозначными словами. Многие слова русского языка имеют не

одно, а два – три, а некоторые и большее количество значений.

Слово в изолированном виде воспринимается в своем основном

значении, то есть в том, в котором чаще всего употребляется в

речи. Различить значения многозначного слова можно только в

сочетании с другими словами. Толкование их значений обязательно

обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими

предметами и явлениями окружающего мира. Например, форма

предмета:

ШЛЯПКА

модная

ШЛЯПКА

(головной

убор,

небольшая шляпа); ШЛЯПКА гвоздя (верхняя расширенная часть

гвоздя);

ШЛЯПКА

гриба

(верхняя

часть

гриба,

по

форме

напоминающая головной убор – шляпу).

Многозначными

могут

быть

слова

всех

самостоятельных

частей

речи,

кроме

числительных:

ручка

двери,

ручка

ребенка;

тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

Коррекционная

работа

не

проводится

изолированно

от

программы

образовательного

учреждения,

а

является

ее

составляющей,

только

в

более

обогащенном

развернутом

виде.

Изучение и знакомство с многозначными словами может проходить

параллельно с программой детского сада. Программа по развитию и

совершенствованию речи в детском саду строится по лексическим

темам. В каждой теме можно изучить определенные многозначные

слова, которые имеют отношение к ней. Это позволяет сделать

изучаемую тему более интересной, многогранной и занимательной

для

ребенка.

Например,

в

лексической

теме

«Игрушки»

дети

знакомятся с многозначным словом «пирамида» и узнают такое

Чудо

Света,

как

пирамида

Хеопса.

Это

способствует

познавательному развитию дошкольников, интересу к получению

новых знаний. В качестве закрепления целесообразно повторить

некоторые слова в других лексических темах, к которым они имеют

отношение. Например, слово «иголка (иголки)» может встречаться

в темах: «Дикие животные», «Деревья», « Профессии».

Выделяют этапы работы над многозначностью:

Первый этап – знакомство с многозначным словом, называние

его; Второй — составление словосочетаний (или предложений) с

многозначным словом;

Третий – использование многозначного слова.

При

изучении

многозначных

слов

активно

задействована

когнитивная

сфера

ребенка.

На

первом

этапе

работы

при

знакомстве

с

новым

словом

используются

такие

методы,

как

сравнение,

сопоставление,

проблемно-поисковый

метод,

когда

ребенок

ставится

в

определенную

ситуацию,

поиск

решения

которой

позволяет

узнать

значения

многозначного

слова.

Знакомство с многозначными словами проходит при визуальном

контроле,

опоре

на

зрительное

восприятие.

Поэтому

в

работе

обязательно

используются

картинки,

иллюстрации,

рисунки

многозначных

слов.

Ребенок

рассматривает,

сравнивает,

анализирует,

находит

сходство

и

отличие.

Узнав

новое

слово,

ребенок составляет с ним

словосочетания (или

предложения) в

разных его значениях – это второй этап.

На

последнем

этапе

работы

проводятся

различные

игры

и

задания,

которые

направлены

не

только

на

закрепление

употребления

многозначного

слова,

но

и

на

решение

логопедических задач.

Таким

образом,

знакомство

с

многозначными

словами

не

только делает изучаемую тему интереснее, но и решает задачи

логопедической

работы

с

детьми.

Изучение

многозначных

слов

детьми дошкольного возраста расширяет и уточняет их словарный

запас, что ведет к развитию и совершенствованию лексической

стороны речи, а также вызывает интерес к родному языку.

Носова Ксения Николаевна,

учитель-логопед,

МАДОУ №369 «Калейдоскоп»,

г. Новосибирск



В раздел образования