Авторы: Березина Галина Алексеевна, Кунаева Надежда Григорьевна
Должность: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 40 "Берёзка"
Населённый пункт: Московская область, г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ДОУ»
Старший воспитатель Березина Г.А., музыкальный руководитель
Кунаева Н.Г. МБДОУ – детского сада № 40 Берёзка» г. Серпухов Московская
область
Построение
образовательного
процесса
в
ДОУ,
реализующих
инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-
функциональной
модели,
спроектированной
на
основе
интеграции
системного,
компетентностного
и
дифференцированного
подходов,
ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными,
здоровьесберегающими,
коммуникативными,
деятельностными,
информационными компетенциями.
Организация инклюзивного проекта имеет свои особенности и строится
на следующих принципах:
– принцип
индивидуального
подхода предполагает
всестороннее
обследование учащихся и разработку соответствующих мер педагогического
воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и
средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных
потребностей каждого из детей группы);
– принцип
поддержки
самостоятельной
активности
ребенка
(индивидуализации).
Важным
условием
успешности
инклюзивного
образования является обеспечение условий для самостоятельной активности
ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально
активной личности, которая является субъектом своего развития, а не
пассивным потребителем социальных услуг;
– принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для
понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного
процесса
с
целью
достижения
плодотворного
взаимодействия
на
гуманистической
основе;
активное
включение
детей,
родителей
и
специалистов в области образования в совместную деятельность как
учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как
модели реального социума;
– принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных
характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к
определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Специалисты
(воспитатель,
логопед,
социальный
педагог,
психолог,
дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе,
регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют
образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка,
так и на группу в целом;
– принцип
вариативности в
организации
процессов
обучения
и
воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными
особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей
среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств
обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и
воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и
средства работы как общей, так и специальной педагогики;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут
эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и
соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить
доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка,
внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд,
важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных
действиях, направленных на поддержку ребенка;
– принцип динамического развития образовательной модели детского
сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные
подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
При принятии решения о разворачивании инклюзивного проекта в
образовательном учреждении учитывается следующее:
•
психологическая
готовность
коллектива
ДОУ
к
инклюзии,
предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками
организации инклюзивной практики и согласие с ними;
• наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-
психологов, учителей-логопедов) или договора с психолого-педагогическими
и
медико-социальными
центрами
о
психолого-педагогическом
сопровождении детей с ОВЗ;
• наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления
инклюзивного проекта – обеспечение условий для совместного воспитания
и образования детей с разными образовательными потребностями.
Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной
педагогической деятельности, предполагающей ряд обязательных процедур
(осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание
средств и методов, оценку результатов и коррекцию деятельности) и
этапность их реализации в соответствии с решаемыми задачами.
На первом этапе планируются следующие мероприятия:
•
ПМПк
(психолого-медико-педагогическая
комиссия),
на
основе
заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной внутренними
специалистами, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в
ДОУ и индивидуальную образовательную программу;
• происходит знакомство с детьми и семьями, а при наличии в ОУ
консультативного пункта (КП) – проведение первичного приема детей с ОВЗ
для диагностики и разработки рекомендаций;
• составляется расписание, и определяется распорядок дня.
При
включении
в
образовательный
процесс
ребенка
с
особыми
образовательными потребностями необходимо продумать, что нового внесет
своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от
учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает
составление индивидуального образовательного маршрута и изменения
средовых условий с учетом его особенностей.
На втором этапе решаются следующие задачи:
• разработка концепции организации инклюзивного проекта, включающего
основные ценности и технологии их реализации;
• разработка образовательной программы, учитывающей государственные
требования и особенности инклюзивного процесса;
• создание методического обеспечения образовательного процесса;
• создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования;
• определение педагогов и специалистов, разрабатывающих
индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ;
• создание предметно-развивающей среды;
• выстраивание партнерских отношений со всеми участниками
образовательного процесса.
Организационная
модель
инклюзивного
ДОУ
должна
учитывать
разнообразные условия, зависящие от комплектации детского сада, быть
гибкой и вариативной.
В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы, в которых
наряду с детьми, не имеющие речевых нарушения, есть дошкольники с
дефектами речи. Ежедневно мы сталкиваемся с проблемой социализации
таких детей: из-за речевых дефектов они мало общаются, сверстники их не
всегда понимают. У детей формируются комплексы, зажатость в выражении
чувств и эмоций.
Это требует большого внимания и индивидуального
подхода к каждому ребёнку. Детей необходимо научить умению вести себя в
соответствии с ситуацией. Вступать в контакты с окружающими. Быть
внимательными и доброжелательными.
Перед нами, педагогами образовательного учреждения, встала задача
найти такую форму работы, которая заинтересовала бы детей, вызвала
положительный
эмоциональный
отклик
и
способствовала
развитию
психических
процессов,
коммуникации,
социализации,
познанию,
художественного
творчества.
Всем
этим
критериям
отвечает
театрализованная деятельность, которая является разновидностью игры,
изначально носит художественный характер: это литературный текст и
выразительное слово, пластика, мимика, действие актёра, музыкальное
сопровождение. Работа по театрализованной деятельности начиналась с
планирования
игр
и
включения
их
в
деятельность
детей
старшего
дошкольного возраста в течение дня. Для творческого развития детей были
подобраны и изготовлены декорации различных видов театра: куклы на
лопатках, театр вязаной игрушки, пальчиковый театр, настольный театр,
театр говорящих кукол и пр. Следующим этапом стало создание рабочей
программы по театрализованной деятельности «Театральная шкатулка», в
основе которой содержатся театрализованные игры-занятия, включающие в
себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения, по
социально-эмоциональному развитию детей;
Конкурсы, музыкальные этюды и пантомима;
Разрешение проблемных ситуаций;
Занимательная творческая деятельность;
Постановка спектакля и др.
Большое значение в развитии детей придается работе с родителями.
Создание ситуаций, требующих совместной деятельности, делают родителей
активными участниками педагогического процесса, и доставляют и детям, и
родителям массу положительных эмоций. С этой целью был спланирован и
реализован краткосрочный проект (месяц) «Чтоб рука артисткой стала!».
Участники проекта – дети старшей группы. Актуальность его заключается в
некомпетентности родителей о значении театра в становлении личности
ребенка. Это обосновано тем, что у родителей и детей отсутствует интерес к
театру. У детей не сформированы творческие умения в «актёрском
мастерстве».
Задачи проекта:
1.
Пробудить интерес детей и родителей к театру;
2.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства
(использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);
3.
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов
театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Для решения поставленных задач с детьми проводились мероприятия:
- просмотр музыкального, кукольного спектакля: «Мешок с яблоками»
(кружок «Театральная шкатулка») и беседа об увиденном, инсценировка
фрагментов спектакля;
- проведение виртуальной экскурсии в городской Драматический театр с
посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада
реквизита, музея и т.д.;
- презентация разных видов театра для детей под названием «Путешествие
Колобка»;
- активное использование в совместной деятельности с детьми театра бибабо,
пальчикового, марионеток, говорящих кукол и др.;
- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок в индивидуальной работе;
- создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности
детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыкального
репертуара);
- репетиции с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале настоящим
зрителям: детям и родителям.
Для решения поставленных задач проекта с родителями были проведены
следующие мероприятия:
- наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием
истории театра, его видов, «мастер-класс» по изготовлению театров,
декораций, театральных кукол;
-
аншлаг
спектаклей
для
детей
в
городе,
драматическом
театре
с
приглашением посетить и сделать фотографии интересных встреч с театром;
-
выставка-презентация
разных
видов
театра
«Поиграйте
с
нами!»
(рассматривание
видов
театра,
варианты
их
изготовления,
приемы
кукловождения);
- репетиции спектакля для детей «Маша и Медведь» с использованием
авторского театра кукол на лопатках;
- изготовление для детского сада разных видов театра.
Для
решения
поставленных
задач
проекта
проведено
совместное
мероприятие
детей
и
родителей:
дружеская
встреча,
посвящённая
Всемирному дню театра – 27 марта. В ходе встречи детьми были обыграны:
сказка «Мешок с яблоками», потешка «Сидит белка на тележке…», мини-
сценка «Петрушка и Ёж», этюд «Молчок». Родители тоже выступили для
детей с театрализованным представлением «Одну простую сказку хотим вам
показать»
Эффективность проекта сказалась на его результатах:
1.
В проекте принимало участие 78% семей группы;
2.
Родители и дети познакомились с историей театра, его видами,
способами изготовления и обыгрывания;
3.
При проведении анкетирования родителей в конце проекта «Играете ли
Вы с ребёнком дома в театр?», возросло желание родителей заниматься
театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр;
4.
Многие
родители
приобрели
и
изготовили
для
домашнего
использования различные виды театра (пальчиковый, театр вязаной
игрушки, теневой, марионеток и др.);
5.
Фотоотчёт проекта «Чтоб рука артисткой стала!»;
6.
Слова благодарности родителей в тетради отзывов и предложений.
Но самое главное, дети во время театрализованного действа чувствуют себя
более
раскованно,
свободно,
что
позволяет
эффективнее
усваивать
познавательную информацию об окружающем мире и учиться жить в этом
мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми.