Напоминание

Ознакомление дошкольников с народными традициями русской культуры "Мой край-мой дом родной"


Автор: Мочалова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 157
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Публикация
Тема: Ознакомление дошкольников с народными традициями русской культуры "Мой край-мой дом родной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Мой край – мой дом родной"

Цели и задачи:

Познавательные: ознакомление учащихся с народными традициями русской, башкирской

и казахской культуры, с историей родного края, предметами старинного быта;

Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему родному

краю, формирование толерантного сознания детей , принятия уважительного отношения к

разным национальностям;

Развивающие: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и сада воспитание

чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

Оформление: название «Мой край – мой дом родной», в центре карта Оренбургской области,

вокруг карты картинки народов, населяющих область в национальных костюмах

Оборудование:

костюм для домовёнка Кузи,

бабушкин сундук с реликвиями,

карточки с ситуациями для пап

карточки с вопросами викторины

бумага, ручки для команд

Ведущий 1:

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Песня «Дороги России» (приложение 1)

Ведущий 2: Наша Родина – Россия. Но у каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое

сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наше Оренбуржье.

Ученик 1: (читает стихотворение)

Край родной

(Р.П. Герасимов)

На карте – с ладонь или даже поменьше,

А пешим – попробуй его обойди!

Смотри: бесконечные- бесконечные

Все степи да степи бегут впереди.

А реку мне выразить словом?

Я лучше сравнения не отыскал –

По жёсткой руке Оренбуржья родного,

Как синя жилка, струится Урал…

Народ корневой, работящий, плечистый,

Душа у народа, как степь, широка.

На пляску выходят:

Движенья, что выстрелы.

А песни – медлительней, чем облака.

Я всё здесь люблю,

И мне всё здесь знакомо:

И небо, и солнце, что бродит в хлебах.

Запомнил навек,

Как в родительском доме

Пахуч каравай в материнских руках.

И зной ли нас сушит,

Бураны ли вьюжат,

Гордимся, поля щедро потом умыв,

Что в Герб нашей Родины

Хлеб Оренбуржья

Вплели золотыми колосьями мы.

Песня «Оренбуржье моё» (приложение 2)

Ведущий 1: (читает стихотворение)

Мой край

Край мой Оренбургский,

Край полынный!

Мир осин дрожащих и берёз.

Над степной дорогою суглинной

Высверк соли,

Отцвет белых рос.

В давний год едва ли не былинный

От приволжской сумрачной земли

По дороге этой длинной-длинной

Мой отец и дед сюда пришли.

Я по ней и хаживал и бегал,

Падал ниц на дальнюю межу.

К их теперь последнему ночлегу

Постоять в молчанье прихожу.

Я душою землю обнимаю

Дорогую до скончанья дней.

Облака, что вишни в белом мае,

Проплывают медленно над ней.

Ведущий 2: Но у каждого человека есть ещё и малая родина.

Ученик 2: (читает стихотворение)

Малая родина

(В. Тихомиров)

Малая родина!

Отчий мой край, я – травинка твоя.

Можно уехать…

Никто не осудит.

Сколько людей на вокзалах сидит,

В светлое будущее верится людям.

Что ожидает их впереди?

Может я тоже уеду однажды

Лучше я видел в России места.

Но неужели для сердца не важно,

Где расцветут два вишнёвых куста.

Малая родина!

Отчий мой край, я – кровинка твоя.

Солнце печёт или бьёт непогода,

Я без тебя, что костёр без огня.

Ведущий 1: На слиянье речушек - Кураганки и Блявы – Расположен посёлок, Блявтамак мой

родной.

Ведущий 2:

Здесь в мире мы за годом год

Живём, друг другу помогая,

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.

Ведущий 1: Малая родина, отчий дом, семья – вот начало всех начал.

Мы – семья.

По-отечески строги

К нам бывают родные края.

И Отечество тоже в итоге –

Нет, не просто народ, а семья.

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землёй и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Ведущий 2: Сегодня для нас свои дружеские двери распахнут наши семьи.

(Представление семей).

Ведущий 1: Оценивать наши семьи будет Семейный совет в составе:

(Представление членов жюри).

Итак, мы начинаем наш праздник «Мой край – мой дом родной».

Ведущий 2:

Семья как крепость – непреступна, нерушима,

И с каждым годом всё надёжней и прочней.

У каждого своя – едина и любима,

И славится устоями, традицией своей.

Ведущий 1: Итак, по традиции первый конкурс «Визитная карточка».

(Семьи представляют свои визитные карточки.)

Ведущий 2: Этническая картина нашего края многолика. Земля Оренбуржья очень древняя,

сохранившая память многих поколений, исторических событий. На территории области

насчитывается около 80 национальностей. В составе многонационального населения Оренбуржья

проживают в частности русские, башкиры, казахи. Поэтому сегодня в конкурсной программе

участвуют семьи разных национальностей.

Ведущий 1: Культура Оренбуржья складывается из старинных традиций и обычаев разных наций,

которые бережно хранятся, соблюдаются и передаются из поколения в поколение. И сегодня

особенности национальной песни, танца и кухни вам продемонстрируют наши конкурсанты. Вы

наверно уже заметили, что наши участники конкурса в национальных костюмах. Просим

продемонстрировать их.

(Семьи демонстрируют свои национальные костюмы, исполняют национальные песни, танцы,

предлагают на суд зрителей и жюри свои блюда).

Ведущий 1: Предоставляется слово Семейному совету (оценки за визитку).

Ведущий 2:

Я счастлив: моя Родина – село.

Оно мне радость творчества дало.

И черпаю я силы от земли,

Которую отцы сберечь смогли.

Я рад, что край родимый в жизни есть.

Любимых мест мне в нём не перечесть.

И если спросят, где моя душа,

Отвечу: «Дома, где родился я!»

А сейчас нашим конкурсантам предстоит ответить на вопросы викторины, посвящённой родному

краю.

Краеведение:

1.

Когда образовался п. Блявтамак?

2.

Где берёт начало река Кураганка, и почему она так называется?

3.

В каком году была открыта Блявтамакская средняя школа?

Топонимика:

1.

Как с башкирского языка переводится название реки «Блява»?

2.

Как с башкирского переводится название посёлка «Блявтамак»?

3.

Как переводится с башкирского языка месторождение медной руды Яман-Каса?

Экология:

1.

Назовите реки, которые протекают по территории нашего города и загрязняются

промышленными стоками, бытовыми отходами.

2.

По какой причине были спущены воды Херсонского водоёма?

3.

Назовите предприятия города, производство которых пагубно влияет на экологию города

Медногорска.

Ведущий 1: Слово семейному совету (оценки за костюмы, танец, песню, блюдо).

Ведущий 2: В сегодняшнем мире сложно, неуютно. Люди порой, не замечая друг друга, бегут куда-

то, невнимательны друг к другу. Мы спорим, жалеем доброго слова и душевного тепла для своих

близких и родных.

Ведущий 1: И только от нас зависит, чем станет наш дом – продолжением этих проблем, неурядиц,

неуверенности и беспокойства или источником бодрости, оптимизма, душевного тепла и

терпимости.

Ведущий 2: Правильно говорили англичане, запирая дверь: «Мой дом – моя крепость»

Ведущий 1: А я предлагаю открыть ворота, опустить мосты, распахнуть окна и впустить в ваши

крепости побольше света и тепла.

(Вдруг на сцене начинает мигать свет, слышатся улюлюканье, звон разбитой чаши).

Ведущий 2: Что это? Кто это?

(Раздаётся «покрякивание» и на сцене появляется «Домовой»).

Домовой (оглядывает всех, ведущих, изучает декорации сцены): Неужто про меня забыли? Все

хорошо знают, что домовой любит семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые

бережно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких-то кто и

забудет накормить коровушку или просто выключить чайник на плите, то сам домовой за него

позаботится. Разве вы не согласны?

Ведущий 1: Нет, нет, дедушка Домовой! Знаем и верим, что ты свидетельствуешь о живучести

домашнего духа и близок к добрым людским интересам!

Ведущий 2: Да, дедушка Домовой, посмотри, ведь сегодня к нам в гости пришли замечательные

семьи: учащиеся нашей школы вместе с папами и мамами, с братишками и сестрёнками,

бабушками и дедушками. Семьи дружные, весёлые, талантливые: все поют, танцуют, играют на

музыкальных инструментах.

Домовой: А вот сейчас мы это проверим!

Ведущий 1: Сколько угодно!

Домовой: В старину, какие детки были смышленые!

Ведущий 2: И наши тоже не хуже!

Домовой: Есть у меня сундучок. Это сундучок ещё моей прабабушки. Я часто нахожу в нём

подарки от хозяев: то интересную книгу, то конфетку, то кусочек пирога… Ой! Сколько здесь

сюрпризов! Но так и быть, я с вами поделюсь.

(Домовой вытаскивает содержимое сундука).

Ведущий 1: Сдаётся мне, что это предметы старины, которыми мало кто сейчас в наше время

пользуется.

Ведущий 2: Но несмотря на это мы должны знать, как они называются.

(Дети отгадывают, как правильно называется тот или иной предмет старины и для чего он

предназначен).

Ведущий 1: Что скажешь, дедушка Домовой, смышлёные дети?

Домовой: Так-то оно так, да будут они здоровы. Кстати, я вот хочу проверить: все ли мамы умеют

хранить здоровье детей сами, без помощи врача. К примеру, малая хворь напала. Завтра в школу,

а за ночь детей на ноги поставить надо.

Ведущий 2: Так испытайте. Думаю, что наши мамы знают секреты народной медицины и скажут

сейчас, как помогают при болезнях чеснок, редька, картофель.

(Мамы рассказывают рецепты народной медицины, например: Чеснок лечит ангину,

гипертонию, бессонницу, грипп, служит для выведения бородавок и мозолей. Редька помогает

от кашля, камней в почках, невралгии, противоглистное средство, удаляет веснушки. При

болезнях желудка противопоказана. Картофель применяют при ожогах, экземе, для лечения

верхних дыхательных путей, при гастрите и язве в сыром виде, как косметическое средство с

молоком и желтком.)

Ведущий 1: Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». От

того, сколько совпадений будет в ответах родителей и детей, зависит результат этого конкурса.

(Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, помогает

определить положение ребёнка в семье, желание родителей знать своего ребёнка, его

проблемы, его внутреннее состояние.)

Ответы зачитывают по очереди родители, потом – дети.

Ведущий 2: «Природа в доме – семейный лекарь». А сейчас послушаем частушки, которые нам

споют весёлые девчушки.

Частушки (приложение 3)

Ведущий 1: Но забудем о болезнях, мы здесь, слава Богу, здоровы, и пусть болезни не омрачают

праздника.

Домовой: Согласен! А теперь пришла очередь посмотреть, на что способны главы семей. Часто

бывает так, что папы принимают пассивное участие в жизни семьи, им некогда уделить внимание

детям, жене…

Ведущий 2: Нет, наши не такие, они умеют поддержать компанию, веселы, находчивы,

общительны и внимательны.

Домовой: Утешьте, пожалуйста, пословицей или поговоркой моё состояние души. Подбодрите

меня!

1.

Я потерял большую сумму денег.

2.

Я забыл купить жене подарок на 8 Марта.

3.

Меня опять вызывают в школу.

(Папы вспоминают пословицы или поговорки, соответствующие данной ситуации, например:

1.

Не в деньгах счастье.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Что ни делается, всё к лучшему.

2.

Лучше поздно, чем никогда.

Сам как подарок.

3.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Маленькие дети – меленькие проблемы, большие дети – большие проблемы.

У семи нянек – дитя без глазу.)

Ведущий 1: Слово Семейному совету. (Жюри оценивает предыдущие конкурсы).

Как лечат наши мамы, мы слышали. А смогут ли они вспомнить, какими были маленькими их дети,

рассказать сказку или же спеть колыбельную? Мне очень приятно объявить конкурс «Вечерняя

сказка или колыбельная».

Домовой: Молодцы! Выдержали испытания. Теперь я уверен, что гости, придя в любую из ваших

семей, не заскучают, приболев – оздоровятся, и будут удивлены умными детишками. А значит, вас

можно допускать к любому празднику.

Ведущий 2: И сейчас он пришёл в дом семьи (назвать фамилию семьи). Мы готовы послушать и

побывать на их празднике, но прежде каждая семья расскажет об одном из своих национальных

праздников.

Ведущий 1:

Семья… показывает семейный праздник…

Семья… показывает семейный праздник…

Семья… показывает семейный праздник…

Ведущий 2: Просто здорово! Сколько было гостей, а ещё больше веселья! Но мы, к сожалению,

должны подвести окончательные итоги нашего «Праздника Семьи».

Ведущий 1: Слово Семейному совету.

Ведущий 2: Победила дружба! А иначе и быть не могло. Это значит, что мы ещё не раз встретимся

дружным многонациональным коллективом. Будем петь и танцевать, плакать и смеяться, а значит

жить, все вместе русские, башкиры, казахи… Жить дружно!

Ведущий 1: Большое спасибо семьям, всем участникам, тем людям, которые помогли нам в

подготовке и проведении этого большого светлого праздника!

Ведущий 2:

Пусть всех весенний ветер дразнит,

Нам жить без праздников нельзя.

Не уходи из сердца, праздник,

До новых праздников, друзья!



В раздел образования