Автор: Брынских Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Красная шапочка"
Населённый пункт: р.п. Линево Искитимский район
Наименование материала: конспект нод по экспериментированию во второй младшей группе
Тема: "Песок "
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе детского
сада
Подготовила Брынских О.В. воспитатель МКДОУ детский сад «Красная
шапочка» р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области
ТЕМА: Песок.
ЦЕЛЬ: Выяснить свойства песка, возможность его применения.
ЗАДАЧИ: 1. Формировать понятие о песке и его свойствах.
2. Учить пользоваться мерными ложками. Закреплять понятие «Один –
много».
3. Развивать умение находить разные варианты использования и применения
песка.
4. Развивать умение пользоваться методикой «Волшебная лупа».
5.Способствовать умению безопасно использовать песок.
6.Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ: фартуки, перчатки, одноразовые шапочки, бахиллы
по количеству детей, клеенка, подносы, мерные ложки, стаканчики,
формочки, контейнер с сухим песком; письмо с текстом и изображениями:
куча песка, дети играют в песочнице, строители замешивают цемент, вода в
лейке, песочный берег реки; емкость с водой; специально подготовленный
лист для фиксации эксперимента, фломастер, марля, палочки для рисования.
Воспитатель надевает на себя халат, перчатки, шапочку лаборанта, стелет на
стол клеенку, просит детей расставить подносы, формочки,
разложить
мерные ложки, стаканчики.
Воспитатель обращает внимание на лабораторию, организованную в группе,
в которой сидит Профессор Экспериментик
(куколка, переодетая в
лабораторную
одежду:
перчатки,
халат,
шапочку,
бахилы).
Рядом
с
Профессором стоит контейнер с песком.
- Ребята, кто это?
Ответы детей.
Воспитатель знакомит детей с Профессором Эспериментиком.
Все вместе рассматривают куклу Профессора.
- А что приготовил нам Профессор Экспериментик?
Дети отвечают: «Контейнер с песком».
- В контейнере есть какое-то письмо. Прочтем его.
Читают: «Ребята, посмотрите внимательно на эти изображения и помогите
разобраться
- что за вещество в
контейнере, какое оно, зачем оно
необходимо людям и где его можно применить».
Дети рассматривают изображения, на которых нарисовано: куча песка, дети
играют в песочнице, строители замешивают цемент, вода в лейке, песочный
берег реки; находят рядом с Профессором Экспериментиком «волшебные
лупы»: с изображением глаза, уха, ладошки.
- Давайте разбираться по порядку. На столах у нас лежат разные предметы.
Рассмотрите их и скажите, что вы видите? Возьмем «волшебную лупу» с
изображением глаза.
Дети рассказывают.
-Как вы думаете, с чего мы начнем?
Дети предлагают поиграть с песком.
- Сначала мы насыплем мерными ложками из ведерка в стаканчики песочек и
попробуем посчитать, сколько мерных ложек входит в стаканчик.
Дети насыпают песок в стаканчик, определяют, что мерных ложек с песком
потребуется. Определяют, что мерных ложек с песком необходимо МНОГО.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОНИ ЗАКРЕПЯТ ПОНЯТИЕ «ОДИН - МНОГО».
Фиксируют на специально подготовленном листе, сколько мерных ложек с
песком потребовалось насыпать в стаканчик из общего контейнера с песком.
Используют «Волшебную лупу» с изображением ладошки.
- Ребята, пока мы насыпали песок в стаканчик, что вы заметили, какой
песок?
Дети отвечают: «Он сыпался, значит он – СЫПУЧИЙ; сыпался, значит он
СУХОЙ».
Насыпают
на
разнос,
берут
формочку,
пробуют
сделать
«куличик», но не получается.
- Давайте попробуем намочить песок, проверим, что с ним станет.
Дети наливают воду мерными ложками на песок, насыпанный в поднос.
- Ребята, скажите, что теперь стало с песком?
Дети отвечают: «Он стал мокрым»
- Попробуйте из него что-нибудь слепить.
Дети лепят из песка комочки.
- Скажите, что вы смогли сделать с песком? Почему?
Дети отвечают: «Мы смогли слепить из песка комочки, потому что он
мокрый»
Дети вместе с воспитателем делают вывод, что сухой песок не лепится, а из
мокрого можно что-то сделать, например, комочки. Фиксируют на листе.
- Теперь попробуем с вами мокрый песок разравнять.
Равняют песок на подносе ладошками, плоскими палочками.
- А если взять попробовать сделать фигурки, используя формочки, что мы
увидим?
Дети выполняют задание.
Ответы детей: « С помощью формочки, из мокрого песка можно сделать
разные фигурки».
Фиксируют.
- Теперь возьмем полученную форму. Можем мы ее взять в руки?
Ответы детей «Не можем. Он рассыпается, фигурка портится. Песок плохо
держит форму. Может быть, в нем мало воды?».
- Теперь попробуем налить еще больше воды и посмотрим, что произойдет с
песком. Попробуем из него что-нибудь слепить.
Наливают много воды на песок.
Ответы детей: « Из песка ничего не получается сделать, в нем слишком
много воды»
- Да, ребята, из слишком мокрого песка ничего не сделать, потому что
водичка не дает нам сделать ничего из песка, точно так же, как на песочном
берегу водичка размывает песок. Песок нужно процедить, убрать из него
лишнюю воду.
Процеживают воду, через марлю. В марле остается только намоченный
песок.
- Давайте положим песочек на поднос и посушим его. А пока песок
высыхает, мы с вами поиграем.
Дети с воспитателем играют в игру «Сыплется песок». Для этого используют
«волшебную лупу» с изображением уха. Слушают, как сыплется песок.
Звучит музыкальная фонограмма
«ССССС. Сыплется песок». Дети под
музыкальное сопровождение инсценируют, как песок сыплется.
-Наш песок высох. Мы с вами можем поиграть в строителей. Но делать мы
это будем очень аккуратно, попробуем замесить раствор для скрепления
кирпичиков, чтобы построить домик.
Дети совместно с воспитателем играют в строителей. Смешивают песок со
специально подготовленным воспитателем раствором (клей ПВА, песок и
вода). Воспитатель следит за безопасностью использования раствора.
Дети могут порисовать палочкой на мокром и на сухом песке.
Рефлексия.
- Скажите, ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вы узнали о
песке? Где еще можно применять песок? Поместим наш лист с зарисовками
проведенных экспериментов в нашу лабораторию.
Профессор Экспериментик благодарит детей за полученные новые научные
знания.